Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №17 им. В.П. Чкалова»


Утверждаю:

директор гимназии

О.И. Макарова

Приказ № 144/1-о

от 02 сентября 2014г.

Согласовано

с педагогическим советом

протокол №1

от 28 августа 2014 г.



Рабочая учебная программа

по окружающему миру для 1 А класса



(Составлена на основе авторской программы по математике для 1 класса (ов) общеобразовательных учреждений.

Автор(ы): А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова








Составил:

Бочкарева Л.Н.

учитель начальных класов

МБНОУ «Гимназия №17»

Обсуждено

на методическом объединении учителей

начальных классов

Протокол №1

от 27 августа 2014 г.


Согласовано

с экспертно-аналитическим

советом

протокол №1

от 27 августа 2014 г.

Пояснительная записка


Настоящая абочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования на основании авторской программы по окружающему миру для 1 класса О.Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой (образовательная программа «Перспективная начальная школа»-М: Академкнига/ Учебник, 2011). Данная программа составлена на 66 часов в соответствии с учебным планом МБНОУ «Гимназия № 17», рассчитана на 1 год обучения и является программой базисного уровня .

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и общество-ведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

- формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира ;
- практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе;
- метапредметных универсальных учебных действий Курс предусматривает изучение следующих разделов:
«Человек и природа» «Человек и общество» «Правила безопасного поведения»

Название раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Обоснование

Раздел I.

Человек и природа.


49

49

Количество уроков сокращено в соответствии с годовым календарным графиком

Раздел II.

Человек и общество.


17

17

Раздел III.

Правила безопасного поведения



Итого:

66

66
Отличительными чертами данного курса являются: - экологизация предмета, которая определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом полученные навыки распространяются на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология); - постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы; - усиление краеведческой направленности, которая обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Особенностью организации учебного процесса по данному курсу в 1 классе является то, что он ориентирован на учащихся младшего школьного возраста , которые не имеют достаточной базовой подготовки по предмету. В связи с этим приоритетными методами обучения являются наблюдение (чувственное восприятие) , опыт и эксперимент (рассуждение), упражнение, решение проблемной ситуации, экскурсии, словесный (рассказ, инструктаж, объяснение, чтение статей учебника, литературы (справочной и дополнительной), беседа, игровые методы обучения, логические задачи.
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса определяют также выбор методов обучения в зависимости от степени познавательной активности детей. К числу таких ведущих методов обучения можно отнести следующие : объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

С целью формирования устойчивой учебной мотивации и интереса к изучению окружающего мира в рамках данной программы наряду с традиционными уроками объяснения и закрепления нового материала предусмотрены различные нетрадиционные формы, в том числе: урок-экскурсия, урок-путешествие. К дидактическому оснащению данной программы относятся таблицы, раздаточный и контрольно-измерительный материал по вышеуказанным разделам, а также учебник и методические и электронные пособия для учителя (см. список литературы).
Для эффективной реализации рабочей программы (в том числе её практической части) по кружающему миру требуются следующее оборудование и технические средства обучения: мультимедийная установка (проектор, ноутбук. экран) или телевизор, ноутбук и DVD-плеер, магнитофон, магнитная меловая доска, оборудование для проведения опытов.
Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в форме итоговой проверочной работы.


Планируемые результаты

Личностные результаты.

- развитие ценностно-смысловой ориентацией обучающихся;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

- умение выделить нравственный аспект поведения,

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы: - мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; - ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья); - базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них); - любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников; - базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей); - учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Метапредметные результаты.
Регулятивные - обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. - контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. Познавательные

- различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; - использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации; - использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания; - использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов; - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение); - определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту); - использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; - работать с картой; - различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края; - различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени; - используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество); - соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни; - воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила; Коммуникативные - взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; - обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Предметные результаты - усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками); - сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии; - сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет); - сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей; - способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений; - способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту. - умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов; - способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения; - способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).


Тематический план

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1 класс

( 2 часа в неделю. Всего 66 часов)


Название раздела


Характеристика видов деятельности

Форма контроля

Предметные результаты


Метапредметные результаты и личностные УУД

Раздел I.

Человек и природа.(49ч.)


  • сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

  • *различать предметы и выделять их признаки;

  • *проводить групповые исследования;

  • *проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков

  • предметов с помощью органов чувств;

  • *объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их

  • признаки;

  • *сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные

  • отличительные признаки, используя полученную информацию в результате

  • наблюдений;

  • *назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • *проводить несложные наблюдения за природными явлениями и

  • проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;

  • *называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;

  • *описывать сезонные изменения в природе;

  • *наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и

  • сменой времен года;

  • *приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;

  • *приводить примеры домашних и диких животных;* проводить групповые

  • наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»


Личностные УУД

Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории.

Формирование экологической культуры: цен-ностного отно-шения к приро-дному миру, го-товность следо-вать нормам природоохранного поведения.

Стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из различных источников: учебника, хрестоматии, тетради.

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.

