Рабочая программа по курсу Растём здоровыми и сильными 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными»

(Развивающая система Л.В.Занкова)

Здоровье - важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живет. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня?

Решающую роль в этом может сыграть школа. Именно от подхода школы и педагогов к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей зависит формирование у учащихся целостного представления о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно- нравственного. Сегодня в школе значительное место отводится здоровьесберегающим технологиям.

Стало очевидным, что здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. Физические и психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность современного ребенка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые,

подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современной жизни.

Цель курса: достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. При этом понимается общее развитие, как появление новообразований во всех сферах психики ребенка - ума, воли, чувств, эстетических и нравственных представлений.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых отмечено: выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Учащимся должны быть созданы условия для получения личностных результаты образования по ФГОС: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Задачи:

формирование у обучающихся первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, к своему здоровью и здоровому образу жизни с наибольшим успехом осуществляется в курсах окружающего мира, литературного чтения, технологии, а также русского языка, музыки.

Также эти аспекты реализуются не только средствами предметов, но и во внеурочной деятельности. Развивающая система Л.В.Занкова обеспечивает учителя рядом программ для осуществления здоровье сберегающего направления в воспитании.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности имеет множество аспектов и призвано повлиять на сложившуюся ситуацию. В описываемой программе курса «Растем здоровыми и сильными» авторами сделана попытка сформировать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширить рамки

учебных курсов «Окружающий мир», «Физическая культура» в аспекте понимания экологии природы и человека.

Авторы программы Н. Я. Дмитриева, К.А. Семенова обозначили следующие задачи курса:

-формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;

-подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;

- воспитывать бережное отношение к здоровью и понимание необходимости ведения здорового образа жизни;

- формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю)

1четверть - 8;

2четверть-8;

3 четверть - 10;

4 четверть - 8 часов.

В 3 классе программа курса «Растем здоровыми и сильными» содержит 2 раздела: «В гармонии с окружающим миром» и «Законы здоровья». В процессе изучения первого раздела дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации (разумеется, на доступном для данного возраста уровне), учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем - своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни.

Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий): беседа, дискуссия, сюжетно - ролевая игра, практикум, игротренинг, путешествие, праздник, конкурс и т.д.

Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей здоровьесберегающих знаний, гигиенических навыков, навыки межличностного общения. Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате реализации программы, определяется с помощью тестирования, анкетирования, диагностирования, наблюдений и т.д.

Содержание

3 класс

В гармонии с окружающим миром (34 часа)

Природа, как твое здоровье? Что такое экология

Что такое экология? Что такое окружающая среда? Сезонные изменения в природе. Роль экологии в жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на среду обитания растений и животных. «Хорошая» и «плохая» экология.

Мой любимый школьный двор

Экскурсия по пришкольной территории. Наблюдение за растительным и животным миром. Оценка экологического состояния пришкольного участка. Что мы можем сделать для нашего двора (уборка пришкольной территории, изготовление скворечников, посадка деревьев).

Наша среда обитания

Город, село, деревня. Прогресс и переселение в города. Что такое мегаполис? Современный город: преимущества и опасности. Ориентирование в городе: что делать, если ты заблудился? Карта города и план населенного пункта. Основы безопасности жизнедеятельности в городе. Как вести себя в чрезвычайной ситуации.

В городских джунглях. Выбираем безопасный маршрут

Предполагается осмотр окрестностей школы и выбор потенциально опасных мест и безопасного маршрута до дома.

Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Наблюдение за дорожным движением возле школы. Экскурсия в центр города (если школа городская) или в город (для школьников села,поселка и т.д.).

Школа светофорных наук

Причины дорожно-транспортного травматизма детей. «Дирижер» уличного движения. Правила перехода перекрестка. Нерегулируемый перекресток. Правила дорожного движения. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Велосипед на улицах города.

Я пешеход и пассажир

Применение пройденного на практике. Наблюдение за дорожным движением города или села.

Если стихия разбушевалась

Что такое природные катаклизмы (наиболее характерные для данной местности погодные условия). Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. Наводнение. Цунами. Землетрясение. Правила поведения в экстремальной ситуации. Способы передачи информации на расстоянии. Игра: моделируем чрезвычайную ситуацию.

