Урок русского языка в 4 классе по теме Понятие о спряжении глагола (Перспектива)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе по теме Понятие о спряжении глагола (Перспектива)Урок русского языка в 4 классе по теме Понятие о спряжении глагола (Перспектива)Урок русского языка 08.04.2014г. по программе «Перспектива»

4-а класс

Учитель: Иванова О.И.

Тема: Понятие о спряжении глагола

Цель: способствовать формированию знаний о спряжении глагола.

Задачи:

  • предметные: знакомство с понятием «спряжение»; углубление знаний о правописании глаголов;

  • метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале, развивать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для решения языковых задач;

  • личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

  • регулятивные: в сотрудничестве с учителем высказывать свои предположения о способах решения учебной задачи, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы

  • коммуникативные: воспитание чувства товарищества, уважения к собеседнику, умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети в парах ладошкой двигаются по столу, хлопают по ладони соседа, желают удачи.

Вспоминаем правила работы в группе

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Задание 1: Выписать из предложенных слов только глаголы. (Слайд 1)

Солнце, говорит, птенцы, молодая, травка ,

он, говорил, птичьи, будет говорить, мы.

-По каким признакам определили, что это глаголы?

Задание 2: говорил (Слайд2)

говорит

будет говорить

-Как изменялся глагол говорить?

Предполагаемый ответ: Глагол изменялся по временам.

Задание 3: говорю (Слайд3)

говоришь

говорит

-А теперь как изменялся глагол?

Предполагаемый ответ: Мы не можем сказать точно, потому что не знаем.

3. Решение учебной задачи.

Обсудите в группе, как изменялся глагол говорить (1мин.).

После обсуждения выслушиваются версии ребят.

Предполагаемый ответ: Глагол изменялся по лицам.

(Вопросы учителя в случае затруднения:

-Понятно ли, кто выполнял действие в каждом из 3 случаев - одно и то же лицо или разные лица?

-Чем отличаются эти формы глагола по своему значению?

(тот (те), кто говорит - 1-е лицо

Тот (те), кому говорят - 2-е лицо

Тот (те), о ком говорят - 3-е лицо).

После ответа детей:

С каким изменением глаголов мы уже встречались. А что для вас новое на уроке?

Предполагаемый ответ: Изменение глаголов по временам известно, а изменение по лицам - это новое на уроке.

Задание 4 : -Какие формы лица уже даны ,назовите?

(фронтальная работа с фиксированием ответов в таблице на доске):

1-е лицо

Я (что делаю?)говорю

2-е лицо

Ты( что делаешь?) говоришь

3-е лицо

Он(она,оно) (что делает?)говорит

-Каких форм лица здесь не хватает? (Слайд 4) Попробуйте дописать в своих таблицах (работа в группе на одном листе).

По одному представителю группы объясняют у доски. Учитель уточняет, кто согласен, если не согласны, то почему.

Предполагаемый ответ:

1-е лицо

Я (что делаю?)говорю

мы (что делаем?) говорим

2-е лицо

Ты( что делаешь?) говоришь

вы (что делаете?) говорите

3-е лицо

Он(она,оно) (что делает?)говорит

они(что делают?) говорят

-Что помогло вам изменить форму глагола?

Предполагаемый ответ: личные местоимения

-Какие формы лица были, а каких не хватало?

Предполагаемый ответ: Были формы1,2,3-го лица ед.числа, а добавили формы множественного числа.

-Внесём в таблицу

Ед. число

Мн. число

1-е лицо

Я (что делаю?)говорю

мы (что делаем?) говорим

2-е лицо

Ты( что делаешь?) говоришь

вы (что делаете?) говорите

3-е лицо

Он(она,оно) (что делает?)говорит

они(что делают?) говорят

Учитель: Такое изменение глагола называется спряжением. Слышали ли вы такое слово «спрягать» или похожее слово? «Спрягать» - исконно русское слово обозначает «соединять вместе» , «объединяться». Спрягать лошадь с телегой (запрягать)- соединять для совместной работы. (Слайд 5)

А у нас глагол с чем спрягается (сочетается ,объединяется)?

Предполагаемый ответ: Глагол сочетается с личными местоимениями.

-Спряжение глагола - это изменение окончаний глагола по лицам и числам. (Слайд 6)

-Внесём это в таблицу

Спряжение

Ед. число

Мн. число

1-е лицо

Я (что делаю?)говорю

мы (что делаем?) говорим

2-е лицо

Ты( что делаешь?) говоришь

вы (что делаете?) говорите

3-е лицо

Он(она,оно) (что делает?)говорит

они(что делают?) говорят

-Раньше вы часто получали задания просклонять имя существительное, что для этого делали?

-А если я попрошу проспрягать глагол, что вы будете делать?

1

звенел

звенела

звенело

2

звенели

звенят

будут звенеть

3

звеню

звенишь

звенит

звеним

звените

звенятЗадание 5:- Три ученика выполнили задание по спряжению глагола. (Слайд 7)Кто из них прав? Обсудите в группе

зз

Предполагаемый ответ: Прав 3 ученик, потому что он изменял глагол по лицам, 1 ученик изменял по родам, а 2 ученик по временам.

Задание 6:Определите время глаголов в 3 столбике, выделите окончания.

-Итак, глагол какого времени изменил по лицам и числам 3 ученик?

Проблемный вопрос:- В любом ли времени можно спрягать глагол?

Задание 7: Лексический эксперимент: проспрягать глаголы звенел и будут звенеть, сделать вывод( Работа в парах в тетради) .

