- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ИЗО 2 класс Перспектива
Рабочая программа по ИЗО 2 класс Перспектива
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ефремова Л.А. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 А класса составлена на основе -Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования (2009г.); -основной образовательной программы начального общего образования; -авторской программы УМК «Перспектива» под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В.Ершовой; -базисного учебного плана, утверждённого МО и Н РТ; -учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 », утверждённого директором школы, на 2015-2016 учебный год; -положения о рабочей программе по предмету в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 ». Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 34 часа, по 1 часу в неделю. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. Федеральный стандарт выполняется в полном объёме. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Цели курса: - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; - развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества; - овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Задачи обучения: - совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; - развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); - формирование навыков работы с различными художественными материалами. Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом Перспектива» для педагога:
- Шпикалова Т.Я. , Ершова Л.В. Учебник «Изобразительное искусство» 2 класс, М.:»Просвещение», 2014 год;
- Шпикалова Т.Я. . Ершова Л.В Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» 2 класс, М.: «Просвещение», 2014 год.
- Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа :
- 2. Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа :
Содержание образования по учебному предмету
Мир изобразительных (пластических) искусств (10 часов) Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря, ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.). Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства (10 часов) Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников. Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
(14 часов) Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий). Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры. Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек). Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. В результате изучения изобразительного искусства во 2 А классе ученик должен знать, понимать и уметь:
- некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России (Филимоновская игрушка, Гжель, Хохлома);
- ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
Результаты изучения учебного материала На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами обучающихся являются: - в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни; - познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; - трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения. Метапредметными результатами обучающихся являются: - умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); - желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; - активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); - обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; - формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметными результатами обучающихся являются: - в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; - ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов; - коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; - трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки обучающихсяобучающихся В результате изучения изобразительного искусства ученик 2 класса должен: знать/понимать: - значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; - некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства; - отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргополь); - ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея); - отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; - основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства; - основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; - эмоциональное значение теплых и холодных цветов; уметь: - организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; - применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; - передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; - составлять композиции с учетом замысла; - применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях; - рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток); - различать теплые и холодные цвета; - узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство); - применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для самостоятельной творческой деятельности; - обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; - проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; - оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; - проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям; - проявления положительного отношения к процессу и результатам труда - своего и других людей.
Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Результаты
Дата проведения
по плану
по факту
I четверть (10ч.)
Личностные:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир и его органическом единстве и разнообразии природы;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные:
-начальные навыки адаптации и динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- умение планировать и контролировать и оценивать учебные действия;
-эстетические потребности, ценности и чувства;
-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
1 Лето в произведениях художников. Цветочная поляна.
1
Предметные:
-практические умения и навыки в восприятии, анализе;
-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах деятельности; -способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- сформированность основ культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
эстетическое отношение миру;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
05.09
2 Пейзаж. Радуга на грозовом небе.
1
12.09
3 Украшение головного убора девушки. Осенний лес.
1
19.09
4 Подивись палитре и форме сокровищ земли. Осенний листопад.
1
26.09
5 Натюрморт с натуры. Овощи и фрукты.
1
03.10
6 Как любуются формой живописцы и графики. Мой четвероногий друг.
1
10.10
7 Изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов. Выразительные возможности бумаги.
1
17.10
8 Для художника любой материал может быть выразительным (обобщение).
1
24.10
9 В мастерской мастера-игрушечника. Звери в деревне, в зоопарке.
1
31.10
10 Цвет красный-прекрасный. Сказочные персонажи - кентавры.
1
14.11
II четыерть (7 ч.)
Личностные:
-формирование ценностей многонационального российского общества: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир и его органическом единстве и разнообразии природы.
Метапредметные:
-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-умение планировать и контролировать и оценивать учебные действия;
-практические умения и навыки в восприятии, анализе;
-начальные навыки адаптации и динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- умение планировать и контролировать и оценивать учебные действия.
11 Рисование вазы белой линией. Узоры паутины.
1
Предметные:
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- умение планировать и контролировать и оценивать учебные действия; -способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; - умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
21.11
12 В мастерской художника Гжели. Украшение и фантазия.
1
28.11
13 Фантазируй волшебным гжельским мазком. Обитатели подводного мира.
1
05.12
14 Постройка и фантазия. Город Будущего.
1
12.12
15 Братья-мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.
1
19.12
16 Радость зимнего праздника. Животные-герои картин.
1
26.12
17 Изображение зимнего пейзажа. Измени яркий цвет белилами.
1
16.01
III четверть ( 10ч.)
Личностные:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир и его органическом единстве и разнообразии природы;
-начальные навыки адаптации и динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование ценностей многонационального российского общества6 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные:
-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- умение планировать и контролировать и оценивать учебные действия.
18 Зимняя прогулка. Изображение фигур людей на зимней картине.
1
Предметные:
-практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- сформированность основ культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетическое отношение миру; способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
23.01
19 Русские изразцы. Повтор узора изразца.
1
30.01
20 Изображение эпизода сказки с печкой.
1
06.02
21 Композиция «Русское поле».
1
13.02
22 Изображение женского народного костюма.
1
20.02
23 Иллюстрация сказки А. С. Пушкина.
1
27.02
24 Натюрморт с предметами старины.
1
05.03
25 Натюрморты из предметов старинного быта. Украшение саночек.
1
12.03
26 Весенний пейзаж.
1
19.03
27 Космический пейзаж.
1
26.03
IV четверть (7 ч.)
Личностные:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир и его органическом единстве и разнообразии природы;
-начальные навыки адаптации и динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Метапредметные:
- умение планировать и контролировать и оценивать учебные действия;
-начальные навыки адаптации и динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- умение планировать и контролировать и оценивать учебные действия.
28 Братья наши меньшие.
1
Предметные:
-практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
-умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
- умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
09.04
29 Пейзаж в технике монотипия.
1
16.04
30 Цветут цветы в орнаментах народов мира.
1
23.04
31 Повтор элементов растительного орнамента.
1
30.04
32 Эскиз рельефной плитки.
1
07.05
33 Здравствуй, лето! Летний пейзаж.
1
14.05
34 Композиция «Лето».
1
21.05