Рабочая программа Устная речь для 4 спец. класса VIII вида

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дерябинская средняя общеобразовательная школа»

Верхотурского района Свердловской области



«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УР Директор школы

_________ Валиева Л.А. _________ Плетнева Л.Ю.

«___»___________2015 г «____»___________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Устная речь

для 4 (специального) коррекционного класса



Составитель:

Рагозина Мария Андреевна,

учитель начальных классов


Дерябино

2015 г


Пояснительная записка Нормативные документы
Рабочая программа курса «Устная речь» составлена на основе: - «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. Москва, Просвещение, 2011; - учебника С.В. Комаровой «Устная речь. 4 класс» М., Просвещение, 2015; - учебного плана МКОУ«Дерябинская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

Место в базисном учебном плане На изучение курса «Устная речь» отводится 241 ч из них в 1 классе 66 ч (33 учебные недели), 2-3 класс по 70 ч (35 учебных недель), 4 класс - 35 ч (35 учебных недель).
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Задачи раздела «Устная речь»:

  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • учить строить устные связные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения.

В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Подраздел «Аудирование» включен в программу 0-4 классов. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе. Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д. В 3-4 классах вводится подраздел «Общение и его значение в жизни». Задача курса - организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека. Реализация содержания данного подраздела осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. В результате ученики осмысливают значимость речи (для понимания друг друга, для передачи информации), преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли, сообщая о той деятельности, которую они выполняют в данный момент или выполняли ранее.

Подраздел «Дикция и выразительность речи». Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности - силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессе коммуникации.

Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания». Этот раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждо- му предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел
«Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику. Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "УСТНАЯ РЕЧЬ" 4 класс

Общение и его значение в жизни.
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник - устный или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.
Условные знаки в общении людей: не курить, переход метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их последующим пересказом. Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказу. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает.

Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос - ответ, вопрос - сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву? - …
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало - основное содержание - конец): Жил-был гриб-боровик. был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под еловой лапой.

Культура общения.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.
Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.
Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 4 класса

Учащиеся должны уметь:

1-ый уровень

  • понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;
  • понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;
  • выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

2-ой уровень
  • выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова
  • сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
  • слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся. Как показывает практика, работа учащихся на уроках разговорной речи не может оцениваться по традиционной 5-ти бальной системе в связи с отрицательной эмоциональной реакцией детей на низкую оценку их речи. Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу "хорошо - очень хорошо - отлично". При этом принимается во внимание не конечный результат работы, а продвижение ребёнка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении. Устный опрос учащихся является одним из методов ЗУН учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание:

  • правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
  • полнота ответа;
  • умение практически применять свои знания;
  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Оценка «3» ставится ученику, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.









УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Количество

часов

экскурсий

1.

Игры с друзьями

12

1

2.

Играем в сказку

6

3.

Мы писатели

5

4.

Я дома

4

5

Я за порогом дома

6

1

6

Мир природы

1

2

7

Итоговое занятие

1

8

Всего

35 ч





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВОВАНИЕ «УСТНАЯ РЕЧЬ» В 4 КЛАССЕ

Лексическая

тема

Тема урока

Аудирование

Речевая ситуация

Культура общения

Контрольно

диагностические

материалы

1. Игры с друзьями (12ч)

1. Добро пожаловать!

Знакомство с новой ученицей. Рассказ о лете по картинке

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве.

Игра «Рассказ по кругу»

2

2. «Прошлым летом»

Чтение стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом»

Обмен впечатлениями о самых интересных событиях, произошедших во время летних каникул

Познакомить с правилами участия в полилоге Составление рассказа о прошедшем лете

3

3. Расскажи мне о своих летних каникулах

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

Рассказ детей по своим рисунка о прошедшем лете.

Повторить правила участия в полилоге

Игра «Вопрос за вопрос»

4

4. Книга - лучший собеседник Чтение четверостишья «Книга может дать совет»

Беседа на основе личного опыта. Какие книги ты любишь читать? Где ты берешь книги?

Повторить правила участия в полилоге

Игра «Расскажи другому»

5

5

5. Я выбираю книгу

Познакомить детей с различными жанрами книг

Обзор принесенных книг

Повторить правила участия в полилоге

Игра «Выбери нужную книгу»

6

6. Моя любимая книга

Знакомство со словом КОМПЛИМЕНТ

Рассказ детей о своей любимой книге

Конструирование

ситуации-просьбы

Игра «Посоветуй другу»

7

7. В библиотеке

Экскурсия в школьную библиотеку

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания.

Участие в диалоге с библиотекарем, умение ставить уточняющие вопросы

8

8.Игра по правилам

Обмен мнениями о любимой игре

Составление описания правил игры.

Правильное поведение в ситуации спора

Игра с правилами в классе

9

9. Игра «Молчок»

Коллективное составление рассказа о правилах игры

Обсуждение содержания серии картин.

Умение конструктивно участвовать в споре

Проигрывание игры «Молчок»

10

10. Твой старший друг. Почему с ним интересно?

Слушание песни «Для друзей нет выходных»

Рассказ по плану о своем друге

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение правильно дружить

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Игра «Что такое хорошо?»

