• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок русского языка по теме «Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания»

Урок русского языка по теме «Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия № 4»

Елабужского муниципального района

Республика Татарстан








Урок русского языка по теме

«Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания».












Капина Надежда Владимировна учитель начальных классов высшей квалификационной категории








Елабуга, 2012 г.


Капина Надежда

Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4» Елабужского муниципального района Республика Татарстан учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Тема.

Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания.

Цель.

Формирование умения анализировать готовые тексты и создавать собственные.

Задачи.

Познакомить:

- с особенностями построения повествовательного текста с элементами описания - структурой.

- с последовательностью частей текста (абзацев), планом и композицией текста;

- с типами связи предложений и средствами связи;

- с временным планом текста.

Определить тип, стиль, жанр текста.

Сопоставление делового (научного) текста с художественным.

- Расширение лексического запаса слов учащихся.

- Способствовать закреплению умения разбора слов по составу.

Тип урока. Комбинированный (смешанный).

Оборудование. Проектор. На слайдах: сыроежки, тексты.

Формируемые компетенции учащихся:

- учебно-познавательная компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- компетентность самосовершенствования;

- компетентность здоровьесбережения.

Примечание: урок проводится в 3 классе по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык». На момент его проведения дети знакомы с текстами повествование, описание, рассуждение - на уровне общего ознакомления, имеют представление о стилях речи.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Мотивационное начало урока.

Работа с малыми литературными формами.

УУрок русского языка по теме «Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания». - Отгадайте загадку

ВУрок русского языка по теме «Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания»доль лесных дорожек

Много белых ножек

ВУрок русского языка по теме «Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания» шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

ЭУрок русского языка по теме «Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания»Урок русского языка по теме «Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания»то - ... сыроежки

У. - Ребята, кому приходилось собирать такие грибы?

У. - Как понимаете такие пословицы?

Пошли сыроежки раньше белых - в лесу с корзиной нечего делать.

Сыроежки плодятся везде и всюду, без них верхоглядам было бы худо.

III. Работа с научным текстом.

1. Первичное восприятие текста.

Сыроежка, род шляпочных грибов из группы пластинчатых. Плодовые тела у большинства сыроежек ломкие. Шляпка обычно яркоокрашенная; ножка белая или розоватая. Млечный сок отсутствует. Сыроежки растут в хвойных и лиственных лесах. Все виды сыроежек съедобны, но имеют невысокую ценность, главным образом из-за ломкости мякоти. Некоторые виды сыроежек не используют в свежем состоянии из-за едкого вкуса, который исчезает при вымачивании или кипячении перед посолом. Русское название «сыроежка» грибы получили, вероятно, потому, что при посоле быстро становятся пригодными к употреблению в пищу.

У. - Что вы узнали о сыроежке?

2. Выявление особенностей научного текста.

У. - Какой это текст по стилю?

Д. - Научный (деловой).

У. - Какие части можно выделить в данном описании?

Д. -

1). Сообщение о предмете.

2). Места обитания, распространения.

3). Признаки.

У. - Это называют композиционными осо­бенностями научного описания.

У. - В тексте используются эпитеты? Назовите их.

Д. - Шляпочных, пластинчатых, ломкие, яркоокрашенная, белая, розоватая, млечный, в хвойных, лиственных, невысокую, в свежем, едкого.

Д. - Они называются для того, чтобы лучше представить предмет. При этом отношение автора к предмету не выражается.

У. - Назовите глаголы. Определите время.

Д. - Отсутствует, растут, имеют, не используют, исчезает, получили, становятся.

Д. - Глаголы в настоящем времени. Только один глагол в прошедшем.

У. - Предложения связываются между собой благодаря использованию глаголов в определённом времени.

IV. Работа с художественным текстом.

1. Первичное восприятие текста.

Сыроежка ЧУрок русского языка по теме «Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания»ерез лесное оконце открылась поляна в лесу. Посередине поляны стояли две берёзы. Под бе­рёзами у пня виднелась в зелёном бруснични­ке красная сыроежка. Сыроежка была огромная и такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыро­ежка была как большая глубокая тарелка. В её углублении держалась вода. Вдруг слетает с берёзы серая птичка, садит­ся на край сыроежки и носик погружает в воду. Потом головку вверх поднимает, чтобы капля в горло прошла.

(По М. Пришвину) У. - Какова главная мысль текста?

2. Выявление особенностей художественного текста.


У. - Сколько в тексте частей? - Отвечают ли час­ти общей теме и главной мысли? Попробуйте доказать. Д. - Текст состоит из 3 частей, тесно связанных между собой. В каждой части предложения тес­но связаны между собой и постепенно раскры­вают тему.

