Урок внеклассного чтения Зимушка - зима

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения во 2 классе.

Тема урока: «Зимушка-зима»

Цель урока:

  • Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.
  • Формировать у младших школьников знание детских книг о зиме из доступного круга чтения и личностный избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать;
  • Познакомить учащихся с произведениями разных писателей о зиме;
  • Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
  • Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;
  • Способствовать развитию речи и мышления учащихся, обогащению их словарного запаса;
  • Воспитывать книголюбов, прививать любовь к родной природе, наблюдательность.




Оборудование:
  • Тематическая выставка книг с произведениями о зиме.
  • Выставка детских рисунков о зиме.
  • Комплекты детских книг.
  • Раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы.
  • Наглядность: «12 месяцев», план урока, фамилии писателей, цели урока, акростих к слову «Урок», искусственная ёлка, шапочки снежинки и ветра для диалога.
  • Мультимедийная презентация «Зимушка-зима».



Тип урока: комбинированный, тематический. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.

Форма урока: урок - калейдоскоп

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой

Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наш урок начнем.
- Какой урок сейчас? (Урок внеклассного чтения).
- Подберите к каждой букве слова, которые бы отвечали на вопрос: какими мы должны быть на уроке:
У: умными, успешными Р: рассудительными, радостными, О: организованными, образованными К: культурными, красноречивыми,
- Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.
- Мы проведем наш урок в форме калейдоскопа. Кто сможет объяснить значение слова «калейдоскоп»? (Калейдоскоп - это трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле - быстрая смена лиц, событий).

- В течение урока мы, выполняя задания, будем собирать отдельные картинки-стеклышки. Вот и первая картинка появилась.

- А если выполним всю работу, то увидим необычайной красоты узор.

II. Ориентация, мотивация деятельности.
- Какую тему мы изучаем на уроке чтения? («Здравствуй, гостья-зима!»)
- Как вы думаете, ребята, мы достаточно нового узнали о зиме? (Нет) III. Целеполагание.
1. Сообщение темы и целей урока.
- В таком случае продолжим наше знакомство с гостьей-зимой на уроке внеклассного чтения. - Сегодня мы:

  • попытаемся увидеть, услышать и почувствовать, как в стихах, картинах, музыке передается неповторимость красоты зимы;
  • попытаемся через красоту выразительного чтения передать эту прелесть;
  • познакомимся с новыми произведениями о зиме, с новыми словами.
  • Используя полученные знания, составим свое высказывание о зиме.

- Ребята, что вы представляете себе, когда слышите слово «зима»? (Снег, мороз, снеговик, каток, катание на санках).
- Предлагаю вам прочитать строчки из стихотворений и выбрать тему, которая раскрывала бы все прелести зимы.
- «Выпал беленький снежок» - «Рады мы проказам матушки-зимы» - «Зимушка-зима» - «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои» - Почему вы выбрали именно эту тему? - «Выпал беленький снежок» (только о снеге, узкая тема) - «Рады мы проказам матушки-зимы» (детские забавы весной, узкая тема) - «Зимушка-зима» (о зиме, широкая тема) - «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои» (зимние явления, узкая тема)
- В нашем калейдоскопе, благодаря вашим ответам появилась еще одна картинка.

3. Мотивация учебной деятельности, определение ожидаемых результатов.
- Что вы ожидаете от урока? (Удивления, знакомство с новыми произведениями, познакомиться с новыми словами, получить новые знания).
- А чему вы хотите научиться? (Выразительно читать, находить в произведениях красивые слова для описания зимы).
- Что будет самым ценным для вас на уроке внеклассного чтения? (Новые знания, мысли товарищей, полезные советы).

- Молодцы. За четкие ответы вам удалось получить новую картинку в калейдоскопе.
III. Целереализация
  1. Проверка степени ранее усвоенных знаний.

  • Развитие читательских навыков учащихся.