11

11. Задушевный разговор

Уточнение значения слов, называющих эмоциональное состояние человека

Беседа на основе личного опыта детей о чувствах

Актуализировать умение участвовать в диалогах

12

12. Вместе в беде и в радости Слушание рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»

Рассказ о ситуации, в которой приходилось испытывать подобные чувства Рассказ по сюжетным картинкам,

Как поступить в подобной ситуации?

Умение правильно выражать свои эмоции и чувства

Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу»

2. Играем в сказку(6 ч)

13

1.Знакомство со сказкой «петушок- Золотой гребешок» Прослушивание аудиозаписи со сказкой « петушок- Золотой гребешок»

Пересказ сказки с опорой на серию картинок

Умение понимать речь, записанную на аудионоситель

Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки

14

2. Инсценировка сказки «петушок- Золотой гребешок» Коллективное рассказывание сказки.

Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Беседа «Самая интересная сказка про Петушка» с привлечением личного опыта учащихся

15

3.Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев» Загадка о сказке

Пересказ сказки с опорой на серию картинок

Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве.

Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу)

16

4. Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» Составление предложений по сюжету сказки

Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Рассказывание по собственным иллюстрациям к сказке.

17

5. Знакомство со сказкой «Бременские музыканты»(Сцены из сказок) Просмотр мультфильма « Бременские музыканты »

Познакомить учащихся со сказкой « Бременские музыканты»

Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь друг к другу.

Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам.

18

6. Инсценировка сказки « Бременские музыканты» Коллективное рассказывание сказки.

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Инсценировка сказки

3. Мы писатели (5 ч)

19

1. Мы сказочники Чтение стихотворения «Вот бы стать писателем»

Коллективное обсуждение самых интересных сюжетных линий в прочитанных сказках

Развивать творческую активность школьников

Обсуждение замыслов каждого школьника

20

2. Составляем сказку Загадки о сказках

Коллективное составление сказки

Развивать умение работать в коллективе

Запись коллективно составленной сказки

21

3. Я пишу свою сказку Составление предложений по сюжету сказки

Рассказ по сюжетным картинкам

Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу

Написание собственной сказки по плану и опорным словам

22

4.Мое любимое стихотворение Чтение стихотворения

Обсуждение заученных ранее стихотворений

Развивать умение работать в коллективе

Рассказать любимое стихотворение

23

5 .Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение

Развивать умение подбирать рифму к словам

Развивать творческую активность школьников

Запись коллективно

составленного

стихотворения

4. Я дома (4ч)

24

1. Мой помощник телефон Расширение знаний детей о справочных службах.

Составление диалогов со справочными службами

Правила разговора по телефону справочной службы

Проигрывание диалогов со справочными службами

25

2. Я у телевизора Загадка о телевизоре

Обсуждение личного отношения школьников к просмотру телепереддач

Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу

Рассказ о любимой телепередаче

26

3 .Полезные и

вредные

телепередачи Обогащение словарного запаса школьников понятиями: диктор, ведущий, актер

Обсуждение просмотренных детьми телепередач

Правила пользования телевизором

Учить планировать свой телевизионный досуг

27

4.Составь свою телевизионную программу Коллективное составление плана телепередач по картинкам и с опорой на личный опыт

Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу

Развивать творческую активность школьников

Составление программ телепередач

4. Я за

порогом

дома (6ч)

28 1.Знаки- Помощники

Чтение стихотворения «У мня живет дружок»

Продолжать учить участвовать в беседе, обсуждении, высказывать свое мнение

Формировать умение соблюдать правила, обеспечивающие безопасность и порядок в обществе

Экскурсия в город

29 2. Правила дорожного движения достойны уважения

Слушание песенки «Светофор»

Расширить словарный запас школьников, словами, обозначающими дорожные знаки

Формировать умение соблюдать правила дорожного движения

Моделирование ситуации «Я на дороге» и «Я велосипедист»

30 3. Веселый праздник

Чтение четверостишья «Получил я приглашенье»

Расширять представления учащихся о правилах поведения в гостях





Правила вежливости при приглашении гостей

Моделирование диалогов, содержащих принятие приглашения или вежливый отказ





31 4.Приглашение

Слушание стихотворения А. Усачева «Приглашение улитке»

Коллективное составление приглашения

Правила вежливости при приглашении гостей

Оформление

письменного

приглашения

32 5.Поздравляю!

Чтение стихотворения «Я Наташу с днем рождения поздравлял»

Коллективное составление поздравления

Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения

Тренировочные упражнения в произнесении поздравления

33

6.Поздравление ветеранам

Слушание

стихотворения «Ушел из жизни ветеран»

Составление поздравления ветеранам с опорой на план и опорные слова

Учиться адресно подбирать пожелания

Самостоятельная подготовка поздравительных открыток ветеранам

5.Я в мире природы (1ч)

34

1. Мы друзья или враги природы?

Составление предложений по картинкам

составлять рассказ из личного опыта

Повторить правила участия в полилоге

Составление правил поведения в природе

6. Итоговое занятие

35

2.В гостях у леса

Экскурсия в лес

Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу

Составление рассказа «В гостях у леса»

11


© 2010-2022