Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Почемучка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. А.С. Попова

г. о. Власиха Московской области



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ им. А.С. Попова





/Г.Я. Шик/

М.П. Дата______________





Рабочая программа внеурочной деятельности

Общекультурное направление

Кружок «Почемучка»

3 «А» класс





Составитель: Герасимова О.Н.,

учитель начальных классов высшей категории















2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии: • со ст. 12 Закона «Об образовании в РФ»; • с федеральным государственным образовательным стандартом НОО; • с основной образовательной программой НОО МОУ СОШ им. А.С. Попова; • с учебным планом МОУ СОШ им. А.С. Попова на 2015/2016 учебный год; • с годовым учебным календарным графиком в МОУ СОШ им. А.С. Попова в 2015/2016 учебном году; • с положением о рабочей программе внеурочной деятельности, утверждённым в МОУ СОШ им. А.С. Попова. Актуальность. Одна из характерных и ярких черт детей - любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает.. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности курса «Почемучки». Формирование всесторонне развитой личности следует рассматривать как одну из ключевых проблем в совершенствовании человека и всего общества. От того, насколько развитой является личность, зависит активность жизненной позиции, успешность всестороннего развития, что особенно необходимо детям, вступающим в мир социальных отношений. Именно в младшем школьном возрасте закладываются личностные качества, формируется внутренний мир, основные функции и отношение к окружающему. Программа кружка стимулирует творческие возможности детей, способствует оптимизации процесса их социализации, развивает навыки общения. Участники кружка: обучающиеся 3 класса. Структура: на реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Теоретических занятий 15 часов, практических - 19 часов. Продолжительность занятий - 40 минут. Цель: формирование у детей младшего школьного возраста умений самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, расширение кругозора, развитие индивидуальности творческого потенциала, формирование у обучающихся элементов экологической культуры. Задачи:

  • расширение кругозора детей путём формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении;
  • уточнение, расширение и активизация лексического запаса;
  • активизация мыслительной деятельности;
  • научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • способствовать развитию логического мышления, внимания;
  • формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание навыков ответственного отношения к людям и к природе.
Формы и методы организации занятий:
  • беседы
  • конкурсы
  • викторины
  • настольные, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры
  • экскурсии
  • демонстрация фильмов и видеороликов
Содержание программы кружка ориентировано на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности. Программа перспективна в плане эстетического воспитания, так как изучение окружающего мира открывает ребёнку "мир красоты и красоту мира", даёт простор радостному, эмоционально-образному восприятию мира и царящих в нём взаимосвязи и гармонии. Раздел 1. Космос и Вселенная - 4 ч. Теоретические сведения (2ч). Введение. Что такое Солнечная система? Зачем летать в космос? Практические занятия (2ч). Какие бывают созвездия? Почему происходит смена времён года? Откуда появились дни недели и месяцы? Раздел 2. Земля - это наша планета - 8 ч. Теоретические сведения (4ч). Из чего состоит Земля? Что такое атмосфера Земли? Откуда берется дождь? Много ли воды на Земле? Практические занятия (4ч). Почему небо голубое? Почему облака имеют различную форму? Из чего состоит почва? Что такое полезные ископаемые? Раздел 3. Страны и народы - 7 ч. Теоретические сведения (3ч). Что такое страна? Символы страны. Какие существуют расы? Почему в разных странах разные деньги? Практические занятия (4ч). Какие бывают города? Что такое Семь чудес света? Для чего проводят перепись населения? Как отмечают Новый год в разных странах? Раздел 4. Человек и его здоровье - 5 ч. Теоретические сведения (3ч). Зачем люди спят? Для чего нужна кровь? Для чего необходимо закаливание? Практические занятия (2ч). Как устроен человек? Для чего нам нужен скелет? Раздел 5. Животные - 5ч. Теоретические сведения (2ч). Где обитают млекопитающие? Отчего хамелеон меняет свой цвет? Практические занятия (3ч). Какие бывают животные? Почему птицы улетают в тёплые края? Как из гусеницы появляется бабочка? Раздел 5. Растения - 5ч. Теоретические сведения (2ч). Как вырастить дома фасоль? Исследовательская работа. Итоговое занятие. Презентация проектов. Практические занятия (3ч). Чем растение отличается от животного? Как устроено растение? Как путешествуют семена? Методы оценивания: в качестве процедур оценивания используются выставки рисунков, соревнования, конкурсы, викторины, олимпиады, проекты.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ПОЧЕМУЧКА»



Тема урока

Форма работы

Универсальные действия обучающихся

Аудиторная

Внеаудиторная

КОСМОС И ВСЕЛЕННАЯ - 4 Ч

Введение. Что такое Солнечная система?

