План урока русского языка в 3 классе на тему Неопределенная форма глагола

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Класс: 3 «Е»

Учитель: Белокобыльская С.Н.


Цель:

  • Исследовать и открыть особенности глаголов неопределённой формы.
Задачи: - познакомить учащихся с существенными признаками глаголов неопределённой формы; - развивать монологическую речь и умение ставить вопросы что делать? что сделать? - обогащать словарный запас учащихся; - повышать интерес к изучению русского языка; - воспитывать чувство бережного отношения к красоте окружающей среды. Ход:
  1. Орг. момент
  2. Постановка цели урока.
Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - Всё в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растет. - О какой части речи идет речь? (о глаголе) - Сегодня мы продолжим работу над глаголами и узнаем о загадочном глаголе - лентяе. - А какую часть речи называют глаголом? (на доске) Пою, учил, приготовлю, нарисовал, танцевал, напишу, пью, победил, решаю, писать, зацветет, вычисляет, написать, споём.
  1. Постановка проблемы.
Все глаголы можно распределить в 3 столбика. По какому признаку? (по временам) Распределите. - Все ли глаголы вы записали? Какие остались? (писать, написать) - Что можете сказать про эти глаголы? 4. Новая тема. Чтобы узнать, как называются такие глаголы, мы отправимся на Остров глаголов, в гости к глаголу-лентяю Инфинитиву, разгадаем некоторые его загадки. На познание мира мы с вами говорили, какими должны быть гости. Давайте вспомним. Гости уважают мнение хозяев. Посмотрите на двери в жилище Инфинитива перечеркнутый циферблат, значит, хозяин не хочет знать, который час, вообще не хочет иметь ничего общего со временем. (снимаем часы) Вот мы и в пещере. Но кто это? То ли принц, то ли разбойник. Совершенно нельзя определить. Так называют и наш глагол, неопределенная форма, или начальная форма. Ученые люди называют её Инфинитивом. Давайте вернемся к нашим глаголам, задайте к ним вопросы. На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме? Приведите примеры. Почему на стенах пещеры Инфинитива разбросаны суффиксы -ть, -ти? В конце некоторых глаголов начальной формы стоит -чь. Запишите слова, которые отражаются в зеркале (беречь, стричь, стеречь, испечь, прилечь) Разберите слова по составу. Какой частью слова будет -чь? Почему у нашего глагола вместо лица маска, как вы думаете? (нет лица) А еще он не умеет считать. Например, глагол бежать. Бежать может и один человек и целая компания. Как вы думаете, почему у него так плохо с математикой? (нет числа)
  1. Работа по учебнику.
Чтение правила (с.142) Упр. №386 (чтение) Какая главная мысль текста? Как нужно заботится о собаке, чтобы она стала твоим другом? Вспомните произведение «Маленький принц». В разговоре с Лисом, Маленький принц сказал, что мы в ответе за тех, кого приручили. Что означает это высказывание? (самостоятельное выполнение упражнения) Какие глаголы стоят в начальной форме? Докажите.
  1. Игра «Ловкий вратарь».
Задача игроков - не пропустить ни одного «мяча», поймать все нужные слова и не забить гол в свои ворота, не записать ненужное слово. - Как вы думаете, какие слова надо будет записать? Стояла, задумаю, ждать, выпал, лежит, чернеть, упрячу, зеленеть, блестит, построит, нести, беречь. (взаимопроверка)
  1. Закрепление.
Упр. 385 Помогите зайчику отправится в путешествие.
  1. Итог урока.
Инфинитив хочет поделиться с вами одним стихотворением. В нем много загадок, будьте внимательны. Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец. Инфинитив - звучит занятно, Я вам назвался наконец! - Как называется глагол, с которым мы сегодня встретились? Ко мне летят лишь два вопроса В них смысл всей жизни для меня. - Какие это вопросы? Вид у меня бывает разный… - Какой разный? А про лицо я дам ответ: Его не видели ни разу, Его, по-видимому, нет. Всегда по горло делом занят, Нет времени!! Так где же взять? Тому, кто этого не знает, Инфинитива не понять! - Кто внимательно слушал, сможет быстро ответить на вопросы: Почему начальная форма глагола или Инфинитив не хотела знать, который час? Почему Инфинитив носит маску? Почему у него есть еще одно название - неопределенная форма? Составление кластера. План урока русского языка в 3 классе на тему Неопределенная форма глагола.

