Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Непроизносимые согласные в корне слова»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык. УМК «Начальная школа 21 века».

Класс: 2класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова».

Время реализации урока: 40 минут

Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 2 класса по русскому языку С. В. Иванов, Рабочая тетрадь "Пишем грамотно" опорные плакаты: «Правила сотрудничества в группе», «Рефлексия настроения», «Рефлексия деятельности».

Методическая цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка в процессе работы по технологии "Проблемное обучение" и использование АМО

Цели урока:

Привлечь внимание к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами

определенных сочетаний звуков;

помочь осознать их, как опознавательный признак еще одной орфограммы корня: буквы на месте «опасных» сочетаний звуков;

научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки;

помочь запомнить непроверяемые написания;

Задачи:

  • Образовательная: формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.
  • Развивающая - способствовать развитию познавательного интереса, грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  • Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.


Формировать УУД: Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



Ход урока.


Этапы урока

Цель этапа


Деятельность педагога


Деятельность учащихся

Инициация

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание доброжелательного отношения к друг к другу.


Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому и скажите: " Я желаю тебе..."

Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.

Сегодня на уроке вы будете исследователями.

(слайд №2)

Сейчас мы составим с вами азбуку хороших слов.

Каким вы хотите видеть наш урок? Назовите все слова на букву "пэ"

- Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился именно таким. Желаю вам хорошего настроения!

- Сегодня на уроке у нас необычные гости.

- Кто их узнал? Что вы уже о них знаете?

- Они приготовили для вас очень интересные задания и уверены, что вы с ними успешно справитесь. (слайд №2)

(Ученики становятся в круг)

(высказывания детей)





Поучительным, познавательным, полезным, прекрасным, прелестным.






(высказывания детей)

Вхождение или погружение в тему Метод

«Выбери меня»

Цель: развивать умения учащихся конструктивно взаимодействовать в группе в процессе обучения, содействовать сплочению группы

ПКонспект урока по русскому языку для 2 класса «Непроизносимые согласные в корне слова»Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Непроизносимые согласные в корне слова»Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Непроизносимые согласные в корне слова»роведение: ученикам предлагается выбрать талисман Сочи - 2014. После того как все участники выбрали свои талисманы, учитель предлагает объединиться в группы.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету прошепчу: Будет интересно!

Объединение в группы

Мотивация к учебной деятельности.


Метод «Я хочу научиться».


Цель: Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность


- Чему вы учитесь на любом уроке?

- Напомните, что это значит?

- Урок русского языка. Он посвящён открытию новых знаний.

- А как мы будем их открывать?

- Вспомним правила работы в группе.

Правила сотрудничества в группе


- Слушать друг друга.

- Уметь уступать

- Уметь договариваться

- Распределять роли в группе

- Не мешать другим группам

- В группе должны все работать

- Мы учимся учиться.

-Учиться это значит понять, чего я не знаю, и уметь самому добывать знания.

- Нам нужно выполним пробное действие.

Когда у нас возникает затруднение, мы сами должны найти способ выхода из него.


Интерактивная лекция

Метод «Ульи»


Выявление места и причин затруднения.


Цель: оживление внимания; структурирование материала.















































































Словарная работа


На столах у вас карточки, на них написаны слова:

1. грусть, грустить, грустный

2. свист, свистеть, свистнуть

3. весть, известие, известный

4. звезда, звездопад, звёздный

- Запишите группы слов. Выделите корень в словах.

- Запишите данные слова с помощью транскрипции.


- Что можете сказать об этих словах?

- Какой возникает вопрос?

- Какие есть гипотезы?

- Какие названия вы бы дали таким согласным?

- Когда человек встречается с затруднением, что надо сделать?

- Вы с этим согласны?

- Между какими звуками стоит непроизносимый согласный звук «т», "д"?

-Давайте поработаем со словами каждой группы. Как это лучше сделать?

- Что вы наблюдаете?

- Сделайте вывод, когда же согласный звук не произносится?

- Какие звукосочетания можно назвать

опасными?

- Что привело к тому, что в корне слова один из звуков перестал произноситься?


- Сверьте ваше предположение (слайд №3) (работа с учебником)











Цифровые образовательные ресурсы (видео)

- Сформулируйте тему урока.

«Непроизносимые согласные в корне слова».