- Каждый из вас по-разному готовился к внеклассному чтению. Какую подготовительную работу мы провели? (Читали о зиме, рисовали иллюстрации, подготовили выставку книг, выполнили задания в парах)
- Сейчас мы посмотрим, как подготовились к уроку ребята, которые выполняли задания в парах.
  1. Работа в парах.
    • Подберите эпитеты к слову «Зима». Зима (какая?) …(близкая, веселая, грозная, долгая, грустная, долгожданная, морозная, мягкая, необычная, поздняя, прекрасная, снежная, суровая, сырая, теплая, трудная, холодная, чудесная). (Работа со словарем эпитетов)
    • Составьте диалог между ветром и снежинкой.
  • Составьте и зачитайте зимнее пожелание …(птицам, деревьям, ветру, морозу - по выбору).

- А теперь ребята соединим части пословиц. Сначала прочитайте первый столбик, затем второй. Прочитайте всю пословицу.
Декабрь год кончает, зиме середина.
Январь году начало, под февраль налетели.
Вьюги да метели зиму начинает. - Объясните значение одной из пословиц. - Молодцы. Вы очень хорошо справились с этим заданием. Картинка в калейдоскопе
2. Презентация подготовленных произведений к уроку, выставка книг.
- Давайте устроим маленький снегопад. Прикрепите на доску свои снежинки, где записаны подготовленные вами к уроку произведения о зиме и указаны их авторы. (Включается музыка. «Времена года. Зима» П. И. Чайковского или Вивальди)
- Какие интересные произведения и замечательные авторы. Кто из вас ребята, хочет назвать их?
- К нашему уроку наш классный библиотекарь приготовила выставку книг о зиме.
- Вместе с зимой к нам пришли в гости книги. Все они одеты в праздничные наряды, все цветные и красивые. Каждая титульная страничка несет не только информацию о названии, но и подсказывает, какие герои в ней живут.
- Очень интересно. А сможем ли мы определить по обложке, о чем эта книга? (2-3 книги)
- Вот и снова мы успешно справились с работой и получили новую картинку в калейдоскопе.
  1. Восприятие и осознание учащимися нового материала.

  1. Зима - удивительное и загадочное время года.
- Как вы думаете, какого цвета зима? (Белая, голубая, синяя) Зима вдохновляет поэтов, писателей, художников, читателей и слушателей на творчество. Сначала внимательно послушайте стихотворение И. Никитина, а затем попробуйте нарисовать свои впечатления. (Включается музыка Вивальди «Зима», читает учитель)
Зашумела, разгулялась В поле непогода; Принакрылась белым снегом Гладкая дорога. Белым снегом принакрылась, Не осталось следа. Поднялась метель и вьюга, Не видать и света.
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Прочитайте стихотворение еще раз и найдите предложения, в которых поэт говорит о природе как о живом существе:
  • Непогода……
  • Дорога……..
  • Метель и вьюга…………………….
- Как вы понимаете выражение «зашумела, разгулялась непогода»? - Какое название вы можете дать стихотворению? - В стихотворении мы встретили слова «метель» и «вьюга». А что это? - Как вы объясните такое зимнее явление, как снег? (Это замерзшие водяные капельки).
- Все так думают или есть другие варианты?
- Давайте послушаем наших экспертов, которые подготовили для нас сообщение из энциклопедии.
Выступление группы экспертов.
1 ученик. Снег - это очень много красивых снежинок. Раньше люди думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Но со временем тайна рождения снежинок была разгадана. Люди узнали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Снежинки, как и дождевые капельки, образуются из водяного пара.
2 ученик. Водяной пар поднимается высоко над землей, где господствует сильный холод. Тут из него образуются крохотные льдинки - кристаллики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они еще очень маленькие. Но шестиугольный кристаллик все время растет, увеличивается и, наконец, превращается в удивительную звездочку.
3 ученик. Каждая такая звездочка-снежинка содержит от 2 до 200 отдельных кристалликов.
- Какое первое открытие вы сделали? (Что снежинки образуются из кристалликов, а они в свою очередь образуются из водяного пара).
- С чем можно сравнить снежинку? (Со звездочкой, пушинкой, легкой балеринкой).

