- Преподавателю
- Начальные классы
- Методические рекомендации Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ
Методические рекомендации Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павлюкова Н.Н. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ.
(методические рекомендации).
Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение. Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. - М., 1954.- Т. 5.- С. 118).
Подробный пересказ. Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.
Частичный (выборочный) пересказ. Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся. Памятка
- Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).
- Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.
- Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).
- Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.
- Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).
- Составляю рассказ (вслух или мысленно).
- Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
- Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.
Творческий пересказ. Творческий пересказ - это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:
- с изменением последовательности событий;
- с дополнением содержания текста (это может быть включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста - предшествовавших сюжету или продолжающих его).
Краткий пересказ Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:
- Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что - второстепенным.
- Составлю рассказ, опираясь на главное.
- Пользуясь текстом, продумаю свой рассказ еще раз.
- Кратко перескажу
- Прочитаю текст, определяя его тему (о чем говорится?).
- Составлю рассказ, опираясь на эту мысль и 2-4 поясняющих ее предложения.
- Пользуясь текстом, повторю краткий пересказ.
- Проверю краткость и последовательность пересказа.
- По первому пункту плана и первой части текста выделю важные мысли (два-три предложения).
- То же сделаю по другим частям.
- Пользуясь планом, кратко перескажу текст.
- Проверю, достаточно ли кратким и последовательным получился пересказ.