Статья «Технология применения ролевой игры на уроках английского языка в младших классах»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология применения ролевой игры

на уроках английского языка в младших классах


У учителей английского языка начальной школы ролевые игры часто привлекают внимание, т.к. они оживляют урок, повышают интерес учащихся к английскому языку. Хорошо организованная игра создает условия для реального использования языка на уроке. Перед учащимся ставится проблема, решая которую, он прибегает к английскому языку как средству общения. Часто можно слышать рассуждения учителей начальных классов о том, что, несмотря на их старание, учащиеся не могут говорить на английском языке, хотя хорошо выполняют упражнения. Не вдаваясь в подробный анализ причин, мешающих учащимся «заговорить», хотелось бы указать на одну из них. В формулировке целей урока акцент ставится на формирование умений говорения, аудирования, чтения и письма, т.е. на отдельных видах речевой деятельности. Возможно, поэтому преподаватель только эпизодически прибегает к таким приемам обучения, когда ученику необходимо использовать сформированные умения в комплексе, так, как это происходит в естественной ситуации общения. Если преподаватель хочет научить учеников общаться на английском языке, т.е. хочет, чтобы они «заговорили», он не закончит изучение темы пересказом текста или составлением диалога, а будет рассматривать эти упражнения как создающие основу для общения. Традиционное деление упражнений на языковые, условно-речевые и речевые превратится в «тренировку в общении» и «практику в общении», т.е. общение на иностранном языке будет иметь свое определенное место, как в планах отдельных уроков, так и в учебном процессе по иностранному языку в целом. Итак, отсутствие практики в общении на уроке иностранного языка можно считать одной из причин, мешающих учащимся использовать язык как средство общения. Наиболее подходящей формой общения на уроке является ролевая игра. Как и упражнения, ролевые игры можно разделить на две группы: тренирующие в общении и организующие практику в общении. Игры, тренирующие в общении, будут более простыми, выбор языковых средств учащимися ограничивается изучаемой темой. Игры, организующие практику в общении, будут более сложными, выбор языковых средств ничем не ограничен. Выделяют следующие этапы в подготовке ролевой игры :

  • определение цели и языкового материала, на котором будет проводиться игра;
  • составление сценария игры;
  • распределение ролей;
  • психологическая подготовка обучаемых.
Для первой группы игр, более простых, подготовка включает пункты 1 и 4, для второй группы - все четыре пункта. Психологическая подготовка необходима особенно перед проведением первых игр, чтобы учащийся понял, что он подчиняется только правилам игры и чувствовал себя свободным в выборе средств достижения цели. Некоторым обучаемым требуется и физическая подготовка: несколько простых движений под музыку. Следует отметить, что во время ролевой игры коренным образом меняется и роль преподавателя. Из обучающего и контролирующего он превращается в одного из участников игры или в зрителя, который незаметно направляет игру в нужное русло. Во время игры преподаватель должен забыть такие «вредные» привычки, как исправление ошибок, перевод или подсказка забытого слова. Организация общения на уроке требует и особого расположения в кабинете столов и кресел: невозможно общаться, сидя спиной друг к другу. Тренировку в общении лучше проводить в подгруппах по 3-4 человека, в некоторых случаях - в парах. Учитель, начинающий применять ролевые игры, должен знать, что не всегда игра проходит так, как она была задумана. Успех игры зависит и от учащихся (они должны привыкнуть к новой форме урока), и от учителя. Организуя ролевую игру, учитель должен помнить, что:
  • нельзя сочинять роль вместо ученика, а затем давать её заучивать, как для спектакля;
  • нельзя подсказывать, что и какими словами надо говорить в той или иной роли;
  • при распределении ролей надо учитывать количество мальчиков и девочек в группе: мальчики не должны играть женские роли, и наоборот. Сюжет можно легко откорректировать, вводя или убирая второстепенные роли или меняя мужскую роль на женскую там, где это возможно;
  • надо обязательно определить минимальное количество фраз для каждой роли. Объем высказывания увеличится за счет неподготовленной речи: ответы на реплики и вопросы собеседника;
  • требование исключить подсказку со стороны учителя не означает, что ученика нужно оставить без помощи. Для каждой игры составляется "шпаргалка" из ключевых слов, которых, возможно, будет не хватать. Первые "шпаргалки" составляются учителем на основе интуиции, но после проведения одной игры в 2-3 группах можно составить словарь-минимум этой игры. "Шпаргалка" имеет размеры плаката и располагается на видном месте.
Обсуждение историй или фантастических ситуаций также относится ко второму типу ролевых игр, т.е. организующих практику в общении. На первый взгляд, организация таких ролевых игр более проста, она не требует специальной подготовки. Однако, чтобы разговорить учеников, надо рассказать (на иностранном языке) такую историю, которая бы заставила их переживать услышанное или задуматься над неожиданной развязкой, иначе говоря, которая вызвала бы желание высказать своё мнение. В такой ситуации внимание ученика переключается с формы языка (как просклонять существительное, куда поставить глагол...) на содержание высказывания. В этот момент ученик использует язык как средство общения.


© 2010-2022