• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока литературы на тему «Е. И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Милосердие и сострадание в рассказе, забота о беззащитном»

Конспект урока литературы на тему «Е. И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Милосердие и сострадание в рассказе, забота о беззащитном»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока литературы

Тема - «Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас»

Милосердие и сострадание в рассказе, забота о беззащитном».


Урок проводится в 5 классе Тип урока - урок открытия новых знаний, по изучению художественного текста

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- знакомство с рассказом «Как патефон петуха от смерти спас» и его анализ рассказа

- Метапредметные:

- формирование навыка монологической связной речи учащихся;

- закрепление умения самостоятельной работы с текстом художественного произведения;

- развитие умения работать в группе;

- развитие словесно-логического мышления школьников.

Личностные: - воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.; - привитие любви к произведениям русской классики, к чтению. Оборудование: доска, учебник с художественным текстом, тетрадь, проектор, карточки с записанными словами. Опережающее задание: учащиеся в течение урока заполняют подготовленную на прошлом уроке таблицу, задание по группам.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организация начала занятия


Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Запишите в тетрадях число, оставьте 2 строчки для темы.

Подготовка и включение в работу.

Записывают в тетрадях:

Двенадцатое марта.

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникатив

ные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция


  1. Актуализация знаний, пробное учебное действие

Организует повторение знаний, побуждающий диалог.

- С произведением какого писателя мы начали знакомство на прошлом уроке литературы?

- Ребята, вам понравилось это название, а как можно было по-другому назвать этот рассказ?

Почему выбрали это название, аргументируйте. (Запись на доске вариантов названия)

- Как вы считаете, почему же автор выбирает именно такое название, что он вложил в него, над чем побуждает задуматься?

На основе прочитанного ранее текста рассказа вступают в диалог с учителем

- С рассказом Е.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»

Учащиеся высказывают свои варианты названия произведения Носова, аргументируя свою точку зрения.

- Оно необычно, чтобы сразу заставить нас задуматься: Что спасло петуха?

личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы;

регулятивные:

целеполагание


  1. Создание проблемной ситуации, целеполага

ние

Постановка проблемного вопроса.

-Итак, рассказ называется «Как патефон петуха от смерти спас». Действительно ли патефон или что-то другое?

Попробуем в этом разобраться, обратившись к тексту произведения.

- Кто является героями рассказа?

- Вокруг кого все они расположены, кто является центром повествования?

Ставят цели: в конце урока ответить на вопрос: Что на самом деле спасло петуха?


- Витька, бабушка, Колька, папа.

- Все действие разворачивается вокруг петуха.

постановка и решение проблемы: формулирование целей урока;

познавательные: применение методов информационно

го поиска;

коммуникатив

ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Открытие нового знания, анализ художественного текста.


































































Организует работу учащихся по анализу художественного текста, стимулирует участие в поисковой деятельности.

- Среди разных изображений найдите того петуха, который больше других похож на нашего героя.

Как вы определили, по каким признакам?

- Чьими глазами мы смотрим на петуха?

Почему он так видит, что было в петухе особенного? (Запись на доске) - Прочитайте описание того, как пел петух, как вел себя.


- Что с ним случилось, каким он стал?



1 группа

-Как Витька отнесся к больному петуху? -Как, с помощью каких слов автор передает чувства Витьки? -Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки?

Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.

2 группа

-Как бабушка отнеслась к петуху?

-Почему она лечила птицу? Как спасала его? -Почему бабушка послушала внука?

-Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху.

3 группа

- Как отнесся к петуху отец Витьки?

- Кто еще так же отнесся к горю Витьки?

Посмотрим, удастся ли нашим актерам передать чувства героев рассказа

Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.

4 группа

- Так какую роль играет патефон в спасении петуха? При каких обстоятельствах петух обнаружил признаки жизни? - Что заставило его издать воинственный крик? - С чем сравнивает петуха Носов, чего он сильнее?

Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху?

Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, фиксируя на доске свое «открытие».

Учащиеся выбирают одно изображение, аргументируя свой ответ.

- Мы смотрим на петуха глазами Витьки.