- Какова цель нашего урока?

- Вы уже многое знаете, но вокруг ещё много неизвестного.

- Хотите узнать больше?

- Готовы работать? Значит продолжаем.

- Прочитайте пословицу:

Загадка для ума вкусна и сладка!

- Вы согласны с этим высказыванием?

- Рассмотрите внимательно картинке на слайде (слайд №4), назовите их, подберите проверочные слова.

Помните о том, что сегодня непроизносимые согласные - "дежурные" на уроке.

(на слайде № 4 появляются картинки, учащиеся отгадывают их и записывают парами проверочное - проверяемое)

- Как проверили и написали слово лестница?

Почему получилось разные мнения?

Давайте вместе с вами заглянем в тайны живого слова.

- Слово лестница образовано от древнерусского слова "лезти", что означало, то с помощью чего лезут.

- Что обнаружили?

- Что будем делать, чтобы не ошибиться?

- Теперь мы знаем, что правописание слова лестница нужно запомнить.

Что нового открыли для себя?

- Как будем действовать?









Учащиеся каждой группы ведут свои наблюдения и выдвигают несколько условий написания непроизносимого согласного в корне слова. Записные наблюдения каждой группы вывешиваются на информационную доску.

- Эти слова однокоренные, в одних мы произносим звук «т», а в других нет.

- Почему в некоторых словах звук «т» не произносится?

Предположительно выдвигают разные гипотезы.

Хитрые, молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытые.

- Подумать и найти причину затруднения.

Высказывают разные мнения.

-Во всех группах последнее слово с непроизносимым согласным «т», стоит между двумя согласными, а в первом и во втором нет.

-Подчеркнём буквы, между которыми стоит согласная буква «т» и "д".

- Согласный звук не

произносится, когда стоит между двумя согласными.

Сочетания [сн], [с'н], [зн], [з'н]

Сочетание трёх звуков.



Каждая группа обсуждает каждый пункт правил. Например:

а) положение: корень слова, между согласными [сн], [зн];

б) сочетание трёх звуков;

в) наличие гласного между звуками опасного звукосочетания (грустить или позиция конца слова (грусть)

Высказывания детей

- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.


-Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне слова, надо подобрать проверочное слово.

Солнечный - солнце,

Радость - радостный,

Звёзды - звёздное,

Лестница - ?

Высказывания детей.

- Слово не подчиняется способам проверки.

- Посмотрим в орфографический словарь учебника.

Ассоциация: на лестнице есть ступени, в слове ступени - сочетание "ст" и, в слове лестница - сочетание "ст".

- Непроизносимый согласный бывает проверяемым и непроверяемым.

(высказывания детей)

Эмоциональная разрядка (разминка)


Игра "Эстафета" Цель: активизировать процесс мышления у учащихся, прийти в бодрое настроение.


Буква в слово просится. Звук не произносится Надо ль букву "т" и ль "д" писать. Это надо проверять. Проведение: На доске рисунки с домиками. В первом домике живут слава с непроизносимым согласным звуком в корне слова , а в другом - слова "ловушки". Каждый из учеников получает слово с пропущенной буквой, он должен определить в какой домик приклеить своё слово. Можно воспользоваться советом команды. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. Выигравшей команде вручаются медали. Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Непроизносимые согласные в корне слова»






Правильность выполнения заданий проверяется (слайд № ) Работы учеников и слайды презентации позволяют учащимся получить эмоциональную разрядку.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву "т" писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву " т" писать уместно.

Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Непроизносимые согласные в корне слова»

Ярос...ный, счас...ливый, прес...ный, небес...ный, чес...ный, алмаз...ный, поз...ный, безобраз...ный, любез...ный, вес...ник, опас...но, вкус...ный, радос...ный, интерес...ный, трос...никовый, чудес...ный, капус...ный, ненас...ный, доблес...ный, парус...ный, тес...ный. Проработка содержания темы Метод «Мозговой штурм»

Цель: закрепление правил правописания непроизносимого согласного звука в корне слова


















Работа в мини-группах





















































Самостоятельная работа (модель1:1) Цель: выявление уровня умений- применения новых знаний (слайд №6) Ужас.но интерес.но всё то, что неизвес.но! (Работа в парах. Составление памятки) - Определите способ действий, который необходим для правильного написания непроизносимого согласного. Выберите нужные пункты и расставьте порядок действий:

  • подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным;

  • подбираю проверочное слово, в котором парный согласный слышится отчетливо;

  • подбираю родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо;

  • пишу непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове;

  • не пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочном слове;

  • запоминаю, если не проверяется;

- Сравните с эталоном алгоритма .Самооценка. (слайд №7)
  • подбираю родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо;

  • пишу непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове;

  • не пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочном слове;


Работ в роли консультанта - командиры групп и учитель. Каждая команда выполняет задание соответствующее их уровню и способностям. (индивидуально-дифференцированный подход) Каждое задание на отдельном листе. Результат выполнения вывешиваются на доску. В результате можно сразу определить объем, быстроту и результативность выполнения заданий.

Например:

1 группа(сильная)

Спишите слова парами, заменяя звуковую запись второго слова буквенной.

Участие - [уч'ас'н'ик]

Солнышко - [ сонцэ]

Звезда - [зв'озный']

Уста - [усный' ]

Свист -[св'снут']

Лесть - [л'эсный']

2-3 группа (средняя)

Упражнение 4, с.62 (тетрадь "Пишем грамотно")

Вставь, где нужно, буквы.

Капус_ный лес_ница чудес_ный

счас_ливый праз_ник вкус_ный

свис_нул здра_ствуйте прекрас_ный

крепос_ная чу_ствовать опас_ный

Какую закономерность в расположении слов тебе удалось заметить?


4 группа (слабая)

Вставьте, если необходимо, буквы. Рядом записывайте проверочные слова.

мес_ность -

учас_ник -

чудес_ный -

счас_ливый -

поз_но -

сер_це -

прелес_ный -

прекрас_ный -

(слайд № 8)

Учитель отправляет каждому из учащихся тест. Тесты разного уровня, в соответствии развития и способностей ребёнка. (индивидуально-дифференцированный подход)

ЗКонспект урока по русскому языку для 2 класса «Непроизносимые согласные в корне слова»а каждое правильно выполненное задание учащиеся получают медальки.

Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Непроизносимые согласные в корне слова»





Командиры групп объясняют ход выполнения заданий. Рассказываю, где были трудности при выполнении задания.


- Первая группа слов: это слова в которых есть буква непроизносимого согласного звука;

Вторая группа: словарные слова;

Третья группа: здесь не пишется буква непроизносимого согласного звука.

Учащиеся работают в тетради "Пишем грамотно" Задания по выбору: с.61 упр.2 или с.62 упр.3

Результаты выполненной работы можно проверить с помощью подсказок в тетради "Пишем грамотно" с. 62

Каждый ученик на свой компьютер получает тест, выполняет его и по завершению теста видит свой результат и отметку.

Рефлексия учебной деятельности.

Метод "Квинтэссенция моих ожиданий"

Цель: подведение итога урока, создание позитивного настроя; дать каждому возможность высказаться.

Умение выделять главное, обобщать.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.


- Наш урок подходит к концу. Назовите ключевые слова урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Оцените, каким для вас было общение на уроке.

- Выделите, только три слова, которые относятся к "дежурной" орфограмме на уроке.

(Слайд № №9)

(деловым, игровым, интересным, поучительным, познавательным, полезным, радостным, прекрасным, чудесным)

- Оцените свою деятельность на уроке, используя данные опорные слова.

Рефлексия деятельности

- Сегодня я узнал… - Было трудно… - Я научился… - Мне показалось важным… - Мне надо поработать над ...

- Отметьте себя на «Лесенке Успеха».

- Что бы вы себе порекомендовали?

-Давайте оценим своё настроение на уроке.

Рефлексия настроения - Меня удивило… - Мне захотелось поделиться… - Моё настроение… - Заставил задуматься…

- Я хочу похвалить своих одноклассников…

- Домашнее задание по выбору.

Обязательное: тетрадь "Пишем грамотно" упражнение 4, с.62 или учебник с.115 упр.3

Творческое: сочинить сказку о приключениях непроизносимых согласных.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

- Спасибо за хорошую работу. (слайд №10)

Желаю вам дальнейших успехов.

- Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..

Ответы учащихся

- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Ответы учащихся


Оценивают себя по «Лесенке Успеха».



Автор-составитель: Заборная Мария Михайловна

© 2010-2022