- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 2100
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Удинцева С.А. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Содержание учебного предмета «Русский язык» Вводный урок (1 ч) Повторение. (10 ч) Слово. (116ч) 1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег - снежок). Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ. Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный. Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения. 2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами. Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение). 3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных). 4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов. Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-. Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот. Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-. Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь послеч в глаголах неопределённой формы. Понятие о наречии. Наречие как часть речи. Предложение и текст. (25 ч) Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения. Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания. Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану. Повторение. (5 ч) Развитие речи - одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков. Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера. Резерв. (13 ч)
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся.
Название разделов
Общее количество часов
Основные виды
деятельности учащихся
Вводный урок
1
Знакомство с новым учебником, вычитывание информации из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозирование содержания и видов работы по учебнику.
Повторение
10 Толкование значения слова. Звуко-буквенный разбор слова. Характеристика слова с четырёх позиций. Оформление предложения на письме. Чтение и произношение предложений с правильной интонацией; конструирование предложений из слов. Постановка вопросов от слова к слову в предложении. Анализ заглавия; соотнесение его с содержанием и главной мыслью, самостоятельный подбор заглавия текста и его частей. Самостоятельное осмысление текста до чтения, во время чтения и после чтения.
Слово
126
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне
3 Нахождение корня в группе однокоренных слов, аргументирование выбора. Нахождение чередующихся согласных звуков в корне однокоренных слов, выделение этих корней. Составление связного текста из деформированных предложений. Наблюдение за словами с изучаемыми орфограммами, установление несоответствия произношения и написания. Нахождение в словах изученных орфограмм по их опознавательным признакам, правильное написание слов, графическое объяснение выбора написаний, нахождение и исправление орфографических ошибок. Формулирование обобщённого правила правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Письмо сочинений по опорным словам с изученными орфограммами. Написание свободного диктанта после предварительной подготовки.
Правописание проверяемых согласных в корне слова
4
Удвоенные согласные в корне слова
5
Непроизносимые согласные в корне слова
9
Безударные гласные в корне слова
7 Постановка ударения, различение ударного и безударного гласных звуков. Наблюдение за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбор проверочных слов. Группировка слов с изученными орфограммами.
Сложные слова.
9 Нахождение в предложении сложных слов путём выделения двух корней и соединительной буквы. Использование в речи и правильное написание сложных слов разных тематических групп, в том числе характеризующих человека.
Части слова. Приставка
1 Нахождение в словах корня, суффиксов, приставок. Различение омонимичных приставок и предлогов.
Безударные гласные в приставках
4 Различение приставок. Различение и правильное написание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. Анализ состава слова, осознанный выбор разделительного ъ и ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Выделение в слове окончания и основы, действие по алгоритму. Систематизация знаний о составе слова в виде схемы, таблицы. Наблюдение за лексическим значением однокоренных слов. Наблюдение за однокоренными словами. Разбор слова по составу. Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Удвоенные согласные на стыке приставки и корня
4
Разделительные Ъ и Ь
6
Части слова. Окончание и основа
4
Части слова. Суффикс
2
Разбор слова по составу
4
Части речи в русском языке
1 Группировка слов по вопросам. Конструирование предложения из слов с опорой на вопросы. Выделение в предложении самостоятельных и служебных частей речи. Открытие признаков имени существительного как части речи. Определение грамматических признаков имён существительных. Определение начальной формы имени существительного. Наблюдение за использованием имён существительных в речи. Анализ текста с преимущественным употреблением имён существительных. Употребление имён существительных в речи. Анализ имён существительных - морфологический разбор. Образование с помощью суффиксов и употребление в речи имён существительных. Разбор имён существительных по составу, соотнесение слов со схемами.
Имя существительное как часть речи
6
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
3
Род имён существительных
3
Число имён существительных
4
Словообразование имён существительных
8
Местоимение
как часть речи
6 Различение местоимения и слов других частей речи. Замена в тексте местоимения именами существительными и наоборот. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Осознание роли личных местоимений в речи. Продуцирование текста с использованием местоимений.
Имя прилагательное как часть речи
4 Группировка слов по частям речи. Нахождение в тексте имён прилагательных по вопросу. Наблюдение за ролью имён прилагательных в речи. Анализ текста с преимущественным употреблением имён прилагательных. Различие текста-повествования и текста-описания. Выделение в предложении словосочетаний, постановка вопроса от имени существительного к имени прилагательному. Морфологический разбор имени прилагательного. Проверка написания безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбор имён прилагательных по составу.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных
6
Разбор имён прилагательных по составу
4
Глагол как часть речи
4 Наблюдение за ролью глаголов в речи. Анализ текста с преимущественным употреблением глаголов. Участие в проблемном диалоге, открытие новых знаний о грамматических признаках глаголов. Выделение неопределённой формы глагола и преобразование глагола в другой форме в начальную. Образование и употребление в речи глаголов в различных формах времени. Выделение суффикса -л- в форме прошедшего времени. Определение изученных грамматических признаков глагола. Составление алгоритма разбора глагола как части речи.
Правописание частицы не с глаголами
3
Неопределённая форма глагола
12
Предложение
25
Виды предложений по цели высказывания и интонации
3 Различие видов предложений по цели высказывания. Чтение с соответствующей интонацией повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений. Нахождение в предложении грамматической основы, обозначение её графически. Различение грамматической основы и второстепенных членов предложения. Установление грамматических связей в словосочетании с помощью вопросов. Распространение и сокращение предложений до основы. Нахождение однородных членов в простом предложении. Объяснение постановки знаков препинания. Конструирование предложений с однородными членами. Различие простого и сложного предложения. Конструирование сложных предложений. Совместное составление алгоритма синтаксического разбора сложного предложения.
Главные и второстепенные члены предложения
7
Предложения с однородными членами
8
Простые и сложные предложения
7
Повторение
8 Обобщение и систематизация знаний по русскому языку в 3 классе.
ИТОГО
170
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используются следующие пособия:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1-4-го классов;
- демонстрационное пособие «Образцы письменных букв»;
- демонстрационные таблицы по русскому языку;
- демонстрационная таблица «Алфавит»;
- плакат «Правильно сиди при письме»;
- наборы сюжетных картинок.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
- мультимедийный проектор
- персональный компьютер
Учебно-методические материалы:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник 3-й класс;
- Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 3-го класса;
- Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 3-го класса;
- М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 3-го класса;
- Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.