Особенности организации совместной деятельности на уроках развития речи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Исследовательский проект Особенности организации совместной деятельности на уроках развития речи







Учитель начальных классов:

Миненко Наталья Павловна

I квалификационная категория

МКОУ «Лобанихинская СОШ»

2014 год

Содержание проекта

1. План исследовательской работы 2. Обращение к собственному опыту 3. "Круглый стол" учителей 4. Содержание исследовательской работы 5. Наблюдение за детьми на уроках 6. Теоретические основы 7. Рекомендации по организации совместной деятельности на уроках. 8. Рефлексиия

1. План исследования: Самоанализ "Круглый стол" учителей Схема урока Анализ методической литературы; Рекомендации; Рефлексия.







Обращение к собственному опыту Профессиональная деятельность человека все в большей степени приобретает совместный характер, работа в команде, уже в школе, мы формируем данное умение. Поэтому, я решила исследовать особенности организации совместной деятельности на уроке развития речи.

"Круглый стол" учителей Особенности организации совместной деятельности на уроках развития речи. Цель: выявить отношение учителей к особенностям организации совместной деятельности на уроке развития речи в начальной школе, совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов в области организации совместной деятельности. Задачи: - повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей школы. - обмен опытом работы педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации совместной деятельности учащихся. План. 1. Самоанализ учителей. 2. Из опыта работы. Методы и приемы организации совместной деятельности на уроке. 3. Обсуждение перечня общеучебных умений и навыков учащихся: «ЗА» и «ПРОТИВ» 4. Памятка для учителя «По организации совместной деятельности на уроках ». Решение: - продолжить работу по проблеме - разработать конспект урока развития речи с целью обоснования потребности в организации совместной деятельности в учительской практике. Полученные ответы, а также наш комментарий к ним представлены в таблице 1. Анализ беседы учителей за круглым столом Вопрос Ответы Комментарий 1.Какую работу на уроках вы проводите каждый день? Настроить на работу, проверить, что они делали дома, готовились ли к данному уроку, проверить письменное задание и вызвать несколько учеников, чтобы произвести устную проверку. С ростом объёма образовательного курса школы учителю становится всё труднее и труднее добиваться от учащихся глубоких и прочных знаний. 2.Что же изменяется в работе учителя, как меняются его функции в связи с введением совместной деятельности? Учитель координирует, направляет. Используется редко, требует предварительной подготовки. Легче запланировать деятельность учителя, чем ученика. Изменяется деятельность каждого ученика, а как следствие изменяется в корне и деятельность профессионального педагога, учителя. 3.С какими трудностями сталкивается учитель при организации совместной деятельности на уроке. Самая большая трудность координировать предложенные детьми варианты. Учителя боятся отступить от намеченного ими плана. 4.С какими трудностями сталкивается ученики при организации совместной деятельности на уроке. - Не умеют работать самостоятельно - не могут высказать свои мысли вслух - не умеют договариваться. Данные трудности возникают вследствие того, что учитель не уделяет нужного внимания к данному виду деятельности.





Содержание исследовательской работы

Анализ беседы " Круглого стола", доказал необходимость организации совместной деятельности в начальных классах. Данная работа требует основательной подготовки учителя, чтобы возрасло качество наблюдательности у отдельных детей, более взвешенно принимались решения, эффективнее выявлялись ошибки и их причины, надежнее осуществлялись психомоторные функции при групповой «мозговой атаке» решались конструкторские, технические задачи. Таким образом, проделанная работа позволяет нам сформулировать гипотезу. Гипотеза: совместная деятельность способствует развитию речи учащихся. (Эксперимент: инд.-груп. груп.-инд.) Тема: " Особенности организации совместной деятельности на уроке развития речи". Цель: уточнить содержание совместной деятельности Задачи: уточнить содержание совместной деятельности; проанализировать методическую литературу по данному вопросу; проанализировать УМК по развитию речи. Схема урока ( Приложение 3) Теоретические основы Совместная деятельность- организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. (Деятельность= активность) Понятие "Деятельность"ввел в обиход отечественной психологической науки С. Л. Рубинштейн. В дальнейшем, разрабатывая и детализируя свою теорию, построенную на данном принципе, С. Л. Рубинштейн выделил ряд характерных признаков, определяющих деятельность в его понимании: "...1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда творческая и 4) самостоятельная". Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. На уроках ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более - составить текст на заданную тему. Чем вызваны эти трудности? -не развиты представления о смысловой стороне слова; -не сформированы умения отбора слов и точность их употребления; -не сформированы умения строить предложения, устанавливать смысловые связи, умения раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ; - не развита монологическая речь. Профессиональная деятельность человека все в большей степени приобретает совместный характер, работа в команде, уже в школе мы формируем данное умение. Основными чертами совместной деятельности является наличие помимо индивидуальных также общих целей и мотивов труда, разделение задач и содержания трудового процесса на функционально связанные, взаимозависимые компоненты единой деятельности (совмещение индивидуальных деятельностей), строгое согласование, координация индивидуальных деятельностей и необходимость управления совместной деятельностью, наличие единого пространственно-временного функционирования участников этой деятельности и т.д. Существует различные виды совместной деятельности. Л.И.Уманский выделяет три ее модели:

Модели совместной деятельности: 1 модель. Группа имеет общее задание, но каждый член группы делает свою часть общей работы независимо друг от друга. Эта модель контактной группы условно обозначается как совместно-индивидуальная; она характерна как для некоторых видов ручного труда, так и для современных высокотехнологичных производств. Для участников таких групп характерна высокая инициативность, ориентация на результат и индивидуальные достижения. 2 модель. Общая задача совместной деятельности выполняется последовательно каждым членом группы (совместно-последовательная деятельность), что свойственно для конвейерного, поточного производства. Для членов организации с таким типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, строгое соблюдение инструкций, деловая зависимость производительности и качества труда от результатов деятельности других членов группы. 3 модель. Общая задача выполняется при непосредственном, одновременном взаимодействии членов группы между собой (совместно-взаимодействующая деятельность). Она характерна для многих видов работ, при групповом обсуждении, в командных спортивных играх. Для членов подобных групп свойственна высокая ориентация на коллективные цели, нормы и ценности, приверженность группе и авторитету лидера. Выделены два типа организации совместной деятельности - взаимосвязанный и взаимозависимый, которые различаются по характеру взаимодействия и взаимозависимости членов группы и, в свою очередь, определяют особенности такого свойства, как психологическая совместимость членов группы. Характер совместной деятельности и, в частности, ее эффективность в значительной степени определяются особенностями соотношения ее индивидуального и коллективного компонентов, которое зависит, главным образом, от уровня взаимосвязанности членов группы. Условно выделяются следующие уровни взаимосвязанности: 1) изолированность (физическая и социальная); 2) «концептуальная» взаимосвязанность (потребность в общении); 3) формальная взаимосвязанность (молчаливое присутствие других людей); 4) «взаимовлияние» (восприятие и поведение с учетом мнения и оценок других членов группы); 5) действенная взаимосвязанность (через средства реализации рабочих действий); 6) коллективистская взаимосвязанность. О роли различных уровней взаимосвязанности в совместной деятельности свидетельствует, например, тот факт, что в присутствии других людей продуктивность деятельности повышается, примерно, у 40% учащихся и снижается у 25%. При сравнении групповой и индивидуальной форм работы установлено, что в группе возрастает качество наблюдательности у отдельных детей, более взвешенно принимаются решения, эффективнее выявляются ошибки и их причины, надежнее осуществляются мнемические и психомоторные функции при групповой «мозговой атаке» решение конструкторских, технических задач более эффективно, но индивидуальное творчество особо одаренных индивидов может превосходить групповое творчество. Сравнительный анализ индивидуального и группового выполнения деятельности в целом показывает, что преимущества и недостатки той или иной формы работы зависят как от содержания конкретной учебной деятельности, показателей и критериев ее оценки, так и от формы совместной деятельности и индивидуальных особенностей учащихся. Признаки групповой работы учащихся

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи. Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов: Компоненты групповой деятельности учащихся.
  • Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
  • Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
Работа по выполнению учебного задания.
  • Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  • Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
  • Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
Формы организации совместной учебной деятельности: Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, - как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это обсуждение темы, подбор слов, выполнение учащимися всевозможных упражнений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Тип урока:
  • Урок - задание.
Предъявление педагогом учебных заданий и их выполнение детьми. Определение педагогом задач урока: -формулирование заданий, -объем заданий, -разнообразие заданий, -уровень сложности заданий, -дифференцированность заданий. Использование групповой работы для выполнения учебных заданий. Контроль за выполнением заданий. Оценивание выполненных заданий.
  • Урок - проблемная ситуация
Постановка педагогом и детьми проблем и их решение в совместной деятельности. Организация совместной деятельности по постановке проблемы: - создание проблемной ситуации, - формулирование вопросов, -выработка вариантов решения (версий, гипотез), -обоснования, аргументация. Организация групповой работы по решению проблем. Организация рефлексии и оценивание совместной работы. Оценивание результатов и индивидуальных достижений.
  • Урок - диалог
Взаимодействие взрослых и детей по порождению и реализации образовательных инициатив. Проявление образовательных инициатив участников совместной деятельности. Формирование групп для реализации инициатив: - постановка задач, - проектирование содержания и форм работы, - выбор позиций участия в совместной деятельности - определение состава участников в группах, - распределение работы в группе, - взаимодействие по решению задач. Взаимодействие разных групп - презентация результатов, - обсуждение, - рефлексия способов и результата работы. Анализ и оценка совместной деятельности. Определение перспектив совместной работы.