Предполагаемый ответ: Спрягаются глаголы в настоящем и будущем времени.

-Внесём новое в таблицу:

Наст.вр., буд.вр., прош.время

Спряжение

Ед. число

Мн. число

1-е лицо

я

мы (что делаем?) говорим

2-е лицо

ты

вы (что делаете?) говорите

3-е лицо

Он(она,оно)

Они (что делают?) говорят


  1. Физкультминутка

  2. Первичное закрепление.

Задание 8: Самостоятельно в тетради проспрягать глаголы лететь, петь. Выделить личные окончания.

Взаимопроверка в парах.

Предполагаемый ответ:

Ед.ч.

Мн.ч.

1-е лицо

Я лечу, пою

Мы летим, поём

2-е лицо

Ты летишь, поёшь

Вы летите, поёте

3-е лицо

Он,она, оно летит, поёт

Они летят, поют

- Что делали с глаголами?

Предполагаемый ответ: Спрягали - изменяли окончания глагола по лицам и числам.

-Как вы думаете, почему важно уметь правильно изменять окончания глагола?

Предполагаемый ответ: Чтобы грамотно писать окончания.

Задание 9 :(задание-ловушка): Слово печь будет склоняться или спрягаться?

Решили лисы кролика (за)печь.

А кролик из духовки прыг (за)печь.

Предполагаемый ответ:

Слово печь многозначное, значит , если является глаголом (что делать?) печь, то спрягается (изменяется по лицам и числам), а если является существительным (что?) печь, то склоняется (изменяется по падежам).

6. Включение в систему знаний .

Задание 10: Работа по учебнику с.88 упр.141(выписать глаголы в настоящем времени, определить лицо и число). Выделить личные окончания. (Личные от какого слова?)

1-3 предложения с комментированием

4-6 предложения самостоятельно с последующей взаимопроверкой

Предполагаемый ответ:

1предл. Глагол скачет (что делает?) - наст. время, он (Елисей) скачет - 3-е л., ед ч.

2предл. Глагол летит (что делает?) - наст. время, оно(яблочко) летит - 3-е л., ед.ч.

3 предл. Глагол гоняешь , волнуешь, веешь (что делаешь?) - наст. время, ты гоняешь, ты волнуешь ты веешь- 2-е л., ед. ч.

4 предл. Глагол вошла (что сделала?) - прош. время, значит не выписываем и лицо не определяем.

5предл.Глагол любим (что делаем?) - наст. время, мы любим - 1-е л., ед ч.

6 предл. Глагол выезжают погулять (что делают?) - наст.время , они (братья) выезжают погулять - 3-е л., мн.ч.


  1. Подведение итога.

-Чем занимались на уроке?

- Нужно ли продолжить работу над этой темой?

-Допишите пропущенные слова на карточках:

Я твёрдо знаю, что…

1) Имена существительные склоняются, а глаголы - ...

2) Спряжение - это изменение окончаний глагола по … и … .

3) Спрягаются глаголы только … и … времени.

8. Домашнее задание.

На выбор:

1)С.88 упр.143 (записать предложения, изменив форму глаголов, определить лицо и число глаголов.

2)Рабочая тетрадь с.50 упр.77 (проспрягать глаголы, выделить личные окончания)

Лист самооценки

№ задания

Справился без ошибок

Допустил1-2 ошибки

Не справился

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Лист самооценки

№ задания

Справился без ошибок

Допустил1-2 ошибки

Не справился

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Лист самооценки

№ задания

Справился без ошибок

Допустил1-2 ошибки

Не справился

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.




Ед.ч.

Мн.ч.

1-е лицо

Я

Мы

2-е лицо

Ты

Вы

3-е лицо

Он,она, оно

Они

1

звенел

звенела

звенело


2

звенели

звенят

будут звенеть

3

звеню

звенишь

звенит

звеним

звените

звенят

1

звенел

звенела

звенело

2

звенели

звенят

будут звенеть

3

звеню

звенишь

звенит

звеним

звените

звенят

1

звенел

звенела

звенело

2

звенели

звенят

будут звенеть

3

звеню

звенишь

звенит

звеним

звените

звенят

1

звенел

звенела

звенело

2

звенели

звенят

будут звенеть

3

звеню

звенишь

звенит

звеним

звените

звенят

Я знаю, что:

1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...

2) Спряжение - это изменение окончаний глагола по … и … .

3) Спрягаются только глаголы … и … времени.

Я знаю, что:

1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...

2) Спряжение - это изменение окончаний глагола по … и … .

3) Спрягаются только глаголы … и … времени.

Я знаю, что:

1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...

2) Спряжение - это изменение окончаний глагола по … и … .

3) Спрягаются только глаголы … и … времени.

Я знаю, что:

1) У имён существительных склонение, а у глагола ....

2) Спряжение - это изменение окончаний …

3) Спрягаются только глаголы … и …. времени.

Я знаю, что:

1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...

2) Спряжение - это изменение окончаний глагола по … и … .

3) Спрягаются глаголы только … и … времени.

Я знаю, что:

1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...

2) Спряжение - это изменение окончаний глагола по … и … .

3) Спрягаются только глаголы … и … времени.

Я знаю, что:

1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...

2) Спряжение - это изменение окончаний глагола по … и … .

3) Спрягаются только глаголы … и … времени.

Я знаю, что:

1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...

2) Спряжение - это изменение окончаний глагола по … и … .

3) Спрягаются только глаголы … и … времени.

?

звеню

звенишь

звенит

звеним

звените

звенят

© 2010-2022