Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)Общие сведения о проекте.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

Система или УМК начального образования: ФГОС Образовательная система «Школа 2100»

Программа по учебному предмету: авторы учебника русский язык Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина (БАЛАС 2012 г.), автор рабочей тетради по русскому языку Н.А. Исаева (БАЛАС 2014)

Фрагмент календарно-тематического планирования по изучаемой теме:

Тема урока: «Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении» находится в разделе №7 «Связь слов в предложении»(7 ч.) Данный урок является вводным уроком в этом разделе. Дети знакомы с тем, как связаны между собой слова-названия и слова-признаки, слова-названия и слова-действия (грамматическая основа предложения). На уроке учащиеся учатся устанавливать связи слов в предложении по вопросам и изображать их схематически.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: «Связь слов в предложении»

Цель урока:

  • Создать условия для формирования:

    • представления обучающихся об алгоритме установления связи слов в предложении,

    • умения графически обозначать связь слов в предложении.

  • Способствовать развитию речи, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

  • Воспитывать культуру поведения при проведении групповой (парной) работы, умение сотрудничать.

Планируемые результаты:

Личностные: - уметь проводить самооценку на основе критерия

успешности учебной деятельности.

Предметные: - знать алгоритм установления связи слов в предложении;

- уметь выделять грамматическую основу предложения;

- задавать вопрос от главного слова к зависимому;

- уметь графически обозначать связь слов в предложении.

Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с

помощью учителя, проговаривая последовательность

действий на уроке, работать по коллективно составленному

плану, оценивать правильность выполнения действий по

эталону, вносить необходимые коррективы в действие

после его завершения на основе его оценки и учет

характера допущенных ошибок (Регулятивные УУД);

- освоение личностного смысла учения (Личностные УУД);

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной

форме, слушать и понимать речь других, совместно

договариваться о правилах поведения и общения в школе и

следовать им, уметь управлять поведением партнера,

оценивать его действия (Коммуникативные УУД);

- уметь ориентироваться в собственной системе знаний,

отличать новое от уже известного с помощью учителя,

добывать новые знания, находить ответы, используя

информацию, полученную на уроке, свой жизненный опыт,

самостоятельно создавать способы решения

проблем творческого характера (Познавательные УУД).

Основные понятия: предложение, слова-предметы, слова-признаки,

слова-действия, грамматическая основа предложения

(главные члены предложения).

Ресурсы: Р.Н.Бунеев. Учебник для 2 класса. Стр. 70 - 71. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык», 2 класс. Тетрадь, карточки, алгоритм установления связи слов в предложении.

План урока

Этапы работы

Содержание этапов работы

  1. Мотивация к учебной деятельности. Введение в новый раздел.(5 мин.)

Приветствие. Рефлексия. Правила поведения на уроке. Работа по учебнику стр. 70.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.(6 мин)

Отгадывание загадки. Составление и запись предложений по картинке. Самостоятельная работа в тетради.

  1. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.(3 мин.)

Учащиеся вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречия. Формулируют учебную проблему.

  1. Открытие новых знаний с элементами актуализации.(10 мин.)

Коллективная работа. Выявление места и причины затруднения. Построение выхода из затруднения: составление алгоритма.

  1. ФК минутка.(2 мин.)


  1. Реализация построенного проекта. (5 мин.)

Предлагается упражнение по изученному материалу, содержание которого соотносится с новой темой.Работа по учебнику: упражнение 92 стр. 71

  1. Первичное закрепление во внешней речи.(4 мин.)

Работа в парах с комментированием.

  1. Гимнастика для глаз. (2 мин.)


  1. Включение в систему знаний и повторение. (5 мин.)

Дифференцированное задание по группам.

  1. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.)

Домашнее задание.(1 мин)

Соотнесение цели урока и его результата. Самооценка урока. Рефлексия.

Ход урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Теоретическое обоснование

1.Мотивация к учебной деятельности. Введение в новый раздел.(5 мин.)

Цели:

- актуализировать требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята!

Начинаем урок. Вспомните и повторите правила поведения на уроке.

- Объясните, пожалуйста, для чего нужно выполнять эти правила?

- Записываем число, классная работа.

-Прочитайте тему раздела.

Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)

-Посмотрите на центральный кадр киноплёнки. Как наши друзья его понимают?

-Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках?

-Есть ли у нас знания и умения для решения этих задач?

-Но о связях слов мы будем узнавать и что-то новое.

-Составим план урока.

-Что мы сейчас делали?

-Проговаривание правил поведения на уроке.















-Ребята дают объяснение: чтобы понять задание, чтобы не пропустить на уроке самое главное и т.п.

- Дети выполняют запись в тетради.



















-Ребята взялись за руки, они дружат. Значит, и слова в предложении «дружат» они связаны между собой.



-Определять, как могут быть связаны слова. Находить, какие слова связаны.

-Да, мы знаем, что связаны слова-названия предметов и признаков, предметов и действий - грамматическая основа.

План (примерный).

  1. Учиться устанавливать связь между словами по вопросам.
  2. Изображать графически связь между словами.




-Планировали свою деятельнось.


Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникатив-

ные УУД)

Освоение личностного смысла учения (личностные УУД)





















Развиваем умение извлекать информацию из иллюстраций (Познавательные УУД)

Находить ответы на вопросы в иллюстрации

(Познавательные УУД)





-Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.











-Прогнозировать предстоящую работу при составлении плана работы.

(Регулятивные УУД)









-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.(ЛичностныеУУД)

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

- организовать актуализацию умений выделять из текста слова -предметы, слова-признаки, слова-действия; умения составлять предложения;

- создать затруднение в деятельности обучающихся и зафиксировать его.

- Отгадайте загадку:

Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.

- Рассмотрите картинку(лето) и запишите по ней в 3 столбика слова-предметы, слова-признаки и слова-действия (по 3 слова).

-Составьте и запишите по 1 предложению о лете: возможно, вы воспользуетесь записанными словами.

-Отгадывают: лето.









Слова-предметы: (что?) лес, трава, бабочка.

Слова-признаки: (какой?) зелёный, густая, красивая.

Слова-действия: (что сделал?) стоит, колышется, порхает и т.п.



Дети записывают предложения:

Наступило лето.

Землю укрыла пушистая зелёная трава. На поляне порхают бабочки.

И т.д.

Уметь анализировать объекты с целью выделения признаков (Познавательные УУД).

Подведение под понятие (Познавательные УУД)

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (Познавательные УУД)

3.Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.(3 мин.)

Цель:

- создать условия для выявления места и причины затруднения обучающихся.

- А вот ребята из 2 класса составили такие предложения: - Прочитайте. 1. Кузнечик порхать трава. 2. Бабочка прыгать цветы. - Составьте из каждого набора слов предложения.

- Удалось это сделать? Почему?

Читают слова группами на доске.













-Не получается составить предложения, потому что так не бывает, слова не сочетаются между собой.



Оформлять свои мысли в устной форме.

(Коммуникативные УУД)

4.Открытие новых знаний с элементами актуализации.(10 мин.)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий.

-Какой можете предположить выход, чтобы составить предложения?

- Составьте свои предложения.

- Что же мы сделали, чтобы предложение «ожило»?

- А с самими словами что-то произошло?

- Как можно проверить, что слова связаны между собой? (Подсказка: Как мы уже делали это?) - Попробуйте установить связь между словами.

- С каких слов нужно начать?

- Выполняйте (можно делать

по вариантам).







- Попробуйте задать вопрос к следующим словам. (Если, дети затрудняются с вопросом, учитель помогает.)

- От какого слова задавали вопрос?

- А теперь попробуйте

добавить слово-признак. Где оно должно будет находиться? - Сделайте вывод: как слова связаны в предложении?



-Сравните его с авторским в учебнике.



- А как нам проследить связь слов в предложении? Что нужно для этого сделать? (Составим план действий.)

Поэтапно записывается учителем на доске алгоритм.

а) Поменять местами слова порхать и прыгать.

б) Подобрать другие слова - стрекотать, летать… и соединить их.

Кузнечик прыгает в траве. Кузнечик стрекочет в траве.

Бабочка порхает над цветами. Бабочка летает над цветами.

-Связали, соединили слова по смыслу.

- Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.

- Задать вопросы от одного слова к другому.

С главных - с грамматической основы. Поставить вопрос кто? и что делает?

Дети записывают вопросы и слова, которые на них отвечают:

(Кто?) Кузнечик (что делает?) прыгает.