1


Личностные: расширение сведений об особенностях объектов, процессов и явлений действительности Метапредметные: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений Предметные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Какие бывают созвездия?


1

Почему происходит смена времён года? Откуда появились дни недели и месяцы?


1

Зачем летать в космос?

1


ЗЕМЛЯ - ЭТО НАША ПЛАНЕТА - 8 Ч

Из чего состоит Земля?

1


Личностные: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества Метапредметные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Предметные: установление причинно-след-ственных связей

Что такое атмосфера Земли?

1


Почему небо голубое?


1

Почему облака имеют различную форму?


1

Откуда берется дождь?

1


Много ли воды на Земле?

1


Из чего состоит почва?


1

Что такое полезные ископаемые?


1

СТРАНЫ И НАРОДЫ - 7 Ч

Что такое страна? Символы страны.

1


Личностные: расширение сведений об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), их происхождении и назначении; Метапредметные: поиск информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИК Предметные: уметь различать государственные символы России, понимать различие между расой и нацией, иметь представление о деньгах

Какие бывают города?


1

Что такое Семь чудес света?


1

Какие существуют расы?

1


Для чего проводят перепись населения?


1

Почему в разных странах разные деньги?

1


Как отмечают Новый год в разных странах?


1

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ - 5Ч

Как устроен человек?


1 Личностные: осознание ответственности за своё здоровье, формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества (человек, природа, мир) Метапредметные: концентрация воли для преодоления затруднений, установление причинно-следственных связей Предметные: расширить знания о строении тела человека, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни

Зачем люди спят?

1


Для чего нам нужен скелет?


1

Для чего нужна кровь?

1


Для чего необходимо закаливание?

1


ЖИВОТНЫЕ - 5 Ч

Какие бывают животные?


1 Личностные: расширение сведений об особенностях объектов, процессов и явлений действительности Метапредметные: концентрация воли для преодоления затруднений, установление причинно-следственных связей Предметные: различать виды животных, установление причинно-следственных связей

Где обитают млекопитающие?

1


Почему птицы улетают в тёплые края?


1

Отчего хамелеон меняет свой цвет?

1


Как из гусеницы появляется бабочка?


1

РАСТЕНИЯ - 5 Ч

Чем растение отличается от животного?


1 Личностные: расширение сведений об особенностях объектов, процессов и явлений действительности Метапредметные: поиск информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИК Предметные: установление причинно-след-ственных связей

Как устроено растение?


1

Как путешествуют семена?


1

Как вырастить дома фасоль? Исследовательская работа.

1


Итоговое занятие. Презентация проектов.

1



Всего

15

19
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ПОЧЕМУЧКИ»

Тема

Кол-во часов

Форма

проведения

занятия

Вид деятельности

обучающихся

Ожидаемый результат (основные универсальные действия, формируемые на занятии)

Дата

Коррекция



даты 1 Введение. Что такое Солнечная система? 1 беседа работа с таблицей «Планеты Солнечной системы». Л: расширение сведений об особенностях объектов, процессов и явлений действительности К: формулировать собственное мнение и позицию П: строить высказывание в устной и письменной форме

2 Какие бывают созвездия? 1 экскурсия в кабинет физики рисование звёздного неба Л: ставить вопросы, формулировать свои затруднения К: допускать существование различных точек зрения П: строить высказывание в устной и письменной форме

3 Почему происходит смена времён года? Откуда появились дни недели и месяцы? 1 демонстрация видеоролика нахождение взаимосвязи вращения Земли вокруг Солнца Л: интерес к знаниям и способам их приобретения К: строить понятные для партнёра высказывания П: определять источник тепла и света на Земле

4 Зачем летать в космос? 1 беседа, сюжетно-ролевая игра участие в игре, сотрудничество Л: проявлять интерес к изучению темы К: учит. разные мнения и стремиться к сотрудничеству П: воспринимать образ природы «мир как дом»