Мой дом -моя крепость

Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома. Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. Правила безопасного использования электроприборов. Экономное использование ресурсов. Газовая плита и колонка. Что делать, если… (в доме пахнет газом; начался пожар; прорвало трубу и т.д.). Вызов

милиции и МЧС.

Перед экраном телевизора

Сколько времени можно уделить телевизору без вреда для здоровья. «Хорошие» и «плохие» телезрители: что и как смотреть. СМИ. Место у телевизора. Как дать отдых глазам. Шум от телевизора (магнитофона, плеера): шкала громкости.

Компьютер - не игрушка

Компьютер - великое изобретение человечества. Что было, когда не было компьютеров? Может ли компьютер «думать». Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры (для математических вычислений; для создания баз данных; управления всевозможными устройствами). Первые ЭВМ и современные компьютеры. Компьютер в офисе и дома.

Возможности, которые дают компьютер и Интернет. Правила безопасной работы на компьютере: зрение; поза; расположение монитора. Компьютерные игры: как избежать зависимости.

Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. Правила безопасности: вирусы и мошенники.

Наши домашние любимцы

Животное в доме - это радость, но и большая ответственность. Уход за питомцем. Гигиена домашних животных. Ветеринар. Заболевания, переносчиками которых могут быть животные.

Растения и человек

Комнатные растения. Значение растений в вашем доме. Путешествие с комнатными растениями. Уход за растениями. Полезные и опасные растения.

Лекарственные растения: дикорастущие и культурные. Что такое биологически активные вещества. Знакомство с лекарственными растениями и их применением. Редкие и охраняемые растения вокруг нас.

Растения, которые мы едим. Овощи, фрукты. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды!

Осторожно: ядовитые растения

Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине.

Каким воздухом мы дышим

Что происходит с нашей атмосферой. Что мы можем сделать для сохранения воздуха. Леса - легкие нашей планеты. Сохранить живые насаждения.

Погода, климат и здоровье человека

Наблюдения за погодой (использование барометра, флюгера, термометра; создание мини- метеорологической площадки; ведение журнала наблюдений). Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о длительных наблюдениях за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация.

Что будет, если мы не будем беречь природу?

Как выглядела Земля миллиарды лет назад. Понятие экологической катастрофы. Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Красная книга.

Подготовка к походу

Разработка маршрута. Список покупок. Что брать с собой в поход: продуктовый и неприкосновенный запас; аварийный комплект и «аптечка»; план местности. Как вязать узлы и упаковывать вещи. Палатка и спальный мешок. Правила безопасности в походе.

Работая по курсу «Растём здоровыми и сильными» Н. Я. Дмитриевой, К.А. Семеновой, можно использовать различные виды деятельности. Это и Круглый стол «Позаботимся о природе сами», и игра-моделирование «Если стихия разбушевалась». Учащиеся овладевают коммуникативными компетенциями, выполняя задание: взять интервью у родителей об их любимых играх во дворе (Проект «Любимый мой дворик»). Интерес вызовет и разработка комплекса упражнений для тех, кто работает за компьютером, и выпуск стенгазеты «Наши домашние любимцы».

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия:

- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;

- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

-способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

- чувство гордости отечественными спортивными достижениями;

- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

-основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и ее совершенствовании в активной жизнедеятельности;

-приобщение к красоте родной природы;

-уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.

Метапредметные универсальные учебные действия:

-понимать необходимость рациональной организации ре жима дня, организации рабочего места;

-принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;

- осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;

-осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;

- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;

- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;

-контролировать свои действия в коллективной работе;

-соблюдать правила взаимодействия с игроками;

- во время подвижных игр учитывать реакцию партера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.

Описываемый в данной работе курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепляется практическими заданиями, повышающими самоорганизацию школьников. Многие дети в этом возрасте уже должны в соответствии с правилами дорожного движения переходить дорогу, знать, как вести себя с незнакомыми людьми, уметь ориентироваться в разных, порой непростых ситуациях. Выполнение домашних заданий бывает связано с использованием современных технических средств, в первую очередь компьютера, что требует знания и соблюдения определенных санитарно-гигиенических требований.

Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 уч.год

3 класс

Наименование раздела

и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

план

факт

Природа, как твоё здоровье? Что такое экология.

1

4.09.13


    Что такое экология? Что такое окружающая среда? Сезонные изменения в природе. Роль экологии в жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на среду обитания растений и животных. «Хорошая» и «плохая» экология.

    1

    11.09


      Мой любимый школьный двор.

      1

      18.09


        Экскурсия по пришкольной территории. Наблюдение за растительным и животным миром. Оценка экологического состояния пришкольного участка. Что мы можем сделать для нашего двора.

        1

        25.09


          Наша среда обитания. Город, село, деревня. Прогресс и переселение в города. Что такое мегаполис?

          1

          2.10


            В городских джунглях. Выбираем безопасный маршрут.

            1

            9.10


              Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Наблюдение за дорожным движением возле школы..

              1

              16.10


                Причины дорожно-транспортного травматизма детей.

                1

                23.10


                  Я пешеход и пассажир.

                  1

                  6.11


                    Если тихая стихия разбушевалась.

                    1

                    13.11


                      Что такое природные катаклизмы.

                      1

                      20.11


                        Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. Наводнение. Цунами. Правила поведения в экстремальной ситуации.

                        1

                        27.11


                          Мой дом -моя крепость.

                          1

                          4.12


                            Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома.

                            1

                            11.12


                              Перед экраном телевизора.

                              1

                              18.12


                                Сколько времени можно уделить телевизору без вреда для здоровья.

                                1

                                25.12


                                  Компьютер не игрушка.

                                  1

                                  15.01.14


                                    Возможности, которые дают компьютер и Интернет. Правила безопасной работы на компьютере.

                                    1

                                    22.01


                                      Всемирная паутина: поиск информации в Интернете.

                                      1

                                      29.01


                                        Наши домашние любимцы.

                                        1

                                        5.02


                                          Животное в доме. Уход за питомцами, гигиена домашних животных.

                                          1

                                          12.02


                                            Растения и человек.

                                            1

                                            19.02


                                              Комнатные растения. Значение растений в вашем доме.

                                              1

                                              26.02


                                                Лекарственные растения: дикорастущие и культурные.

                                                1

                                                5.03


                                                  Знакомства с лекарственными растениями и их применением.

                                                  1

                                                  12.03


                                                    Растения, которые мы едим. Санитарная обработка овощей и фруктов.

                                                    1

                                                    19.03


                                                      Осторожно: ядовитые растения.

                                                      1

                                                      2.04


                                                        Растения, опасные для человека. Характерные признаки, меры предосторожности.

                                                        1

                                                        9.04


                                                          Каким воздухом мы дышим.

                                                          1

                                                          16.04


                                                            Погода, климат и здоровье человека.

                                                            1

                                                            23.04


                                                              Наблюдения за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями.

                                                              1

                                                              30.04


                                                                Что будет, если мы не будем беречь природу?

                                                                1

                                                                7.05


                                                                  Понятия экологической катастрофы. Экологические катастрофы древности и современные проблемы.

                                                                  1

                                                                  14.05


                                                                    Подготовка к походу. Правила безопасности в походе.

                                                                    1

                                                                    21.05


                                                                    Формы и средства контроля.

                                                                    Контроль за уровнем достижений учащихся по курсу «Растём здоровыми и сильными» производится в форме тестирования.

                                                                    Тест.

                                                                    Литература

                                                                    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

                                                                    2. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. М.: Просвещение, 2009.

                                                                    3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.

                                                                    4. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература»,- 142с.

                                                                    5.Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классе. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2007. - 176 с.

                                                                    6. Смирнова Т.В. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2005. -144 с.

                                                                    7. Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей: книга для чтения. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2003. - 40 с.

                                                                    8. Шаулин В.Н. и др. Физическая культура: учебник (1-4 класс). - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 176 с.

                                                                    9. Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь для 4 класса: компетентностно - ориентированные задания. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.- 96 с.


                                                                    © 2010-2022