Конспект урока по литературному чтению ( обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Буквы М, м и звуки[ м], [ м’]. »

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению ( обучение грамоте) в 1 классе по теме:

«Буквы М,м и звуки[ м], [ м'].»

(урок разработан по ФГОС)

Дидактическая цель: создать условие для открытия новых знаний.

Тип (вид) урока: урок- открытие

Задачи урока:

  • познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;

  • познакомить с понятием «дружба»;

  • развивать фонематический слух, память, внимание, речь.

  • формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке

Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Методы обучения: деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;

  • поисковый;

  • наглядно-иллюстративный;

  • словесный

Формы организации деятельности:

  • парная

  • индивидуальная

Средства обучения:

  • учебник, ч.1

  • рабочая тетрадь, ч.1

  • мультимедиа проектор

  • наглядные пособия


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Универсальные действия I Самоопределение к деятельности - Прозвенел звонок, Встали на урок. - Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах. Организовывают рабочее место

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Ребята, пока я шла к вам на урок, мои буквы запутались. Их надо правильно расставить. - Я буду называть букву, а вы ее пишите себе в блокнот в нужный ряд. а о у э ы я ё ю е и Ребята самостоятельно выполняют задание учителя, а один ученик у доски.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

III Постановка учебной задачи

IV Первичное закрепление.









































































































V Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

VI Рефлексия деятельности


-Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить, И не вспыхнет ссора из любого спора. У доски 5 учащихся, в руках держат карточки, на них изображены: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз. - Назовите первый звук в каждом слове. - Составьте из этих звуков слово. (Дружба.) - Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.) - Послушайте стихотворение о дружбе. Дружба - главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее. И любая беда - не беда, Если рядом друзья настоящие. - Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.) - Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова - подпевайте. Звучит песня «Улыбка». - О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом? - Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.) - Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?
1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек. - Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша». - Он гласный или согласный? - Какой это согласный: твердый или мягкий? - Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками. - Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша». - Он гласный или согласный? - Какой это согласный: твердый или мягкий? - Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками. - А какой буквой обозначаются звуки [м], [м']? (Буквой М.) Вот качели - буква М! Здесь качаться можно всем!

Е. Тарлапан - Из каких элементов состоит буква М? - На что похожа буква М? - Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М. - А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?

Конспект урока по литературному чтению ( обучение грамоте) в 1 классе по теме:«Буквы М,м и звуки[ м], [ м’].» Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы». 2. Чтение слогов. Работа по учебнику.

Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл». - Какую букву нашёл ёжик?

Прибежал веселый А, почитали дети - ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети - мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети - мя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети - мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети - ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети - му.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети - мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети - мю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети - мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети - ме.

ма - мо - мя - мы - ми

му - мё - мю - мэ - ме 3. Составление слов. - Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м'] интонационно. 4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать». 1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши». - Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м. - Впишите букву м в пустые квадратики. - Прочитайте получившиеся слова. (Мама, яма, мы, ум, имя.) - Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.) - Объясните, почему в слове «яма» звуков больше, чем букв? (Буква я в начале слова обозначает два звука - [й'] и [а].) - Назовите только те слова, в которых два гласных звука. (Мама, яма, имя.) - Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (Имя.) 2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши». - Перед вами две строчки слов. - Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.) - Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.) - Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. (Мама, лама.) - Объясните, что общего у слов «мама» и «лама»? (В словах три одинаковые буквы - а, м, а.) Аналогично выполняется вторая часть задания. Учитель предлагает закончить выполнение задания самостоятельно. Проверка работы. (Мимо, мяу, яма.) 5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова. - Прочтите название стихотворения. («Кто кого?») - Кто автор? (В. Орлов.) - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами. О-би-дел - обидел. У-да-рил - ударил. Дру-жи-ли - дружили. Не по-де-ли-ли - не поделили. Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми. - О ком это стихотворение? - Кто задает вопросы мальчикам? - Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод? - Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться? - Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.) - Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы - друзья».

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!

Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе... отстаём!

Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что-то, Вова, позабыл!
- И я забыл...
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя! - Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.) 6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок. - Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.) - Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.) - Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.) 7. Работа в парах. - Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя - рубашка; моё - ведро; платье, мой - велосипед; мои - брюки, кубики.) - Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»). - Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.) - Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.) - Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.) - Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.) - Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.) 8. Дифференцированная работа по учебнику. а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя): - Прочитайте начала предложений и закончите их. - Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.) - В чьих именах есть звук [м] или [м']? Произнесите, интонационно выделяя этот звук. б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа): - Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос. Проверка выполнения заданий.
- Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились? - Какие звуки обозначает буква М? - Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.) - Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.) - Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)? - Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.) Если есть друзья на свете - Все прекрасно, все цветет. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим - Дружбы этой не порвать.

.





























Дети поднимают смайлики и ведется устная характеристика работы каждого ученика. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.




Познавательные: синтез как составление целого из частей.



Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.











Личностные: самоопределение





















































































Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;














































































Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия;



© 2010-2022