5 Из чего состоит Земля? 1 беседа, демонстрация фильма обсуждение фильма, высказывания своих точек зрения Л: интерес к знаниям и способам их приобретения К: допускать существование различных точек зрения П: строить высказывание в устной и письменной форме

6 Что такое атмосфера Земли? 1 экскурсия наблюдение за состоянием воздуха Л: желание познавать мир благодаря новым знаниям К: формулировать собственное мнение и позицию П: раскрывать значение терминов и понятий

7 Почему небо голубое? 1 беседа, экскурсия наблюдения за изменением цвета неба Л: интерес к знаниям и способам их приобретения К: конструктивно взаимодействовать в паре (группе) П: использовать новые понятия в активном словаре

8 Почему облака имеют различную форму? 1 экскурсия наблюдения за облаками Л: желание познавать мир К: формулировать вопросы с целью познания природы П: определять способы исследования окружающего мира

9 Откуда берется дождь? 1 беседа участие в дидактической игре Л: проявлять интерес к изучению темы К: строить понятные для партнёра высказывания П: определять источники необходимой информации

10 Много ли воды на Земле? 1 беседа, викторина ответы на вопросы викторины Л: интерес к знаниям и способам их приобретения К: допускать существование различных точек зрения П: понимать значение воды для живых организмов

11 Из чего состоит почва? 1 экскурсия практические действия по изучению состава почвы Л: проявлять интерес к изучению темы К: стремиться к сотрудничеству с одноклассниками П: понимать значение почвы для растений, животных и человека

12 Что такое полезные ископаемые? 1 просмотр видеоролика рассматривание коллекции полезных ископаемых Л: бережное отношение к природным богатствам К: строить понятные для партнёра высказывания П: понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека

13 Что такое страна? Символы страны. 1 просмотр презентации конкурс рисунков на создание собственного герба Л: проявлять интерес к изучению темы К: допускать существование различных точек зрения П:различать символы государства (гимн, флаг, герб)

14 Какие бывают города? 1 работа с физической картой знакомство с историей возникновения городов, их разнообразием Л: творческое отношение к составлению плана путешествия К: стремиться к сотрудничеству с одноклассниками П: пользоваться картой и находить на ней города

15 Что такое Семь чудес света? 1 просмотр фильма рисование одного из Семи чудес света Л: творческое отношение к составлению плана путешествия К: формулировать вопросы П: определять способы исследования окружающего мира

16 Какие существуют расы? 1 ролевая игра участие в ролевой игре, отличие нации от расы Л: проявлять интерес к изучению темы К: допускать существование различных точек зрения П:видеть различие между нацией и расой

17 Для чего проводят перепись населения? 1 беседа, ролевая игра распределение ролей для участия в ролевой игре Л: проявлять интерес к изучению темы К: формулировать вопр. с целью познания жизни общества П: определять источники необходимой информации

18 Почему в разных странах разные деньги? 1 викторина знакомство с денежными знаками разных стран Л: проявлять интерес к изучению темы К: строить понятные для партнёра высказывания П: знать историю появления денег

19 Как отмечают Новый год в разных странах? 1 просмотр видеоролика изготовление новогодней игрушки Л: уважительное отношение к культурному многообразию человечества К: стремиться к сотрудничеству с одноклассниками П: определять источники необходимой информации

20 Как устроен человек? 1 экскурсия в кабинет биологии знакомство с внешним и внутренним строением человека Л: проявлять интерес к и здоровому образу жизни К: формулировать собственное высказывание П: различать внешн и внутреннее строение тела человека

21 Зачем люди спят? 1 беседа участие в подвижной игре «Совушка - сова» Л: проявлять интерес к и здоровому образу жизни К: конструктивно взаимодействовать в паре (группе) П: определять деятельность каждой системы органов человека

22 Для чего нам нужен скелет? 1 экскурсия в кабинет биологии знакомство со строением скелета человека Л: проявлять интерес к и здоровому образу жизни К: адекватно использовать речевые средства для представления результата П: извлекать из различных источников дополнительную информацию