Доказывают, в чем особенность петуха:

- Описание, окраска

- Поведение

- Пение

1 ученик выразительно читает описание петуха, другой - описание его голоса.

Находят и зачитывают описание поведения петуха.

Он изображается как часть живой природы.

- Он на сильном морозе отморозил голову.

Зачитывают описание петуха.

- «Стало жаль петуха», «Витька съёживался», «в горле заскребло», «глаза часто-часто замигали»,«юркнул в комнату и забился в угол»

- «Сердечко у тебя больно жалостливое»

- Делают вывод, какое чувство Витьки спасло петуха (Жалость, милосердие, сострадание, понимание, забота)

- Она тоже пожалела петуха.

- «Бабушка смазала петуху уже успевшие посинеть в тепле гребень и бороду и насыпала на пол пшена». - Она рада, что внук умеет жалеть; пытается помочь

- Делают вывод, какое душевное качество бабушки спасло петуха.( Чуткость, милосердие, понимание)

- Безразлично. «Надо зарезать, все равно сдохнет».

- Его друг Колька

2 мальчиков инсценируют эпизода Разговор Вити с Колькой)

- Делают вывод, все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька? (Равнодушие, черствость, безразличие)

1 ученик пересказывает фрагмент.


- Чувство превосходства над другими; гордость; чувство первенства.

- «Железо и то не выдержало», «В железном нутре патефона задребезжало»

- Делают вывод, какие качества петуха вернули его к жизни? (Воинственный дух, сила духа, гордость)

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,

применение методов информационно

го поиска;

коммуникатив

ные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: самоконтроль знаний


  1. Выражение решения, применение нового знания

Устанавливает осознанность восприятия.

- Благодаря каким человеческим качествам петух был спасен?

- А сам петух какие качества проявляет?

- Что могло погубить птицу?

- Какова тема нашего урока, о каких человеческих качествах говорили?

Учащиеся стрелочками определяют слова из словаря по двум графам таблицы.

Записывают в тетради на место пропуска тему урока:

« Милосердие и сострадание, забота о беззащитном в рассказе Е.Носова»

познавательные:

определение темы урока

регулятивные: саморегуляция,

контроль

  1. Рефлексия деятельности






Организует рефлексию, самооценку результатов учащимися.

- Понравился ли вам рассказ Е.Носова?

- Чему он учит?

- Как вы теперь ответите на вопрос урока «Что на самом деле спасло петуха»?

- Итак, вернемся к названию «Как патефон петуха от смерти спас», можем ли мы теперь после анализа рассказа ответить, почему автор выбирает именно это название?

- Учащиеся отвечают на вопрос, чему научил их рассказ.

- Петуха спасли такие человеческие качества, как милосердие, сострадание, жалость и его собственная сила духа, гордость.

- Уже самим названием автор побуждает нас разобраться, каковы были истинные причины спасения петуха, что его спасло на самом деле?

личностные: самоопределение;

коммуникатив

ные: умение слушать, грамотно высказывать собственное мнение

регулятивные: оценка результатов работы, осознание качества и уровня усвоения знаний.

  1. Задание на дом

На выбор:

- Проявление сострадания и милосердия в повседневной жизни

- Подобрать пословицы и поговорки о милосердии, сострадании.

Записывают домашнее задание






Приложение.

Что спасло петуха от смерти?

Словарь

Что способно было погубить птицу?

Воинственный дух

Гордость

Жалость

Милосердие

Сила духа

Чуткость

Сострадание

Понимание

Забота о беззащитном

Воинственный дух - готовность к действию

Гордость - чувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалость - сострадание, соболезнование

Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духа - бодрость, моральная сила

Сострадание - участие в печали, сочувствие

Чуткость - способность замечать, понимать происходящее.

Черствость - неспособность к волнению, беспокойству, сопереживанию, сочувствию.

Понимание - постижение эмоций другого на основе сопереживания.

Забота о беззащитном - беспокойное попечение.

Безразличие - равнодушное отношение к кому- или чему-либо, холодность, отсутствие интереса.

Равнодушие

Черствость

Безразличие



© 2010-2022