Дидактико-методическое обеспечение УВП в начальной школе. Итоговый контроль по русскому языку в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Дидактико-методическое обеспечение УВП в начальной школе. Итоговый контроль по русскому языку в 1 классе.





Итоговый контроль

по русскому языку

для учащихся 1 класса















Составитель:

учитель начальных классов

КГУ «Пригородная средняя школа»

Замалдинова З.М.






Пояснительная записка.


В данном пособии представлен материал по русскому языку для учащихся начальных классов. К каждому разделу учебника разработана самостоятельная работа трёх уровней.

Первый уровень - базовый, при выполнении которого ученик закрепляет базовые знания. Второй уровень - уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления. Третий уровень - творческий. Он предполагает написание мини-сочинений, исправление грамматических ошибок, развитие логического мышления и речи.

Уровень ребёнок выбирает самостоятельно либо по рекомендации учителя.







одходящие по смыслу слово. а И. , озиро,

26262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626



Речь и предложение.


Речь бывает устная и письменная. Она состоит из предложений. Предложение - группа слов, которая выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конные предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки.

Уровень 1

Раздели текст на предложения.

Спиши и обозначь начало предло­жений большой буквой.

I вар. II вар.

Кошка ловит мышку она хитра. Вот норка там мышка у норки кошка.


Уровень 2

Составь и запиши из слов каждой строчки предложение.

Обозначь цифрой количество пред­ложений в тексте.

I вар. II вар.

коза, у, Машка, жила, Юры. груши, ребята, сочные, ели.

душистая, лугу, на, трава. астры, на, цветут, клумбах.

Уровень 3

Спишите, исправив ошибки.

I вар.

катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из. Снега куклу,

II вар.

выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам.






Закрепление знаний о предложении.


Точка, вопросительный или восклицательный знаки.


Уровень 1

а) Прочитай и выпиши только предложения.

Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

б) Составь и запиши из слов каждой строчки предложение. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

I вар. II вар.

воробей, обедал, где графин, кто, разбил

в ,лесу, хорошо, как, весной в,цветёт, саду, сирень.

щебечут, в, птицы, саду росой, трава, покрыта

Уровень 2

а) Из слов каждой строчки составь и запиши предложение.

I вар. II вар.

Ребята, где, были Шли, девочки, лес, через.

Ходили, в, они, зоопарк. Лесу, как, нарядно, в.

б) Прочитай. Найди лишние слова. Спишите предложения, исправив ошибки.

I вар.

Ночью как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд.

II вар.

Мальчики стали ловить вяленую. Ры­бу. Алёша. Поймал щуку, галку. И карася.

Уровень 3

а) Прочитай текст, раздели его на предложения. Как тебя зовут как хорошо пахнут фиалки как ты живешь куда уехал Слава мы гордимся нашей Родиной

I вар.

Выпишите предложения, в конце которых стоит восклицательный знак (!)

II вар.

Выпишите предложения, в конце кото­рых стоит вопросительный знак (?)
б) Составь и напиши письмо маме, в котором будут предложения с восклицательным и вопросительным знаком.

Фонетика.

Алфавит.

Русский алфавит содержит 33 буквы. Две из них Ь и Ъ - звуков не обозначают. Каждая буква имеет своё место и своё название.



Уровень 1.

а) Запиши слова в алфавитном порядке.

I вар. II вар.

Заяц, гнездо Дорога, ель,

Ананас, машина. Ива, снег.

б) Поставь во всех словах ударения.

Уровень 2

Отгадай загадки, а отгадки запи­ши в алфавитном порядке:

1) Мягкие лапки,

а в лапках царапки.

  1. В иголках бугорок
    Мышку уволок.

  2. Не колючий, светло-синий
    По кустам развешан....

4) Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается.

  1. Зубастый зверёк
    грызёт с визгом дубок.

  1. Кто носит шляпу на ноге?

Уровень 3

а) Подберите слова с противоположным значением.