23 Для чего нужна кровь? 1 экскурсия в медицинский кабинет участие в беседе Л: проявлять интерес к и здоровому образу жизни К: стремиться к сотрудничеству с одноклассниками П: использовать приобретённые знания

24 Для чего необходимо закаливание? 1 экскурсия, подвижные игры подбор пословиц о здоровом образе жизни Л: проявлять интерес к и здоровому образу жизни К: адекватно использовать речевые средства для представления результата П: раскрывать смысл пословиц о правилах здорового образа жизни

25 Какие бывают животные? 1 просмотр видеоролика дидактическая игра: распределение животных по видам Л: проявлять интерес к изучению темы К: учитывать разные мнения П: различать природные объекты по отличительным признакам

26 Где обитают млекопитающие? 1 экскурсия участие в подвижной игре Л: интерес к знаниям и способам их приобретения К: строить понятные для партнёра высказывания П: различать природные объекты по отличительным признакам

27 Почему птицы улетают в тёплые края? 1 экскурсия нахождение взаимосвязи изменений в природе с отлётом птиц Л: интерес к знаниям и способам их приобретения К: строить понятные для партнёра высказывания П: находить взаимосвязь изменений в природе с жизнью животных

28 Отчего хамелеон меняет цвет? 1 просмотр видеоролика участие в викторине «Узнай меня» Л: проявлять интерес к изучению темы К: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству П: определять источники необходимой информации

29 Как из гусеницы появляется бабочка? 1 беседа участие в сюжетно-ролевой игре Л: творческое отношение к составлению плана работы К: приходить к общему решению при работе в паре и в группе П: определять источники необходимой информации

30 Чем растение отличается от животного? 1 экскурсия сравнение растений и животных, на-хождение отличий между ними Л: интерес к знаниям и способам их приобретения К: строить понятные для партнёра высказывания П: различать природные объекты по отличительным признакам

31 Как устроено растение? 1 практическое занятие дидактическая игра «Собери растение» Л: проявлять интерес к изучению темы К: строить понятные для партнёра высказывания П: понимать значение растений в жизни человека

32 Как путешествуют семена? 1 экскурсия сбор семян растений Л: творческое отношение к составлению плана работы К: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству П: понимать значение растений в жизни человека

33 Как вырастить дома фасоль? Исследовательская работа. 1 беседа составление плана исследовательской работы Л: проявлять интерес к изучению темы, творческое отношение к составлению плана работы К: использовать речевые средства для представления результата деятельности П: понимать значение растений в жизни человека

34 Итоговое занятие. Презентация проектов. 1 представление проектов представление проектов Л: творческое отношение к составлению плана работы К: использовать речевые средства для представления результата деятельности П: воспринимать образ природы «мир как дом»




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми".
  2. Рыжова Н.А "Не просто сказки"(экологические рассказы, сказки, праздники).
  3. Рыжова Н.А "Наш дом - природа" Журнал "Начальная школа" 1998г. №10.
  4. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2007.
  5. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин "100 вопросов и ответов" Животные.-М.:ЗАО "Росмэн", 2006.
  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения / Сост. Л.А. Багрова- М.:Тко "АСТ", 1995.
  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные / Сост. П.Р. Ляхов- М.:Тко "АСТ", 1999.
  8. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. "Почемучка", М "Педагогика-Пресс", 1994.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Детская энциклопедия от А до Я. Мультимедиа. 2008 г.

  2. 100 000 «Почему?!». Бука Софт. 2008 г.

  3. Планета Земля. Аудио энциклопедия. Детское издательство «Елена». 2007 г.

  4. Леса России. Аудио энциклопедия. Детское издательство «Елена». 2007 г.

  5. Увлекательная астрономия. Аудио энциклопедия. Детское издательство «Елена». 2007 г.

  6. Лесные птицы. Аудио энциклопедия. Детское издательство «Елена». 2007 г.



Воспитательные результаты распределяются по трем уровням: Первый уровень: предполагает приобретение обучающимися новых знаний, формирование речевых умений. Второй уровень: предполагает развитие познавательной активности и готовности к самостоятельной мыслительной деятельности. Третий уровень: предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта: адекватно оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям.

РАССМОТРЕНО. СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО Зам. директора по УВР

от __________№___ ________________/ Т.С. Калиниченко/

Дата___________







© 2010-2022