- Преподавателю
- Начальные классы
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу!» (духовно-нравственное направление) для 3 В класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу!» (духовно-нравственное направление) для 3 В класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Борисова М.А. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.
-
Актуальность программы.
-
Пояснительная записка.
-
Содержание проблемы патриотического воспитания.
-
Цель и задачи программы.
-
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
-
Оценка эффективности реализации программы.
-
Программа.
-
Тематическое планирование.
-
Ожидаемые результаты.
-
Способ контроля результатов.
-
Форма работы.
-
Оборудование.
-
Список использованной литературы.
Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть
его нравственное воспитание, тем больше должно его не
учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и
манерам, основывая все преимущественно на привычке.
Виссарион Григорьевич Белинский.
Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.
1.Актуальность программы. Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства- начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике./ «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/ Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в начальной школе в результате целенаправленной, воспитательной, систематической работы могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле- здоровый дух». Вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
2. Пояснительная записка. Программа «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» долгосрочная, разработана для учащихся 1 - 4 классов. При написании программы опиралась на следующие нормативные документы: 1. Закон «Об образовании РФ». 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422.. 3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
В основу программы положены принципы: «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; Развивающий характер обучения, основанный на детской активности; Сочетание научности и доступности исторического материала; Наглядность; Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; профессиональная компетентность педагога; систематичность и последовательность; принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов; принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю; принцип от близкого к далекому. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. Тип программы: развивающий. Срок реализации программы - 2 года. Программа состоит из 2 ступеней: 1 ступень - 1-ый год обучения - 1 - 2 классы (1 час, 1 раз в неделю, 1 занятие - 40 мин.); 2 ступень - 2-й год обучения - 3 - 4 классы (1 час, 1 раз в неделю, 1 занятие - 40 мин.). Итого - 34 часа в год ( 34 недели). Программа по патриотическому воспитанию предусматривает распределение работы по трем блокам: 1 блок- «Моя семья» 2 блок- «Родной город» 3 блок- «Родная страна»
1 блок «Моя семья». Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра 3-его своему сыну Николаю: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов: - корни каждого- в истории и традициях семьи; - семья- ячейка общество, хранительница национальных традиций; - счастье семьи- счастье и благополучие народа. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. 2 блок- «Родной город». Знакомство начинается со школой, с улицей, по которой идешь в школу, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Татарстана, России. Город- частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. 3 блок- «Родная страна» Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций. Систему работы можно представить следующим образом: семья→гимназия →родная улица→ родной город→родная страна. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город. Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:
- Семейный альбом;
- Родной город;
- Древо моей семьи;
- Жить- Родине служить;
- Наши деды надевают ордена;
- Сказки из бабушкиного сундука.
3. Содержание проблемы патриотического воспитания. Почему возникла необходимость в разработке программы? В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага., День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»- телеманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети- будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития., в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: 1. В программах, по которым работает коллектив гимназии определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач. 2. Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно- патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно- это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности. 3. Особенности школьного возраста- эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей школьного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.
Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали: Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу; Формированию бережного отношения к природе; Воспитанию уважения к труду; Развитие интереса к русским традициям; Расширению представлений о городах России; Знакомству детей с символами государства; Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны; Толерантного отношения к другим народам.
4. Цель и задачи программы. Цель: способствовать формированию чувства патриотизма и укреплению толерантной среды в школе и дома, приобщению детей к культурным ценностям; развивать творческие способности. Задачи: 1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию. 2. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания. 3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи. 4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. 5. Воспитывать личность гражданина- патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. 5.Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации. Контроль за проведением плановых мероприятий; Отчет о реализации программы на педсовете; Корректировка содержания планов. 6.Оценка эффективности реализации программы: - положительное отношение к родному краю; -улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей); - уважение к символике страны, республике, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу; - проведение конкурсов по патриотической тематике; -готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга.
1 ступень - 1 -2 классы ( 2013 -2014г.)
7. Программа.
№ Название блока Количество часов 1 « Моя семья» 11 2 « Родной город» 11 3 « Родная страна» 12
Итого: 34
8. Тематическое планирование.
№ Название темы Форма проведения Кол -во часов
Практич. Теоретич.
1 блок « Моя семья»
1 Азбука больших и малых дел нашей семьи Беседа
1 2 Моя любимая игрушка Рассказ
1 3 Откуда берутся грязнули ? Игра 1
4 Из бабушкиного сундука Беседа-выставка
1 5 Папа, мама, я- спортивная семья! Спортивный праздник 1
6 Семейный альбом Проект 1
7 Как организовать свой труд дома? Беседа
1 8 Этикет за столом Игровой тренинг 1
9 День матери Конкурс 1
10 Режим дня Беседа
1 11 Мир дому моему, мир дому твоему! Конкурс рисунков 1
2 блок «Родной город»
1 Святые места родного края Видео -экскурсия 1
2 Праздник урожая Игра -соревнование 1
3 История гимназии Экскурсия в музей гимназии 1
4 Вот моя деревня, вот мой город родной Рассказ
1 5 Памятка для учащихся 1 -2 классов Беседа - рассуждение
1 6 Правила поведения в гимназии Беседа
1 7 Красота родной природы Фото- выставка 1
8 Изучаем родную природу Викторина 1
9 Животные зимнего леса Видео - путешествие 1
10 Национальность моей республики Беседа
1 11 Чистополь на карте Татарстана Путешествие по карте 1
3 блок « Родная страна»
1 Русь, Россия, Родина моя Беседа
1 2 Традиционные промыслы Игра - путешествие 1
3 Вежливые слова Игровой тренинг 1
4 Любимые профессии Конкурс рисунков 1
5 Дружба каждому нужна Викторина 1
6 Труд в почете любой Конкурс пословиц 1
7 День здоровья Беседа медика
1 8 Огонь - друг и враг! Викторина 1
9 Родина Деда Мороза Урок - презентация 1
10 Береги природу! Конкурс рисунков 1
11 Конституция РФ Беседа
1 12 Золотые правила этики Викторина 1
Итого:
22 12
2 ступень - 3 -4 классы (2014 - 2015г.)