I вар. II вар.

Холодный -.... Чёрный-

Хвалиить .. глубокий -...,

редкий-.... низкий -....

б) Запиши эти слова в алфавитном порядке.


Гласные и согласные звуки и буквы.


Гласных звуков в языке 6. При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград. Это звуки: А, О, У, Ы, Э, И. Гласные образую слог. Сколько в слове гласных звука столько в слове и слогов.

В русском языке 10 гласных букв: А-О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е, причем:

  • гласные первого ряда: А, О, У, Ы, - показатели твердости согласного.

  • гласные второго ряда: Я, ё, Ю, И,- показатели мягкости согласного.

Согласных звуков 36. При произнесении согласных звуков струя воздуха встречает преграду в виде языка, зубов и губ. Согласные буквы делятся на:

- Сонорные согласные - Л, Н, М, Р, Й;

- Парные: звонкие Б, В, Г, Д, Ж, 3;

- Глухие П, Ф, К, Т, Ш, С.

- Непарные глухие: X, Ц, Ч, Щ.

В русском языке есть: всегда твёрдые согласные Ж, Ш, Ц и всегда мягкие согласные Ч, Щ, Й.


Уровень 1

а) Спиши предложения.

I вар. II вар.

День был тёплый. Дима и Саша гулял в лесу. Скоро урок. Ученики идут в класс.

б) В первом предложении подчеркни гласные, а во втором - согласные буквы.

в) Поставь в словах второго предложения ударения.

Уровень 2 а) К каждому слову добавьте одну букву, чтобы получилось новое слово. Например, шар - шарф. I вар. II вар.

Рубка, стол, лапа. Усы, роза, дар,

б) Подчеркни гласные буквы второго ряда.

в) Поставь во всех словах ударения.

Уровень 3.

Запиши буквами предложение: йэсли бйот

дрянной драчун

слабого малчишку,

йа такого

нэ хочу даже

вставит в книжку

Закрепление по теме «Фонетика».

Уровень 1

Выпиши слова, в которых буке больше, чем звуков.

I вар. II вар.

Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дом. Кильки, книжка, сахар, сильный, редька кот.

Уровень 2

а) Напишите слова с противоположным значением.

I вар. II вар.

Ложь -..., юг -..., сладкий -..., мелко-.. . Прямой -..., тонкий - .....чёрный -..., левый -..

б) Подчеркни те слова, в которых букв столько же, сколько и звуков.

Уровень 3

а) Придумайте 2 слова, в которых:

I вар. II вар.

Все буквы соответствуют звукам; Звуков больше, чем букв;

букв больше, чем звуков. одна буква не соответствует звуку.

б) Отгадай загадку, напиши отгадку. Сделай фонетический разбор слова-отгадки.

По полю скачет-ушки прячет.
Встанет столбом - ушки торчком.












Перенос слова.


Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: пар-та, пе-нал.

Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую.

Переносить надо только так: эта-жи, ра-дио.

Уровень 1

а) Измените слова по образцу. Напишите их, разделяя для переноса.

Образец: гараж - гара-жи, га-ражи.

I вар. II вар.

Стриж -…, юноша-..., ёж-...,девочка - … . Портфель -..., удочка -..., камень -..., ёрш -...

б) Поставьте во всех словах ударение.

Уровень2.

а) Подберите слова, противоположные по значению.

I вар. II вар.

Да-..., сухой-..., тупой-..., медленно - .. . Жара -..., зима -..., робкий -..., мокро - ….

б) Разделите эти слова для переноса.
Уровень 3

а) Как еще называют перечисленных ниже животных?

Образец: медведь - Ми-ша, косо-ко-солапый, косола-лый. Кошка -..., собака -..., волк -... .

6} Напиши эти слова, разделив переноса.

в) Поставь во всех словах ударение.



Перенос слов.


Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: зай-ка, май-ка.

Букву ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: паль-чик, конь-ки.