В тексте есть начало, в котором заключена главная мысль, середина, в которой происходит дальнейшее раскрытие главной мысли, и конец, в котором показывается завершение основной мысли. Главная мысль текста - о красной сыроеж­ке. (Предложение о том, где росла сыроежка.) В средней части даётся описание сыроежки. Конец текста - это предложения последнего абзаца, они завершают картинку - птичка напилась воды из сыроежки.

У. - Мы понаблюдали над композиционными осо­бенностями художественого описания.

Составим план.

1). Красная сыроежка.

2). Сыроежка - «тарелка».

3). Полезная сыроежка.

3. Проблемная ситуация.


У. - Как вы думаете, это текст описа­ние или повествование? Д. - Повествование - это речь о событиях, дейст­виях и их последовательности (сюжете).

Описание - это речь, характеризующая пред­меты, их признаки или место действия.

Д. - В этом тексте есть то и другое.

У. - Сколько снимков нам потребуется, чтобы представить прочитанное.

Д. - Больше одного. А всё, о чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать одним снимком.

У. - Такие тексты называют повествовательными с элементами описания.

4. Работа с опорными словами.

У. - Назовите глаголы. Д. - Открылась, стояли, виднелась, завернулись, держалась, слетает, садит­ся, погружает, поднимает, прошла. Д. - Это глаголы либо в прошедшем времени, либо в настоящем.

У. - Предложения связываются между собой благодаря использованию глаголов в определённом времени.

У. - Назовите слова, которые помогли М. Пришвину описать сыроежку. Д. - «в зелёном бруснични­ке красная сыроежка», т.е. на таком фоне её хорошо было видно, «огромная и такая старая, что края её завернулись вверх», «вся сыро­ежка была как большая глубокая тарелка». Д. - Автор использует эпитеты и сравнения.

У. - Какими словами автор передаёт своё отношение к предмету?

Д. - По-моему, автор с удовольствием описывает сыроежку. Во-первых, на зелёном фоне, красный цвет очень хорошо смотрится. Во-вторых, хотя гриб уже старый и, возможно, несъедобный, но, имея форму тарелки, сохраняя воду для птицы, он оказался полезным.

У. - Что можно сказать о птичке?

Д. - Автор любуется предприимчивой птичкой. О чём свидетельствует использование уменьшительно-ласкательных форм существительных (птичка, носик, головка).

У. - Какая связь используется автором цепная или параллельная?

Д. - Через лесное оконце открылась поляна в лесу. Посередине поляны стояли две берёзы. Под бе­рёзами у пня виднелась в зелёном бруснични­ке красная сыроежка. Сыроежка была огромная и такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыро­ежка была как большая глубокая тарелка. В её углублении держалась вода. Д. - До этого момента цепная связь, т.е. предложения, связаны последовательно, как бы по цепочке (второе - с первым, третье - со вторым ит. д.). В последней части - параллельная связь. Это когда в тексте все предложения связаны по смыслу с первым и раскрывают его смысл.

5. Лексико - орфографическая работа.

Где уместно подбираем синонимы.

V. Сопоставление делового (научного) текста с художественным.

У. - В каком описании сообщаются важные сведения о сыроежке, а в каком передано впечатление от неё?

Д. - В первом тексте сообщаются важные сведения о сыроежке, а во втором передано впечатление.

У. - В каком тексте имеются слова и выражения, свойственные научной и деловой речи?

Д. - В первом тексте рассказывается о предмете точно, полно, более конкретно.

У. - Какой текст написан учёным, а какой - художником слова?

Д. - Когда мы рассказываем о предмете (явлении) обобщённо и объективно, точно и полно, указываем все существенные признаки, его применение, тогда мы создаём научное или деловое описание. Это первый текст.

Д. - Если мы передаём личное отношение к конкретному, единичному предмету, свои чувства, отражаем свои впечатления, мы создаём художественное описа­ние. Это второй текст.

У. - Т.е. описание создаётся в различных стилях: более строгом (научном и деловом) и художественном. Выбор стиля зависит от цели, которую преследуем.

VI. Программная тема


У. - Разберите по составу выделенные слова.

VII. Рефлексия

У. - Что узнали на уроке?

1). Сыроежки - это съедобные грибы.

2). По стилю речь бывает научно-деловая, художественная.

3). Выделяют тексты повествовательные с элементами описания.

4). Тексты имеют композиционные осо­бенности.

5). Слова можно разбирать по составу.

VIII. Домашнее задание или второй урок.

У. - Написать изложение по составленному плану, опорным словам и выражениям.

Использованная литература


  1. Большая Советская Энциклопедия.

  2. Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. М., Просвещение, 2009.

  3. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов. Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

  4. Интернет.

6

© 2010-2022