(Кто?) Бабочка (что делает?) порхает. -Прыгает (где?) в траве. -Порхает (где?) над цветами.

-От слова-названия действия.

-Рядом со словом-предметом - кузнечик и бабочка.

-По смыслу, от слова к слову в предложении можно задать вопрос.

Чтение определения на стр. 71 (учебник)

Составим план действий.

АЛГОРИТМ

1.Найти в предложении грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.

2. Найти слова, связанные с подлежащим (задать вопрос) и показать связь.

3. Найти слова, связанные со сказуемым и показать связь.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

(Коммуникативные УУД)

Развиваем умение слушать и понимать других. (Коммуникативные УУД) Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.(Регулятивные УУД)

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам. (Познавательные УУД)



Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Регулятивные УУД)















Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов.

(Познавательные УУД)

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

На основе анализа объектов делать выводы.

(Познавательные УУД) Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Регулятивные УУД)



Определять последователь-

ность промежуточных целей с учетом конечного результата (Регулятивные УУД).

5.ФК минутка.(2 мин.)

На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока"
плечи поднять


6.Реализация построенного проекта. (5 мин.)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать фиксирование устранения затруднения.

Упр. 92 - развивается умение устанавливать связь между словами по вопросам и изображать графически.

На материале этого упражнения отрабатывается навык графического обозначения зависимости между словами в предложении.

-Записывают в тетрадь, а один ученик выполняет на доске:

-Образец рассуждения (алгоритм) после чтения предложения. Тихий дождик моросит.

1.В предложении говорится о дождике.

(Что?) Дождик.

Дождик (что делает?) моросит.

Дождик моросит - это грамматическая основа предложения. Связь

показываем двумя стрелками.

2.Поставлю вопрос к оставшемуся слову.

Дождик (какой?) тихий. Связь покажу стрелкой к тому слову, к которому ставился вопрос.

3.Составлю схему предложения.

В нём три слова, вместо слова напишу вопрос, на который отвечает это слово.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (Познавательные УУД)


7.Первичное закрепление во внешней речи.(4 мин.)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- На каждой парте находится конверт с заданием, в нем деформированное предложение.

Задание:

составить и записать в тетрадь предложение,

графически обозначить связь слов.

- Какие трудности вы испытали при выполнении данного задания?

Фронтальная проверка.

-Выполняют в парах с комментированием.

Сначала один из учеников составляет предложение из отдельных слов и читает его. Затем оба ученика записывают предложение в тетрадь. Первый выделяет грамматическую основу и комментирует свои действия. После этого, второй ученик графически обозначает связь слов в предложении с комментированием.

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).

Учебное сотрудничество со сверстниками, оценка действий партнера (Коммуникативные УУД)

8.Гимнастика для глаз. (2 мин.)

9. Включение в систему знаний и повторение. (5 мин.)

Цели:

- организовать включение обучающимися нового знания в систему знаний;

- организовать дифференцированную работу.

Дифференцированное задание:

1 группа: во 2 предложении по алгоритму графически обозначить связь слов.

2 группа: 1 задание + подчеркни орфограммы

3 группа: Составь распространенное предложение на тему: «Зима» и установи связь слов в предложении по алгоритму.

Резервное задание:упр.94.



-Записать предложения к картинке по схемам.

1 группа:

В чём?

Закружились в воздухе

Какие?

пушистые снежинки.

2 группа:

Утром выпал густой снег.

3 группа

Составление предложения на тему «Зима»

Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера при выполнении заданий в группах. (Познавательные УУД)

10.Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.)

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Домашнее задание.(1мин.)

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?



1 группа: упр. 78 (дид. материал). Задание: Составь текст, спиши, составь схемы предложений.

2 группа: задание 1 группы + подчеркни орфограммы жи, ши, ча, ь,

3 группа: Составь и запиши 5 предложений на тему: «Мои друзья», графически обозначь связь слов в предложении.

- Научиться устанавливать и обозначать графически связь слов в предложении.

-Самооценка работы учащихся на уроке.

Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (Регулятивные УУД).



Учебник «Русский язык»

Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)

Дидактический материал.

Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)Проект урока по русскому языку на тему Связь слов в предложении (2 класс)

21


© 2010-2022