Слова с удвоенными согласными надо переносить так: кас-са, рус-ский, ван-на.

Уровень 1

Разделите слова для переноса.
I вар. П вар.

Инна, мыльница, Илюша, коньки,

Юлия,копейка скамейка, Нонна
Уровень 2

Напишите слова во множественном числе и разделите их на слоги для переноса:

I вар. II вар.

Денёк, стройка, Палец, стайка,

коллектив, осока, осина, массаж.

Уровень 3

а) Прочитайте загадки.

1.Падает горошком,

Скачет по дорожкам.

2. Висит дед,

В скорлупу одет.

3.Белокрылая птица Над морем летает.

Рыбу увидит. Сразу хватает.

4. Висит за окном кулёк ледяной

Он полон капели и пахнет весной.

5. Зверь мохнатый, косолапый.

Он сосёт в берлоге лапу.

б) Напишите отгадки, разделяя их слоги для переноса.

Состав слова

(корень, окончание, основа)

Окончание и основа

У слов есть две части: основа и окончание. Окончание - это изменяемая часть слова,

которая служит для связи слов в предложении. Основа - это все слово без окончания.

Уровень 1.

Спиши слова.

I вар. II вар.

Парта, партой, Высокая, высокий,
у парты
высокое.

б) Выдели окончание и основу.

Уровень 2

а) Напиши по образцу.

Образец: дощатый домишко - дощатые домишки

I вар. II вар.

Чудесная встреча -..., Широкое море -...,

старый дедушка -.... чайная чашка -....

б) Выдели окончание и основу.

Уровень 3

а) Прочитай. Найди лишнее слово.

I вар. II вар.

Белый, белая, Лиса, в лесу, за

белка, белое. лесом, лес .

б) Напиши остальные слова. Выдели в них основу и окончание.








Корень слова


Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными или родственными. Общая часть родственных слов называется корнем.

Дидактико-методическое обеспечение УВП в начальной школе. Итоговый контроль по русскому языку в 1 классе.Уровень 1.

а) Спиши однокоренные слова.

I вар. II вар.

Гостиница, гость, гостить. Черника, чёрный, чернота.

б) Выдели корень

Уровень 2

а) Прочитай. Найди. лишнее слово.

I вар. II вар.

Борьба, борец, воевать. Седой, сиденье, седина.

Весёлый, радость, веселье. Запугать, распутица, путь

б) Выпиши однокоренные слова, выдели корень.

Уровень 3

а) Придумай и напиши однокоренные слова с указанным корнем.
Барабан

  • тот, кто играет на барабане;

  • бить, стучать в барабан;

  • маленький барабан.
    Вар

- ягоды, сваренные в сахаре;
- тот, кто готовит пищу.

Час.

мастер по починке часов;

солдат, стоящий на посту.

б) Выдели корень.

в) Спиши . Найди однокоренные слова и выдели корень.

По берегу Белого моря живут люди, называют себя поморами. Поморы - хорошие моряки. Они смело бороздят морские просторы.

Безударные гласные в корне слова. Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я в корне слова нужно или изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Например: вода - воды, зима - зимний. ЗАПОМНИТЕ! Если безударная гласная не проверяется ударением, то её надо запомнить или посмотреть в словаре.

Уровень 1

Напишите проверочные слова.

I вар. II вар.

Хв..сты, р...га, сл...н. Вр...чи, к...ты, гл..,зной.

Уровень 2

Напишите слова в три столбика.

I вар. II вар.

П...так, б...да, Н...га, с.стра,

дл...на, м... сной, кр...чать, зм...я,

л...ства, т...мнота. тр...па, стр...жи

Уровень 3

а)Напишите слова, для которых данные слова являются проверочными.

I вар. II вар.

Смотр; крик; корм. Свист; рябь; лев

б) Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Выдели корень.

К...за, ...вца, тр...ва, г...ра, ск...ла, пл...чо, сп...на, бр...вно.


Проверяемые безударные гласные в корне слова.


