Урок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СОШ с. Каменный Яр»









Урок окружающего мира в 1 классе



Что такое хвоинки?





Учитель Булыгина Е.А.













Окружающий мир, 1 класс

Тема: Что такое хвоинки? Цели и задачи урока: 1) познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; 2) содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод); 3) содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний. Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам. Средства обучения: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова, «Рабочая тетрадь», атлас- определитель, листья деревьев, проектор, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции «Сосна» и «Ель» ( в которые входят ветки и шишки деревьев), цветные карандаши, лупы. Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент) Дети хором говорят стихотворение: Вот опять звенит звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели и на доску поглядели. - Как всегда на урок «Окружающего мира» к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи! (Дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте). II. Актуализация знаний а) - На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке? (Что это за листья?) - Как по листьям можно определить деревья? (Нужно внимательно рассмотреть лист.) Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью ещё и цветом.) Какие деревья растут возле нашей школы? (Берёза, тополь, клён американский, вяз, черёмуха, ива, дикая яблоня.) А какие кустарники ? (Сирень, бузина красная, шиповник) На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы всё запомнили. Предлагаю вам сыграть в игру. Игра « С какого дерева листок?». Класс делится на несколько групп. У каждого ребенка коробочка с листьями. Учитель показывает ветку какого-то дерева. По команде: «Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!» - все группы учащихся должны найти нужный лист и поднять его. б) - Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев. На экране с помощью видеопроектора проводится тест «Что это за листья?». III. Мотивация учебной деятельности - Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно - вы узнаете, отгадав загадки. Прежде, чем дать ответ, посовещайтесь в группах. Что же это за девица Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? (Ель) У меня длинней иголки, чем у ёлки, Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна) - Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев.) А что же растет на их ветках? (Хвоя.) Вопрос нашего урока - что такое хвоинки? (Вопрос записан на доске. Дети читают.)

IV. Открытие нового знания - Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? ( Берёза, дуб, клён - лиственные деревья, а ель - нет.) На экране - изображения сосны и ели. - Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелёными, или хвойными. Такие ли они вечнозелёные? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью? Всю зиму они остаются зелёными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всём этом разобраться. Хвоя - это тоже листья, только особой формы - длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название «вечнозелёные». - Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев. Шумят сосновые леса, И сосны стройные, литые, Как будто стрелы золотые, Уходят словно в небеса. Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли. Физминутка Зайцы скачут: скок- скок- скок! Да на беленький снежок. Раз - согнуться, разогнуться. Два - нагнуться, потянуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

Практическая работа Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции «Сосна» и «Ель». - У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки. Наблюдение 1. «Ветки». Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели - каждая хвоинка. Наблюдение 2. «Хвоинки». Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели - короткие. Наблюдение 3. «Шишки». Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки али и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы. - Молодцы! Вы всё правильно заметили. Муравьишка просит ещё раз объяснить ему, как отличить сосну от ели. Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга. Физминутка Мы зашли в осенний лес. Сколько здесь вокруг чудес! Справа ёлочки стоят, Слева сосны шумят. Вот и зайка проскакал. От лисы он убежал. Ой, это серый волк рыщет. Он себе добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас. В лесу такая красота! А нам за работу уже пора. Ходьба на месте

Садятся за парты

Ещё раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике. • Название дерева • Лиственное или хвойное • Общий вид, расположение веток • Особенности хвоинок • Особенности шишек Заслушивают 2-3 описания.

- Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.) - Из-за этой особенности хвойное дерево получило своё название - лиственница. О ней даже сочинили загадку. Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки. Но, в отличие от ёлки, Опадают те иголки. - Послушаем отрывки из проектных работ «Моя малая Родина». Заслушиваются3 отрывка-сообщения о лесах Бурятии, о сосне, ели, лиственнице, кедре.

V. Рефлексия учебной деятельности - С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих «родственниц»? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли? Прочитайте вывод на странице 31. Учитель даёт задание на самопроверку (Тест на экране с видеопроектора). После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывают на доске, и показывает оценку.



© 2010-2022