- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бочкарева Л.Н. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №17 им. В.П. Чкалова»
Утверждаю:
директор гимназии
О.И. Макарова
Приказ № 144/1-о
от 02 сентября 2014г.
Согласовано
с педагогическим советом
протокол №1
от 28 августа 2014 г.
Рабочая учебная программа
по окружающему миру для 1 А класса
(Составлена на основе авторской программы по математике для 1 класса (ов) общеобразовательных учреждений.
Автор(ы): А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова
Составил:
Бочкарева Л.Н.
учитель начальных класов
МБНОУ «Гимназия №17»
Обсуждено
на методическом объединении учителей
начальных классов
Протокол №1
от 27 августа 2014 г.
Согласовано
с экспертно-аналитическим
советом
протокол №1
от 27 августа 2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая абочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования на основании авторской программы по окружающему миру для 1 класса О.Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой (образовательная программа «Перспективная начальная школа»-М: Академкнига/ Учебник, 2011). Данная программа составлена на 66 часов в соответствии с учебным планом МБНОУ «Гимназия № 17», рассчитана на 1 год обучения и является программой базисного уровня .
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и общество-ведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира ;
- практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе;
- метапредметных универсальных учебных действий Курс предусматривает изучение следующих разделов:
«Человек и природа» «Человек и общество» «Правила безопасного поведения»
Название раздела
Количество часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
Обоснование
Раздел I.
Человек и природа.
49
49
Количество уроков сокращено в соответствии с годовым календарным графиком
Раздел II.
Человек и общество.
17
17
Раздел III.
Правила безопасного поведения
Итого:
66
66
Отличительными чертами данного курса являются: - экологизация предмета, которая определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом полученные навыки распространяются на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология); - постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы; - усиление краеведческой направленности, которая обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Особенностью организации учебного процесса по данному курсу в 1 классе является то, что он ориентирован на учащихся младшего школьного возраста , которые не имеют достаточной базовой подготовки по предмету. В связи с этим приоритетными методами обучения являются наблюдение (чувственное восприятие) , опыт и эксперимент (рассуждение), упражнение, решение проблемной ситуации, экскурсии, словесный (рассказ, инструктаж, объяснение, чтение статей учебника, литературы (справочной и дополнительной), беседа, игровые методы обучения, логические задачи.
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса определяют также выбор методов обучения в зависимости от степени познавательной активности детей. К числу таких ведущих методов обучения можно отнести следующие : объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
С целью формирования устойчивой учебной мотивации и интереса к изучению окружающего мира в рамках данной программы наряду с традиционными уроками объяснения и закрепления нового материала предусмотрены различные нетрадиционные формы, в том числе: урок-экскурсия, урок-путешествие. К дидактическому оснащению данной программы относятся таблицы, раздаточный и контрольно-измерительный материал по вышеуказанным разделам, а также учебник и методические и электронные пособия для учителя (см. список литературы).
Для эффективной реализации рабочей программы (в том числе её практической части) по кружающему миру требуются следующее оборудование и технические средства обучения: мультимедийная установка (проектор, ноутбук. экран) или телевизор, ноутбук и DVD-плеер, магнитофон, магнитная меловая доска, оборудование для проведения опытов.
Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в форме итоговой проверочной работы.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
- развитие ценностно-смысловой ориентацией обучающихся;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
- умение выделить нравственный аспект поведения,
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы: - мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; - ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья); - базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них); - любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников; - базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей); - учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные - обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. - контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. Познавательные
- различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; - использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации; - использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания; - использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов; - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение); - определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту); - использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; - работать с картой; - различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края; - различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени; - используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество); - соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни; - воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила; Коммуникативные - взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; - обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты - усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками); - сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии; - сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет); - сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей; - способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений; - способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту. - умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов; - способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения; - способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
Тематический план
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1 класс
( 2 часа в неделю. Всего 66 часов)
Название раздела
Характеристика видов деятельности
Форма контроля
Предметные результаты
Метапредметные результаты и личностные УУД
Раздел I.
Человек и природа.(49ч.)
-
сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
-
*различать предметы и выделять их признаки;
-
*проводить групповые исследования;
-
*проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков
-
предметов с помощью органов чувств;
-
*объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их
-
признаки;
-
*сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные
-
отличительные признаки, используя полученную информацию в результате
-
наблюдений;
-
*назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;
-
*проводить несложные наблюдения за природными явлениями и
-
проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;
-
*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
-
*описывать сезонные изменения в природе;
-
*наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и
-
сменой времен года;
-
*приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
-
*приводить примеры домашних и диких животных;* проводить групповые
-
наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»
Личностные УУД
Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории.
Формирование экологической культуры: цен-ностного отно-шения к приро-дному миру, го-товность следо-вать нормам природоохранного поведения.
Стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из различных источников: учебника, хрестоматии, тетради.
Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.
Умение прово-дить простей-шую классифи-кацию объектов природы на ос-нове их сущест-венных признаков.
Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.
Коммуникативные УУД
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение ставить вопросы, обращать за помощью, формулировать свои затруднения.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы.
Умение слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Раздел II.
Человек и общество.
(17ч.)
-
*проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и
-
свое место в классе;
-
*различать и оценивать формы поведения , которые допустимы или
-
недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
-
*оценивать необходимость подготовки к уроку;
-
*знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома,
-
адрес школы;
-
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
-
*узнавать государственную символику России;
-
*знать первый куплет и припев гимна России;
-
*выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Личностные УУД
Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.
Познавательные УУД
Поиск и выделе-ние необходи-мой информации из рисунка учеб-ника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий. Установление причинно-следственных связей.
Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Умение прово-дить простей-шую классифи-кацию объектов природы на ос-нове их сущест-венных призна-ков. Поиск и вы-деление необхо-димой инфор-мации из рисун-ка учебника, ил-люстрирующего последователь-ность сменяю-щих друг друга событий.
Коммуникативные УУД
Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Умение аргументировать своё высказывание, убеждать, уступать.
Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Регулятивные УУД
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Раздел III.
Правила безопасного поведения
-
называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
-
использовать мобильный телефон для связи с родителями;
-
называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
-
называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
-
приводить примеры несъедобных грибов своего края;
-
приводить примеры ядовитых ягод своего края.
-
Рассказывать об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы.
Личностные УУД
Стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.
Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.
Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.
Культура поведения в природе, бережное отношение к ней.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.
Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки.
Умение обнаруживать простейшие причинно - следственные связи между живой и неживой природой.
Умение структурировать свои знания - отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных призна-ков, составлять таблицы.
Коммуникативные УУД
Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.
Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Формировать умение проговаривать последователь-
ность действий на уроке. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона.
Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.
Итого 66ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для 1 класса
№
урока
Дата
урока
Название раздела, тема урока
Примечания
по плану
по факту
Знакомство с героями. Где живет семья Ивановых.
Где живет семья Ивановых.
Виртуальная экскурсия «Город, в котором живём мы»
Мы познаем мир.
Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (знакомство).
Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (закрепление).
Что нас окружает (знакомство).
Что нас окружает (закрепление) .
Животные - часть природы.
Животные нашего края.
Дикие и домашние животные.
Домашние животные и уход за ними.
Насекомые - часть природы (знакомство).
Насекомые - часть природы (закрепление).
Растения - часть живой природы.
Растения нашего края.
Что общего у трав, кустарников, деревьев.
Как растения расселяются на новые места.
Природа и ее сезонные изменения (знакомство).
Природа и ее сезонные изменения (закрепление).
Путешествие в осеннее царство (праздник)
Жизнь растений осенью (экскурсия)
Учимся делать гербарий.
Труд людей осенью в городе.
Труд людей осенью в сельской местности.
Как животные готовятся к зиме (знакомство).
Как животные готовятся к зиме (закрепление).
Пришла зима.
Экскурсия в зимний парк.
Снежные загадки
Жизнь лесных зверей зимой.
Жизнь лесных зверей зимой. Забота людей о них.
Правила безопасного поведения во время зимних игр
Как помочь птицам зимой?
Водоёмы зимой.
Есть ль жизнь в воде подо льдом.7
Растения зимой.
Как зимуют травы, кустарники и деревья?
Учимся различать деревья и кустарники зимой (урок-экскурсия)
Учимся различать деревья и кустарники зимой
Пришла весна (знакомство).
Пришла весна (закрепление).
Какие растения весной цвести торопятся (знакомство).
Какие растения весной цвести торопятся.
Как животные весну встречают? Знакомство.
Трудности животных весной (закрепление).
Про больших и маленьких.
Лето пришло (знакомство).
Лето пришло (закрепление).
В лес по ягоды пойдём (знакомство).
В лес по ягоды пойдём (закрепление).
С лукошком за грибами (знакомство)..
С лукошком за грибами (закрепление).
Зелёная аптека. Правила сбора лекарственных растений.
Зелёная аптека.
Природа и мы
Красная книга.
Растения Кузбасса, занесённые в «Красную Книгу».
Наша Родина - Россия.
Наша Родина - Россия. Государственная символика.
Москва - столица нашего государства. Знакомство.
Москва - столица нашего государства. Достопримечательности города.
Итоговая проверочная работа.
Экскурсия в город. Правила дорожного движения.
«Мы и окружающий мир». Выполнение заданий.
Обобщение по курсу. Проведение викторины «Знатоки»
Выполнение практической части программы
№
Дата
Тема
Форма контроля
Итоговая проверочная работа за год
Проверочная работа
Список литературы для учащихся
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. - М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы - М: Академкнига/ Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1-4 класс. - М: Академкнига/ Учебник.
Список литературы для учителя
Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности : 1-4 кл. : в 2 ч. / сост. Р. Г. Чуракова. - М. : Академкнига/Учебник, 2011 (Проект «Перспективная начальная школа»).
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. - М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. - М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы - М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1-4 класс. - М: Академкнига/ Учебник.
11