- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2 классе на тему: Синонимы, антонимы, омонимы
Урок русского языка во 2 классе на тему: Синонимы, антонимы, омонимы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фаттахова З.З. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Синонимы, антонимы омонимы.
ЦЕЛИ урока:
образовательные: повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи; закрепить изученный материал .
развивающие: развивать навыки устной и письменной речи, расширять словарный запас учащихся; развивать сообразительность, внимание, память, мышление, орфографическую зоркость, фонематический слух учащихся.
воспитательная: воспитание внимания и доброго отношения друг к другу.
Задачи урока: 1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении; 2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте; 3) показать роль синонимов и антонимов, омонимов в речи; 4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа; 5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; 6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету; 8) повышать культуру речи.
Формирование УУД Личностные результаты усвоения урока: - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к языку, культуре; - интерес к изучению языка; Метапредметные результаты усвоения урока: Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; Познавательные УУД: - пользоваться словарями. - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Предметные результаты усвоения урока: - пользоваться толковым словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.
Тип урока: повторение изученного материала
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, тест, карточка с заданиями.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
(Встали ,ребята)
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Ребята,
Работаем старательно
Слушаем внимательно!
2.Самоопределение к деятельности
А) - Прежде чем назвать тему урока, я прошу Вас нарисовать [лук]. Возьмите карандаши и нарисуйте схематически картинку. (Учащиеся рисуют 3- 5 минут). Давайте повесим Ваши рисунки на доску. Все ли иллюстрации одинаковы? (ответы детей). Почему? (Как называются такие слова?) Вывод. - Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. Такие вот одинаковые слова, которые обозначают разные, не связанные между собой вещи, называются омонимами. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя". Это и есть близнецы- внешне одинаковые, а изнутри- по значению- разные. Такие, например, как известное слово "лук": "лук"- это растение, "лук"- это и оружие для стрельбы. (Слово ОМОНИМЫ повесить на доску.)
Б) Имена не схожи, но
Их значение равно.
Погляди: гиппопотам
Головой кивает нам.
Где? Там только бегемот
Из болот сюда идёт!
Подожди-ка, не кричи,
Здесь для спора нет причин:
Пусть слова не схожи, но
Их значение равно -
Верная примета,
Это (какое слово?)
Вывод: «Сино»- обозначает одинаковое значение.
Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию , называются синонимами. (Слово СИНОНИМЫ повесить на доску.)
В) И нам с тобой пришел черед,
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь …. НИЗКО.
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь …. БЛИЗКО.
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты …. НАШЕЛ.
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну, отвечай …КОНЕЦ
Вывод: Эти слова противоположные по значению.
Слова с противоположным значением называются антонимами. (Слово АНТОНИМЫ повесить на доску.)
-Значить, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
-Сегодня на уроке обобщим свои знания об омонимах, синонимах , антонимах.
3. Работа по теме урока
Индивидуальная работа по карточкам. ( Взаимопроверка)
Задания. Записать слова парами. См. ( приложение)
4. Театральная минутка.
Посмотрите инсценировку отрывка из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова.
Встретились два друга: Сашка и Матвей.
- А у меня дома овсянка. - Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка. - Люблю я овсянку! - И я люблю! - Она жёлтая, красивая такая! - И вкусная! Особенно с молоком! - Как это вкусная? Как с молоком? - Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. - Да ты про что говоришь? - Как это про что? Про овсянку! - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? - Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песни пела?! - Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! - Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать! - А потом ко мне мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
Учитель. Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?
(Речь идёт об омонимах) -овсянка- каша, овсянка-птичка .
- Почему мальчики сначала не поняли друг друга?
- Сколько значений имеет это слово? Какие? (Крупа или каша из неё; маленькая перелётная птичка из отряда воробьиных).
6.Работа в парах. Упр .50.с.35
7. Физминутка.
8.Работа в группах.
Составить предложения с омонимами.
(ключ-ключ, лук-лук, коса-коса, овсянка-овсянка)
8.ТЕСТ .Синонимы. Антонимы. Омонимы. Значение слова.
1.Допиши предложения:
Слова, которые имеют два или несколько значений называются______________________.
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но имеющие противоположное значение называются _____________________.
Слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению называются ___________________________.
2.Найди пары синонимов. Поставь
приятель воин
противник друг
солдат враг
шагать горе
красный идти
печаль труд
работа алый
3.Подбери антонимы к словам:
горе - ______________ конец - ________________
свет - ______________ жара - _________________
утро - ______________ добрый - _______________
4.Найдите омонимы в стихах и подчеркните:
- Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички.
- Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё - со шляпкой…
5. Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните многозначные слова:
Язык не лопатка, знает, что сладко. От горьких мук стал горьким лук.
9.Рефлексия. Анкета
10.Выставление оценок
11.Домашнее задание .
Придумать сказку о синонимах, антонимах, омонимах.