Уровень 1

а) Напиши слова во множественном или единственном числе.

I вар. II вар.

Гл...за, ч. .сы, , Д...жди, хл...ба,

ст...на, бл...ны, п...па, гр...бы,

с...сна гн...здо.

б) Выдели корень.

Уровень 2

Напиши к каждому слову по два однокоренных слова.

I вар. II вар.

Даль, сад, соль, Стол, лес, боль,
лист. Свист

Уровень 3

а) Спиши, добавляя близкое по значению слово.

I вар. II вар.

Ребёнок -..., Горе -...,

деревня -.... молчание -...

б) Подбери к данным словам проверочные, запиши их..

В...рхушка, ч...рвивый, кр...еой, в...зжит, зв...нит, л...нейка, ...пел, б...жит.

Выдели корень.

в)Составьте предложение со словом ч..рвивый.








Безударные гласные в корне слова.

Уровень 1.

Спиши, вставив пропущенные буквы.

I вар. II вар.

Во дв..ре ...грала На ст.. ле ст...яла

кошка с к.. тятами. банка с в...реньем.

Уровень 2

К данным словам подбери однокоренные слова с указанным значением.

Синий - слово, обозначающее название птицы.

Снег - слово, обозначающее название птицы.

Белый - слово, обозначающее часть яйца.

Чёрный - слово, обозначающее название ягоды.

Свет - слово, обозначающее название насекомого.

Уровень 3

а) Исправь ошибки.

I вар. II вар. Цвиток, краты, сасна, Казёл, пчила, озиро, вада, гниздо, кавры. драва, осинь, стоит.

Напиши слова грамотно. Во 2, 3, слове выделите окончание и основу.

б) Спиши, вставив пропущенные буквы. Пришла з...ма. Тр...щат м...розы. Замерзла р...ка и оз...ро. П...ля и х...лмы покрылись пушистым белым к...вром.








Безударные гласные в корне слова.


Уровень 1.

Образуй от данных слов - действий слова-предметы.

I вар. II вар.

Б..жал, кр...чал, Тр...щал, п...щал,

др..жал. см...трел

Уровень 2.

Спиши, выделив все орфограммы.

Лиса живет е лесу. Котёнок сидел на полу.

Уровень 3.

а)Исправь ошибки. Напиши слова грамотно.

I вар. II вар.

Бривно, халмы, чежи Наши, этожи, стрила,

дразды, клисты. пиро, примой.

б) Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

С.сновые деревья, м...рская в...лна, злёная тр...ва, в...здушные ш...ры,

ст.. .льная л... нейка.










Правописание мягкого знака.


Буква Ь(мягкий знак) звука не обозначает. Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко в конце слова и между двумя согласными.

Например, конь, деньки.

Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука в конце слова.

Уровень 1 Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркни мягкие согласные.

I вар. II вар.

Медведи, журавли, кони. Голуби, лоси, буквари.

Уровень 2

Спиши, вставляя, где нужно Ь.

I вар. II вар.

Маз.., кисел...,стол..,куст... . Осен..., хлеб..., звонок..., учител... .

Уровень 3

а) Придумай по два слова, которые обозначают деревья, овощи и месяцы с мягким знаком на конце.

б) Измени слова так, чтобы на конце слова стоял Ь.

Пенёк, хорёк, стебелёк, денёк, зверёк, мотылёк.









Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука в середине слова.

Уровень 1

Спиши, вставляя, где надо мягкий знак.

I вар. II вар.

Пал...то, мел...кий, Ран...ка, кол...цо, ,
л...дина. пал...ка.

Уровень 2

Спиши слова в алфавитном порядке, вставляя, где надо мягкий знак.

I вар. II вар.

Пал..ка, мис.ка, Заин...ка, пил...ка,
бол..ной. школ... ник.

Уровень 3

а) Образуй от данных слов слова, обозначающие признак предмета.

I вар. II вар.

Боль,сталь, лев. Мыло, сила, село.