- Очень часто, ребята, в различных произведениях мы встречаем звукоподражание. Вот и в отрывке о зимнем месяце феврале из «Круглого года» Маршака мы его услышим. Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка. - Какие гласные звуки вы услышали в первых двух строчках? (у, ю, о) - На что они похожи? (На звук ветра) - Какой согласный звук вы чаще других слышали в последних строчках? (з) - Чему он подражает? (Движению змейки) - Произнесем медленно слово «поземка» и вслушаемся в него. - Кто сможет объяснить, что такое поземка? (Легкое движение снега по замерзшей или сухой земле в виде змейки). Вот мы узнали значение нового слова. - Какая картинка появилась при чтении в вашем воображении? Можно использовать опорные слова:
  • Воет, дует
  • Ветер
  • Гнутся ветки
  • Мороз
  • Веселая, легкая
  • Змейка - поземка
( Дует сильный ветер. Гнутся тоненькие ветки деревьев. На улице мороз. А по дорожке перебегает веселая и легкая змейка-поземка).
- Благодаря нашему старанию мы смогли получить еще одну картинку из нашего калейдоскопа. 4. Физкультминутка ( 2 вариант - «Танец снежинок»)
Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс.
Солнце землю греет слабо, Руки вверх и вниз. По ночам трещит мороз, Руки на пояс, поворот вокруг себя. Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. Наклон вперед, дети показывают нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, Прыжки на месте. Вьюга злится, Снег кружится, Дети кружатся. Заметает все кругом Белоснежным серебром. Имитируют движение руками.

- Молодцы! Посмотрим на экран…
- У вас на столах лежат комплекты книг. Рассмотрите обложки и выберите ту книгу, в которой, по вашему мнению, есть произведения о зиме. Что помогло вам выбрать? (Иллюстрация о зиме на обложке, зимнее название)
- Указан ли автор этой книги? (Да. Александр Сергеевич Пушкин).
- Давайте рассмотрим книгу. Не забываем, что перелистывать книгу вперед надо, взявшись пальчиками за правый верхний угол листа.
- Произведения какого жанра представлены в книге? (Стихотворения)
- Александр Сергеевич Пушкин занимает достойное место среди великих поэтов - классиков. (Информация о поэте)
  • .
  • .
  • .
- Ребята, мы прочитаем с вами отрывок из стихотворения Пушкина «Зимний вечер». (Читает ученик)
Зимний вечер Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. - Вам понравилось это стихотворение? А что особенно понравилось? - О чем это стихотворение? (О снежной буре)
- Какое чувство вызывает оно? (Тревожное, беспокойное)
- Значение каких слов вам были не понятны?
- Прочитайте стихотворение еще раз в полголоса.
- Назовите, сколько отдельных картин вы видите, о чем они?
- Какой мы увидели зиму в этом стихотворении? (И грозной, и сильной, и беззащитной, и одинокой).
- Можно ли сказать, что зима в этом стихотворении представлена не как время года, а как человек?
- Какие слова использовал Пушкин для этого?
- Что вас взволновало в этом стихотворении?
- Как вы думаете, любит ли автор зиму? (Думаю, да. Ведь он увидел ее красоту, услышал ее голос и смог понять как человека).
- К нашему уроку Вика подготовила еще одно стихотворение Пушкина. Послушаем его. («Опрятней модного паркета», А. С. Пушкин)
- Какой мы увидели зиму в этом стихотворении? (Светлой, веселой, чистой, радостной)
- Попробуем сравнить образ зимы в первом и во втором стихотворении.
- Ребята, а вы любите зиму? Что именно вы в ней любите?
- Молодцы. У нас есть новая картинка в калейдоскопе.

