Компоненты навыка чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компоненты навыка чтения Навык чтения - это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения. Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:

Компоненты навыка чтения Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически. В целом навык чтения складывается из двух сторон - смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.

Компоненты навыка чтения Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим: 1) значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле; 2) содержания каждого предложения; 3) содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав); 4) основного смысла всего содержания текста. При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т. д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор). Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности. Рассмотрим данные компоненты навыка чтения. Способ чтения - важный компонент техники чтения, который влияет на другие ее стороны.

Компоненты навыка чтения

1. Побуквенное

1. Плавное слоговое

Компоненты навыка чтения

Компоненты навыка чтения

2. Отрывистое

слоговое

2. Плавное слоговое
с целостным прочтением
отдельных слов

Компоненты навыка чтения

3. Чтение целыми словами
и группами слов

Выделяют пять основных способов чтения. Первые два способа (см. схему) относятся к непродуктивным. Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения. Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения (по В. Г. Горецкому).

Компоненты навыка чтения

I полугодие

II полугодие

1 класс

-

25-30 слов в мин

2 класс

30-40 слов в мин

40-50 слов в мин

3 класс

50-60 слов в мин

65-75 слов в мин

4 класс

75-85 слов в мин

85-95 слов в мин

Если результат ниже - это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их. Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает: а) замены; б) пропуски; в) перестановки; г) добавления; д) искажения; е) повтор букв (звуков), слогов, слов; ж) правильно или ошибочно делает ударение в словах; з) ошибки в окончании. Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно. При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у учащихся начальной школы желательно проверить этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно. Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов. Для проверки техники чтения и фиксации данных по каждому из компонентов мы предлагаем использовать таблицу:

Компоненты навыка чтения Примечание. При проверке навыка чтения выявляются: 1. Понимание слов: - ключевых; - употребленных в переносном смысле. 2. Понимание содержания отдельных предложений: - самостоятельно; - при затруднении по вопросам учителя. 3. Понимание, осознание основной мысли произведения.


© 2010-2022