- Преподавателю
- Начальные классы
- Компоненты навыка чтения
Компоненты навыка чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ховалыг Ч.Г. |
Дата | 10.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Компоненты навыка чтения Навык чтения - это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения. Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:
Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически. В целом навык чтения складывается из двух сторон - смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.
Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим: 1) значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле; 2) содержания каждого предложения; 3) содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав); 4) основного смысла всего содержания текста. При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т. д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор). Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности. Рассмотрим данные компоненты навыка чтения. Способ чтения - важный компонент техники чтения, который влияет на другие ее стороны.
1. Побуквенное
1. Плавное слоговое
2. Отрывистое
слоговое
2. Плавное слоговое
с целостным прочтением
отдельных слов
3. Чтение целыми словами
и группами слов
I полугодие
II полугодие
1 класс
-
25-30 слов в мин
2 класс
30-40 слов в мин
40-50 слов в мин
3 класс
50-60 слов в мин
65-75 слов в мин
4 класс
75-85 слов в мин
85-95 слов в мин
Примечание. При проверке навыка чтения выявляются: 1. Понимание слов: - ключевых; - употребленных в переносном смысле. 2. Понимание содержания отдельных предложений: - самостоятельно; - при затруднении по вопросам учителя. 3. Понимание, осознание основной мысли произведения.