Умение прово-дить простей-шую классифи-кацию объектов природы на ос-нове их сущест-венных признаков.

Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение ставить вопросы, обращать за помощью, формулировать свои затруднения.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы.

Умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.


Раздел II.

Человек и общество.

(17ч.)


  • *проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и

  • свое место в классе;

  • *различать и оценивать формы поведения , которые допустимы или

  • недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

  • *оценивать необходимость подготовки к уроку;

  • *знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома,

  • адрес школы;

  • *называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;

  • *узнавать государственную символику России;

  • *знать первый куплет и припев гимна России;

  • *выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.


Личностные УУД

Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.

Познавательные УУД

Поиск и выделе-ние необходи-мой информации из рисунка учеб-ника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий. Установление причинно-следственных связей.

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Умение прово-дить простей-шую классифи-кацию объектов природы на ос-нове их сущест-венных призна-ков. Поиск и вы-деление необхо-димой инфор-мации из рисун-ка учебника, ил-люстрирующего последователь-ность сменяю-щих друг друга событий.

Коммуникативные УУД

Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Умение аргументировать своё высказывание, убеждать, уступать.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Регулятивные УУД

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.



Раздел III.

Правила безопасного поведения


  • называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;

  • использовать мобильный телефон для связи с родителями;

  • называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;

  • называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;

  • приводить примеры несъедобных грибов своего края;

  • приводить примеры ядовитых ягод своего края.

  • Рассказывать об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы.


Личностные УУД

Стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.

Культура поведения в природе, бережное отношение к ней.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки.

Умение обнаруживать простейшие причинно - следственные связи между живой и неживой природой.

Умение структурировать свои знания - отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных призна-ков, составлять таблицы.

Коммуникативные УУД

Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Формировать умение проговаривать последователь-

ность действий на уроке. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.


Итого 66ч.












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

для 1 класса

урока

Дата

урока

Название раздела, тема урока

Примечания

по плану

по факту



Знакомство с героями. Где живет семья Ивановых.




Где живет семья Ивановых.




Виртуальная экскурсия «Город, в котором живём мы»




Мы познаем мир.




Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (знакомство).




Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (закрепление).




Что нас окружает (знакомство).




Что нас окружает (закрепление) .




Животные - часть природы.




Животные нашего края.




Дикие и домашние животные.




Домашние животные и уход за ними.




Насекомые - часть природы (знакомство).




Насекомые - часть природы (закрепление).




Растения - часть живой природы.




Растения нашего края.




Что общего у трав, кустарников, деревьев.




Как растения расселяются на новые места.




Природа и ее сезонные изменения (знакомство).




Природа и ее сезонные изменения (закрепление).




Путешествие в осеннее царство (праздник)




Жизнь растений осенью (экскурсия)




Учимся делать гербарий.




Труд людей осенью в городе.




Труд людей осенью в сельской местности.




Как животные готовятся к зиме (знакомство).




Как животные готовятся к зиме (закрепление).




Пришла зима.




Экскурсия в зимний парк.




Снежные загадки




Жизнь лесных зверей зимой.




Жизнь лесных зверей зимой. Забота людей о них.




Правила безопасного поведения во время зимних игр




Как помочь птицам зимой?




Водоёмы зимой.




Есть ль жизнь в воде подо льдом.7




Растения зимой.




Как зимуют травы, кустарники и деревья?




Учимся различать деревья и кустарники зимой (урок-экскурсия)




Учимся различать деревья и кустарники зимой




Пришла весна (знакомство).




Пришла весна (закрепление).




Какие растения весной цвести торопятся (знакомство).




Какие растения весной цвести торопятся.




Как животные весну встречают? Знакомство.




Трудности животных весной (закрепление).




Про больших и маленьких.




Лето пришло (знакомство).




Лето пришло (закрепление).




В лес по ягоды пойдём (знакомство).




В лес по ягоды пойдём (закрепление).




С лукошком за грибами (знакомство)..




С лукошком за грибами (закрепление).




Зелёная аптека. Правила сбора лекарственных растений.




Зелёная аптека.




Природа и мы




Красная книга.




Растения Кузбасса, занесённые в «Красную Книгу».




Наша Родина - Россия.




Наша Родина - Россия. Государственная символика.




Москва - столица нашего государства. Знакомство.




Москва - столица нашего государства. Достопримечательности города.




Итоговая проверочная работа.




Экскурсия в город. Правила дорожного движения.




«Мы и окружающий мир». Выполнение заданий.




Обобщение по курсу. Проведение викторины «Знатоки»




Выполнение практической части программы

Дата

Тема

Форма контроля

Итоговая проверочная работа за год

Проверочная работа



Список литературы для учащихся
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. - М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы - М: Академкнига/ Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1-4 класс. - М: Академкнига/ Учебник.

Список литературы для учителя


Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности : 1-4 кл. : в 2 ч. / сост. Р. Г. Чуракова. - М. : Академкнига/Учебник, 2011 (Проект «Перспективная начальная школа»).

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. - М: Академкнига/ Учебник.


Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. - М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы - М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1-4 класс. - М: Академкнига/ Учебник.


11


© 2010-2022