  1. Домашнее задание.
Упр. 384


Самоанализ урока

Учитель начальных классов Белокобыльская Светлана Николаевна
Урок русского языка в 3 классе по теме «Неопределенная форма глагола» - урок освоения новых знаний.
Цель: знакомство с особенностями глаголов в неопределенной форме.
Планируемый результат: обучающиеся должны знать:
• вопросы глаголов неопределенной формы;
• суффиксы глаголов неопределенной формы;
• чь-часть корня.
Планируя урок, перед собой ставила несколько задач, основные из которых это:
• познакомить с новой формой глагола - неопределенной;
• развивать умение ставить правильно вопросы к глаголам неопределенной формы;
• находить в тексте глаголы неопределенной формы.
Для достижения цели урока определила технологию проблемного обучения. Именно в этой технологии обучающиеся сталкиваются с затруднениями, противоречиями, проблемными ситуациями, учатся формулировать проблему, выделять познавательную цель, выдвигать гипотезы, моделировать, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическую цепочку доказательств.

Так и на этом уроке. Сначала предложила ученикам найти в тексте глаголы и определить их грамматические признаки. Мне необходимо было организовать ситуацию успеха каждого ученика, для того, чтобы создать положительную мотивацию на дальнейшую работу на уроке. Ребята сначала определили для себя алгоритм действия для успешного выполнения задания.
1. По вопросу определю, что это слово - глагол.

2. Подчеркну глаголы.

3. Определю время глагола по вопросу Трижды дети столкнулись с затруднениями при выполнении заданий известным способом действия.

  1. Среди глаголов, у которых без затруднений определяли грамматические признаки вдруг появился глагол, у которого нельзя это определить! Это затруднение привело их к самостоятельной постановке темы и цели урока, и в дальнейшем к новым знаниям: понятие «неопределенная форма глагола», два вопроса, суффикс ТЬ.
  2. Второй раз возникло затруднение, когда ученики выполняли задание на классификацию - это выполнение операции на формирование познавательных УУД. Задание было на базовом уровне, т.к. основание для классификации было уже выделено. Среди глаголов неопределенной формы, оканчивающихся на ТЬ, встретился глагол на ТИ
  3. При поиске глаголов неопределенной формы в упражнении учебника глагол беречь вызвал затруднение (возникло противоречие, затруднение). Это затруднение привело опять же к постановке проблемы. Дети выдвинули гипотезы:

-ЧЬ - суффикс,

-ЧЬ - постфикс;

-ЧЬ - часть корня. Обучающиеся строили логическую цепочку доказательств, сами пришли к мысли о необходимости разбора слова по составу, и в итоге пришли к новым знаниям: глаголы неопределенной формы могут оканчиваться на ЧЬ, и это часть корня. Затем в течение урока обучающиеся несколько раз самостоятельно индивидуально, в паре, в группах делали вывод. Считаю, что на уроке полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала. На уроке использованы разные формы сотрудничества: парная и групповая, что способствовало развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
При составлении кластера были созданы условия для рефлексии: обучающиеся соотносили результат своей деятельности с поставленной целью, систематизировали свои знания по теме, моделировали. Урок прошел интересно, все ученики были активными и заинтересованными на протяжении всего урока. В течение всего урока ребята опирались на уже имеющиеся предметные умения и приобрели новые, необходимые для дальнейшего изучения темы. Было организовано первичное закрепление учебного материала.

Считаю, что цель и задачи, поставленные перед уроком, достигнуты в полной мере.

© 2010-2022