Программа.
№ Название блока Количество часов 1 « Моя семья» 11 2 « Родной город» 11 3 « Родная страна» 12
Итого: 34
Тематическое планирование.
№ Название темы
Формы проведения Ко-Практич. во часов Теоретич. Дата по плану Дата по факту
1 блок « Моя семья»
1 Семейный книжный шкаф Беседа- выставка
1 01.09
2 Мама - слово дорогое Викторина 1
08.09
3 Под семейным зонтиком Конкурс рисунков 1
15.09
4 Моя профессия - мое будущее Беседа
1 22.09
5 Школа счастливой семьи Конкурс сочинений 1
29.09
6 С чего начинается Родина? Викторина 1
06.10
7 Герб моей семьи Конкурс рисунков 1
13.10
8 Сказки из бабушкиного сундука Беседа с презентацией 1
20.10
9 Портрет моей мамы Конкурс рисунков 1
27.10
10 Моя фамилия в летописи семьи Практикум 1
10.11
11 Я и мои братья меньшие Создание фотоальбома 1
17.11
2 блок «Родной город»
1 Здравствуй, школа! Праздник 1
24.11
2 Закружилась в небе осень Конкурс рисунков 1
01.12
3 Край мой - капелька России Беседа
1 08.12
4 Милый город над синей рекой Беседа- викторина
1 15.12
5 Наш край родной в стихах и прозе Конкурс чтецов 1
22.12
6 Уроки Деда - Краеведа Викторина 1
12.01
7 Родному городу посвящается Конкурс рисунков 1
19.01
8 Снежная, нежная сказка зимы Викторина 1
26.01
9 Любовью к Родине дыша КВН 1
02.02
10 Земля моя добрая! Конкурс пословиц 1
09.02
11 Я и моя школа Веселые рассказы
1 16.02
3 блок « Родная страна»
1 Москва -столица России Беседа
1 23.02
2 Растим патриотов: духовность, традиции Викторина 1
02.03
3 Русь героическая Беседа
1 09.03
4 Разгадать бы старинные даты Кроссворд 1
16.03
5 Великий Пушкин Викторина по сказкам 1
06.04
6 Символы России Конкурс рисунков 1
13.04
7 Я и мои права Беседа -практикум
1 20.04
8 Детям планеты - мир без тревоги и слез! Конкурс рисунков 1
27.04
9 Чтобы помнили! (к 70- летию Победы) Создание фотоальбома 1
04.05
10 Детские русские писатели Викторина 1
11.05
11 Национальный костюм Конкурс рисунков 1
18.05
12 Мой родной Татарстан! Конкурс сочинений 1
25.05
Итого:
26 8
9. Ожидаемые результаты. Реализация программы призвана способствовать: - развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры; - расширению кругозора учащихся в области истории родного края, его традиций и обычаев; - развитию самостоятельности, умению и стремлению работать в коллективе; - пробуждению чувства патриотизма, духовности, нравственности, толерантности; - созданию благоприятных условий для интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.
10. Способ контроля результатов. Программа включают в себя различные творческие задания:
- Выставки творческих работ: рисунков, плакатов, сочинений;
- концертные номера;
- фотовыставки;
- творческие альбомы.
13.Список использованной литературы. 1. Алишев С. Казанское Ханство: В серии «История татар».- Казань: Тат. кн.изд, 2002. Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003. 2. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) - новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс - минус. - 1999.- №1
3. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай: Метод. пособие. - Казань, 2003. 4. Усова С.Н., Хабибуллина В.М. Использование национально-регионального компонента в содержании вводного курса истории и обществознания в начальной школе. - Казань: КГПУ, 2005. 5. Шакирова В.С. Наша Родина Татарстан. - Казань: Тат. кн. изд., 1992.
«Принято на заседании ПК» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель предметной Заместитель директора приказом № 252 от «27 » августа2014г. кафедры МБОУ «Гимназия №3» Директор МБОУ «Гимназия №3» ________/Аделева А.А./ ________/Муратова Н.А./ _________/Абзянова М.Н./
Протокол № 1 от «27» августа 2014 г.
«26» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по патриотическому воспитанию
«Дом, в котором я живу!» (духовно-нравственное направление)
для 3 В класса
учителя Борисовой Марины Анатольевны
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №3»
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«27 » августа 2014г.
2014 - 2015 учебный год