- Ребята! Зима - великолепная художница. А наши девочки - художницы: подготовили для вас очень интересные иллюстрации к тем произведениям, которые они прочитали.
- Какие названия вы подобрали к своим иллюстрациям? ( «На катке», «В зимнем лесу», «Коляда»).
- Расскажите, пожалуйста, что вы рисовали?
- Вы знаете, ребята, мы все радуемся и веселимся в зимние праздники или когда выпал снег. Но есть одна малышка, которой страшно и трудно зимой. - У писателя Сергея Михалкова есть замечательный рассказ под названием «Елочка». - Опираясь на слова и выражения, попробуйте предположить, о чем будет этот рассказ:
  • елочка
  • сорока
  • снег
  • лесник и дети
  • украшение.
- Рассказ Михалкова «Елочка» для нас подготовил Никита. Давайте узнаем, что же с ней произошло с елочкой.
( В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Она была красивая и стройная. Елочка была самой счастливой, когда рядом с ней шла обычная лесная жизнь. Но вот однажды сорока сказала ей, что очень скоро Елочку срубят. В страхе прожила Елочка все лето и осень. А в декабре выпало много снега, и Елочку засыпало по самую макушку)
- Как вы думаете, что произошло дальше?
( Даже под снегом лесничий увидел Елочку-красавицу. От страха маленькая Елочка потеряла сознание. А когда очнулась, то не могла поверить, что стояла она на том же самом месте вся украшенная и с большой золотой звездой на макушке. Это дети лесника ее украсили. Прошли годы, и теперь уже большая Ель вспоминала свое детство). - Сбылись ли наши предположения? - Зачитай, пожалуйста, совпало ли мнение автора с нашим мнением?
- Правильно ли поступили дети, что не срубили елочку? (Да).
- Какой еще можно найти выход в Новогодние праздники, чтобы не рубить молодые деревца? ( Купить искусственную елку, нарисовать на ватмане елочку и повесить на стене, посадить во дворе деревце и каждый год украшать его, сделать новогодний букет из нижних веток ели или сосны).
- Молодцы! Вы очень добрые и от елочки вам в подарок - новогодние шарики.

5. Обобщение и систематизация знаний.


- Мы сегодня говорим о зиме. Может быть, кому-то самые близкие стихи так и не встретились, а может кому-то повезло и встреча состоялась, и вы получили наслаждение от таких произведений. Поздравляю всех со счастливой встречей!

- Поделитесь своими мыслями о том, какая ваша зима. В своем высказывании можно использовать опорные слова. Прочитайте их.

  • Зима, холодная, чистая, белая, радостная, веселая
  • Города, села, лес, поля, луга.
  • Волшебница, королева, царевна.

  • Моя зима - холодная. Летят, кружатся, как пушинки, легкие, беленькие снежинки.
  • Моя зима - чистая. Города - чистенькие, села - беленькие. Зима и радостная, и веселая.
  • Моя зима - особенная, волшебная, как королева или царевна.

- Вот и последнее стеклышко-картинка в нашем калейдоскопе. Понравилась вам картинка. Дайте ей название.
IV. Этап рефлексивно - оценочный.
1. Подведение итога читательской деятельности
- О чем мы говорили на уроке? (О зиме) - Какое произведение вам понравилось больше всего? - Все ли мы сказали на уроке или есть еще над чем подумать и поработать? - Тогда о домашнем задании:


  1. Информирование о домашнем задании:


( Задание на выбор)

  1. Придумать свою сказочную историю о зиме.
  2. Найти в библиотеке книги о зиме. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном.
( Обязательное задание)
  1. Изучить рекомендованную литературу в папке «Внеклассное чтение».
  2. Подготовиться к уроку внеклассного чтения по теме: «Кто такой писатель и поэт?»


4. Подведение итога урока. - Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы думаете, удалось ли нам ее достичь? Почему? - Свершились ли ваши ожидания от урока?
5. Рефлексия. Закончите предложение:
  1. Я выполнил правильно…
  2. Я доволен своей работой, потому, что…
  3. Я знаю, что….

6. Ценение и оценивание.
- Как вы оцениваете работу класса на уроке? - Мне очень понравилась работа ……………………………………………………… - Порадовали ответы ……………….. - Спасибо вам за урок.
А теперь сюрприз.
- Зима - время чудес. А чудеса приходят невидимо. Закроем глазки. Представим себе снегопад. (Включается музыка) Вечер первою порошей плечи мне запорошил - словно руку друг хороший мне на плечи положил.
(За это время незаметно учитель ставит елочку).
- Я желаю вам ребята, чтобы и вы в этой зиме нашли доброго друга. Давайте украсим нашу елочку, чтобы в Новом году наши результаты были еще лучше. (Дети украшают елочку бонусами, полученными на уроке).
© 2010-2022