Конспект урока по окружающему миру на тему Скелет

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по окружающему миру в 3 классе ( по учебнику Г.Г. Ивченковой, И. В. Потапова; УМК «Планета знаний » )
Подготовила: Павленко А.В.
Тема: Скелет. Тип урока: открытие нового знания. Цели урока:
  1. Формировать общее представление о скелете человека.
  2. Познакомить со строением скелета, с правильной осанкой и соблюдением правил посадки.
  3. Воспитывать у детей чувство ответственности за своё здоровье.
Планируемые результаты: Предметные: научиться рассказывать о скелете человека и его значении для организма, о правильной осанке и правилами ее формирования. Метапредметные:

1.Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий.

2. Познавательные: получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой. 3.Коммуникативные: совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы. Оборудование: компьютер, учебник, рабочая тетрадь. Ход урока:
I. Организационный момент. Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость. Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?
II. Актуализация знаний учащихся. -Здоровье - это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется. Что так будет всегда… Ребята, сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света - человека. Белинский говорил: « Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм - целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и клад, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод.» И чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться и сегодня на уроке. III. Знакомство с новым материалом. С изучением организма человека связано много наук (работа с терминами по опоре)

  • анатомия
  • физиология
  • гигиена
  • валеология
  • система органов.
Какие системы вы знаете? Сегодня речь пойдет еще об одной системе органов, о которой вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Я опору тела составляю,
Ходить, бегать, прыгать помогаю. (скелет) Тема нашего урока сегодня: Опорно-двигательная система. Осанка человека. Охрана и укрепление здоровья.

  1. Что включает ОДС?
  2. Какова ее роль?
  3. Как укреплять ОДС?
Беседа по теме: - Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? - Если не могут, то почему? - Рассмотрите пальцы на руке, прощупайте каждый палец. - Что почувствовали? Вывод: под кожей находятся мышцы и кости. Они существуют отдельно или соединены друг с другом? - Попробуем рассказать по опоре, из каких отделов состоит скелет человека (показ на модели, на таблице).

- Скелет головы: череп это одна кость или много? - Как они соединены? - Почему кости черепа мозгового отдела соединены неподвижно? - Что защищает череп?

- Скелет туловища: позвоночник. Сообщение №1: Позвоночник грудных детей состоит из 33 костей, а потом некоторые из них срастаются, и у взрослого человека их остается 24 позвонка. Позвоночник человека слегка изогнут, ведь он поддерживает череп, в котором находится центр управления организмом - мозг. Гибкий позвоночник смягчает все толчки. Сколько бы человек ни бегал, ни прыгал, мозг не испытывает тряски. К позвоночнику прикреплены ребра. Образуется грудная клетка. Что защищает скелет туловища?
- Скелет конечностей: верхние конечности:
  • лопатки
  • плечо
  • предплечье
  • кости кисти
нижние конечности:
  • тазовые кости
  • бедро
  • голень
  • кости стопы
Сообщение №2: Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой до 1500 кг. Хотя ее собственный вес всего 600 гр. Здоровая кость в 6 раз прочнее, чем стальной прут такой же масс. Кости соединяются друг с другом с помощью суставов. Кость может двигаться в суставе плавно и бесшумно. Итак, скелет состоит из трех отделов.

Практическая работа: Распознавание костей и определение к какому отделу скелета они относятся (бедренная кость, голень, пястные кости, нижняя челюсть позвонки, кость плеча, ключица, ребра). Без костей наше тело было бы мягким, как желе. Скелет поддерживает тело и защищает мягкие внутренние органы. Но в тоже время скелет сам по себе не может двигаться. Благодаря чему человек может ходить? (Благодаря мышцам, удерживающим кости). Мышцы прикреплены к скелету сухожилиями. Оказывается, в теле человека более двухсот костей и около шестисот мышц. - Каковы функции ОДС? (Опора, движение, защитная функция). IV Физминутка

V Охрана здоровья. - Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека? Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. Позволяет держать осанку позвоночник - основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей - позвонков (показать рисунок). Учёные провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже. Проблема нарушения осанки, сколиозы давно стала актуальной. Сейчас очень мало детей с правильной осанкой. - Как понимаете слово «осанка»? (Это правильное положение тела при ходьбе и сидении). Правильная осанка, красивая осанка у стройного человека. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Когда вы были совсем маленькие, ваши кости были мягким, а мышцы такие слабые, что невозможно было удержаться на ногах. Потребовалось около года, чтобы ребенок встал на ноги и пошел. Но и потом до 18 - 19 лет кости и мышцы развиваются и крепнут. За это время со скелетом могут, произойти неприятные вещи если позвоночник произведет изгибы вправо или влево, то врач ставит диагноз: сколиоз (искривление). Искривление не только уродуют фигуру, но и вредит здоровью. Позвоночник защищает спинной мозг, от которого отходят нервы. Если есть искривление, то позвоночник смещается и пережимает нерв - возникают болезни. И тогда врач назначает ЛФК. Причины:
  • Сидячий образ жизни - большая часть времени за занятиями.
  • Работа за компьютерами (даже в выходной), мало гуляем.
  • Удаленность от спортивных комплексов. Мало времени для занятия спортом.
Осанка - это привычное положение тела в покое и при движении. Она формируется с самого раннего периода жизни в процессе роста. Нарушения осанки может быть вызвано неправильным переносом тяжести (постоянно в одной руке), неправильная посадка за партой, несоответствие школьной мебели росту учащихся. Кости, как и другие органы, состоят из живых клеток, растут кости от 18 до 25 лет. Твердеют кости постепенно: у новорожденного они более мягкие и гибкие, у стариков более жесткие, хрупкие и чаще ломаются. У ребенка до 12 лет состоят из хрящей и твердеют только к 25 годам.
  • Вот почему очень важно обеспечить правильное развитие организма упущение в этом возрасте потом трудно будет поправить.
  • Если неправильно сидеть за столом, сутулиться при ходьбе, неправильно носить тяжести, то можно вырасти сутулым, с искривленным позвоночником.

- Что надо делать, чтобы избежать искривления позвоночника? Давайте проверим правильность осанки у Маши. Встань около стены, затылок, лопатки, ягодицы, икры ног, пятки касаются стены - это твоя правильная осанка. Теперь отойди от стены и попробуй пройти, соблюдая осанку. -Дома вы тоже можете потренироваться поддерживать осанку, чтобы помочь позвоночнику правильно расти. Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, тогда скелет человека будет нормально развиваться, и фигура станет стройной, красивой. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Неправильная осанка уродует человеческое тело, затрудняет работу внутренних организмов. Сердце находится в сжатом состоянии, и работа его затруднена. Чтобы иметь красивую правильную осанку нужно заниматься спортом, плаванием и танцами. Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым - будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе человеком. Наши рекомендации:
  • Следить за осанкой.
  • Сделать правильной выбор в способе переноса школьные принадлежности (лучше всего рюкзак).
  • Рационально собирать школьные принадлежности.
  • Больше двигаться.
  • Ежедневно по утрам проводить зарядку.
VI. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Для чего человеку нужен скелет? Стоит ли соблюдать правильную осанку?
VII. Домашнее задание. Стр. 15-18, вопросы 1-5.


© 2010-2022