б) Спиши, вставив пропущенные буквы. Найдите начало и конец каждого предложения.

На дв..ре з...ма ст...ят сил..ные м..розы гулят... нел...зя дети с..дят дома они стали играт... в школу старший: брат... учит... мален...кую Свету п..сат... .











Написание слов с мягким знаком в конце и середине слова.



Уровень 1

Спиши, заменяя слово в скобках, словом, обозначающим признак.

I вар. II вар.

(Школа) звонок; Уголь (бассейн);

(учитель) стол. (даль) путь

Уровень 2

Спиши, заменяя выделенные слова, противоположными по значению.

I вар. II вар.

Сладкая ягода, Весёлый рассказ,

слабый голос, ближний лес,

большой дом. здоровый ребёнок.

Подчеркни мягкий знак.

Уровень 3

а) Составь 3-4 предложения с данными словами и запиши их.

Деньки, школьники, коньки, по льду.

б) Запиши слова в два столбика.

Достань, серенький, надень, стальной, беленький, жильцы, брось, возьми, ехать, слабенький, коньки, учительница, плыть, мыльница, хорошенький, читать, мельник.









Написание слов с сочетаниями ЖИ - ШИ.

В сочетаниях жи-ши пишется буква И.

Уровень 1.

Подбери подходящее по смыслу слово. Выдели орфограмму жи-ши.

I вар. II вар.

Летучие … , душистые …. , колючие …. Проворные …, цветные …, густые… .

Слова для справок: ёж, камыш, карандаш, мышь, ландыш, стриж.

Уровень 2.

а) Напиши ответы на вопросы. Выдели орфограмму жи-ши.

I вар. II вар.

Какие цветы расцветают в мае ? Что растет на соснах и елях ?

Какие животные собирают яблоки Как называется дикая роза?

иголками и ходят только семьями?

Уровень 3.

а) Замени выделенное слово близким по значению словом.

I вар. II вар.

Ароматный чай. Толстый кот

Просторные улицы мохнатые ели

б) Выдели орфограмму жи-ши.

в) Вставь в данные слова сочетания жи или ши.

Малы..., эта..., гру..., ер..., лу..., ма...на, ... ло, ...р, ко...ца, о...бка.


Написание слов с сочетаниями ЧА - ЩА.

В сочетаниях ча-ща пишется буква А.

Уровень 1.

Запиши слова в два столбика.

I вар. II вар.

Встреч..., нач...ло, Ч...сто, ш...рокий,

калош..., пуш...нка. прич...л, ш...ть.

Уровень 2

Подбери подходящее по смыслу слово. Выдели орфограммы.

I вар. II вар.

Коровы... . Сороки... . Мыши.... Медведи.... Петухи.... Дятлы....

Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.

Уровень 3.

а)К данным словам подбери слова сочетанием ча-ща. Напиши их . Выдели орфограммы.

I вар. II вар.

Волшебник -..., Горемычный -...

нередко -..., храбрец

глушь -.... жалеть -....

Слова для справок: чаща, чародей, часто, щадить, несчастный, смельчак.

б) Спиши слова, разделяя их для переноса.

Печ...ть, нач...ть, прич...лить, песч..ный, угощ..,ть, вращ...ть, случ...йный, площ...дь, рощ..., саранч.. .







Написание слов с сочетаниями ЧУ-ЩУ.

В сочетаниях ЧУ - ЩУ пишется буква У.



Уровень 1.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

I вар. II вар.

Тащ.., не дотащ..., Волки рыщ..т,

боюсь, что выпущ.... пищ... ищ…т.

Уровень 2

Ответь на вопросы, раскрыв скобки.

I вар. II вар.

Решить что? (задача). Зайти к кому ? (товарищ)

Позвонить кому ? (врач). Надеяться на что? (встрвча)

Поехать куда? (дача). Пойти куда? (роща).

Уровень 3

а) К данным словам подбери слова, близкие по значению. Выдели орфограмму чу-щу.