Используемая литература:

1. ЛьвовМ. Р. «Развитие речи младших школьников», «Просвещение»,1985г. 2. ЯковлеваВ. И. «Сборник изложений», «Просвещение»,1972г. 3.Черноусова Н. С. «Сочинения в начальных классах». М. «Просвещение»,1976г. 4. Есенина С. А. « Как научить вашего ребенка писать сочинения», издательство «Грамотей»,2005г. 5. Цукерман Г. А. «Введение в школьную жизнь». Томск «Пеленг», 1996г. 6. Журнал «Начальная школа», № 5. 2000г. ,№ 9,2001г. 7. Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении». М «Просвещение»,1992г. 8. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989. 9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984. 10. Ильин Е. Рождение урока. - М., 1986. 11. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.- М., 1987.

Рефлексия Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга. Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той 'верительной атмосферы, которая установилась в классе постоянной готовности оказывать друг другу помощь.









ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Модели I. Общая задача, каждый работает отдельно. II. Общая задача, выполняется последовательно каждым членом группы.
III. Общая задача, выполняется при одновременном взаимодействии членов группы.























ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка по организации совместной деятельности на уроках :

1) В основе деления на группы- психологическая совместимость;

2) Количество человек от3 до 6;

3) 50% от группы способны работать самостоятельно;

4) Учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

5) Выслушивать детей, давать им высказывать свои мысли, если даже они говорят неправильно.

6) Ждите от ребёнка " выдающихся успехов" , тогда он поверит в свои силы!

Особенности организации совместной деятельности на уроках развития речи ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект урока

Цель: Создать условия для организации совместной деятельности на материале написания волшебной сказки. Задачи: -формирование речевых умений: Осмысливать тему; Ставить задачу высказывания; Отбирать материал в соответствии с темой и задачей; Строить сюжет в развитии темы; совершенствовать созданное высказывание - формирование творческих способностей. Предварительная подготовка: на уроках литературного чтения - инсценирование сказок. 3 класс МБОУ Лобанихинская СОШ Ход урока

  1. Определение темы, постановка УЗ
- Перед вами карточки с изображением предметов, возьмите по одной, рассмотрите. Где вы с ними встречались? ( В сказках) - Возьмите этот волшебный клубочек, передавая его друг другу, вспомните любые другие волшебные предметы, называя сказку. - На какие группы можно разделить?

(Деление класса на группы: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.) Работа в группах - Вспомните и запишите признаки волшебной сказки ( 5 мин.) - Кто готов? Представьте результат работы. Обсуждение, составление общих признаков. ( Дети называют, учитель записывает на доске.)

- Зачин, концовка

- Троекратный повтор

- Герой (его характер)

- Преследователь

- Помощник

- Волшебный предмет

- Предположите тему урока. ( Ответы детей)

  1. Обсуждение темы сочинения
Тема записывается на доске, а у детей в тетради. В процессе обсуждения фиксируются варианты раскрытия тему. - Сформулируйте вопросы, помогающие понять тему сочинения? ( О чём может рассказать сказочник? Кому и что именно? Зачем он будет рассказывать?) Волшебная сказка

Кому? Мальчикам Девочкам Взрослым Игрушкам Детям О чём?О событиях О своих мечтах о поступках Зачем? Рассказать о наблюдениях Выразить свои чувства Сообщить историю



Совместное обсуждение темы. Признаки волшебной сказки ( коллективно).
  1. Отбор материала к сочинению.
Выбирается один аспект развития темы. - От чего зависит отбор слов и образных выражений? ( тема, задачи, типы создаваемого текста) - Какой тип текста вы будете создавать? (Т-П) -Из каких частей будет состоять текст ( Начало, основная часть, концовка) Опираясь на вопросы, учащиеся набирают материал к сочинению, прорабатывают его сюжет. - О чём вы поведаете в первой части?(Мальчишки играли в футбол возле речки, мяч улетел в кусты, ребёнок пошёл за ним и попал в волшебную страну ) - О чём основная часть? ( Дорога домой и приключения) - Чем можно закончить?( Проснулся, огляделся…) - Нарисуй сюжет основной части сказки.
  1. Работа в черновике.
  2. Редактирование чернового варианта.
- Что нужно проверять в тексте? Как проверять свою работу? Заслушивается 1-2 сочинения, редактируется.
  1. Написание сочинений в тетради с последующим оцениванием результата.
  2. Д/З








СТОП- КАДР… Особенности организации совместной деятельности на уроках развития речи Волшебный предмет из сказки- КЛУБОЧЕК

Особенности организации совместной деятельности на уроках развития речиОсобенности организации совместной деятельности на уроках развития речи Пишем, иллюстрируем…

Особенности организации совместной деятельности на уроках развития речи Предварительная работа- инсценирование сказок по выбору детей. Особенности организации совместной деятельности на уроках развития речиОсобенности организации совместной деятельности на уроках развития речиОсобенности организации совместной деятельности на уроках развития речи Иллюстрации…



© 2010-2022