I вар. II вар.

Внимательный -..., Изумительный
грязный -...,
скучаю -....

Слова для справок: ч...мазый, ч...десный, грущ..., ч...ткий

Составь с любым из этих слов предложение.

б) Подчеркни главные члены.

в) Спиши, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставь точку.

Малыш.. х...дили в рощ... там озеро у берега кач...лись камыш... над в...дой летали ч.йки и стриж...






Имена собственные.


Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Уровень 1.

а)Напиши полное имя.

I вар. II вар.

Боря, Дима, Света. Галя, Маша, Серёжа

б) Напиши 3 женских и 3 мужских имени.

Уровень 2.

а) Спиши. Поставь вместо точек имена, отчества и фамилию

I вар. II вар.

Мою маму зовут.... Меня зовут …....

Мою учительницу зовут.... Мою бабушку зовут….

б) К каждому слову из верхнего столбика подберите фамилию, имя и отчество из нижнего.

I вар. II вар.

Космонавт Поэт

Учёный Композитор

Пётр Ильич Чайковский Иван Владимирович Мичурин

Фёдор Иванович Тютчев Юрий Алексеевич Гагарин

Уровень 3.

а)Напиши фамилии, имена и отчества известных людей.

I вар. II вар.

Первый космонавт … Детский писатель…

Великий русский поэт … Русский художник…

б) Спиши, вставляя имена и фамилии.

Дежурные ... и ... поливают цветы. ... смотрят книгу. ... и ... играют в шашки. Учительница... пишет на доске.


Большая буква пишется в кличках животных.



Уровень 1.

а)Спиши. Замени, где нужно строчные буквы заглавными.

I вар. II вар.

Котёнок пушок поймал пушок. Жеребёнок ветер мчался , как ветер.

Псу шарику подарили шарик. Корова майка родилась в мае.

б)Прочитай. Выпиши клички животных..

I вар. II вар.

Корова Ночка даёт много молока. У кошки Дымки котята.

Первые призы получил конь Орлик. Первой в космос полетела собака Лайки

Уровень 2

а) Придумай клички лошадей, собак, кошек, коров.

б) Спиши, вставляя названия и клички животных.

I вар. II вар.

На крыше мяукает.... В сарае мычит....

Громко лает.... Весело ржёт....

Уровень 3.

а)Спиши. Исправь ошибки.

I вар.

На сцене сказочный терем, в нем дружно живут собака мушка, Кошка дымка, Петушок Петя, енот тишка, Ворона Кара.

II вар.

Летом я живу в деревне. Моему лриезду всегда рыды Пёс барбоз, Кот барсик, конь Булат, Корова ночка.
б) Вспомни имена и клички персона­жи сказки Алексея Николаевича Толстого" Золотой ключик".

I вар. II вар.

Деревянный мальчик - … Продавец пиявок - …

Лиса - … Владелец кукольного театра - …

Девочка с голубыми волосами Отец деревянного мальчишки -…



Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

Уровень 1.

Спиши, исправив ошибки.

I вар.

Мы жывём в астане. Астана - столица республики казахстан. Он стоит на берегу Ишима

II вар.

Ми жывём в житикаре. житикара - мой город. Житикара стоит на реке тобол.

Уровень 2

а) Вставь большую букву в назва­ния рек и городов.

I вар. II вар.

обол, ..останай, …лматы. …аик, … итикара, … ктау.

б) Составьте с одним из полученных слов предложение.

Уровень 3

Напишите три предложения о своем родном городе, включив название улицы.







Список используемой литературы:



  1. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования РК.

  2. О.В. Узорова, Е.А.Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку».

  3. Л.И.Тикунова, Т.В. Игнатьева «Материалы для проведения контрольных и проверочных работ».

  4. В.Волина «Учебник русского языка».

  5. «Родное слово», учебник издательства «Атамура».

  6. Е.В.Попова «Тестовые задания по русскому языку»






© 2010-2022