- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературы на тему «Е. И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Милосердие и сострадание в рассказе, забота о беззащитном»
Конспект урока литературы на тему «Е. И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Милосердие и сострадание в рассказе, забота о беззащитном»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гатева М.И. |
Дата | 10.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока литературы
Тема - «Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас»
Милосердие и сострадание в рассказе, забота о беззащитном».
Урок проводится в 5 классе Тип урока - урок открытия новых знаний, по изучению художественного текста
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- знакомство с рассказом «Как патефон петуха от смерти спас» и его анализ рассказа
- Метапредметные:
- формирование навыка монологической связной речи учащихся;
- закрепление умения самостоятельной работы с текстом художественного произведения;
- развитие умения работать в группе;
- развитие словесно-логического мышления школьников.
Личностные: - воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.; - привитие любви к произведениям русской классики, к чтению. Оборудование: доска, учебник с художественным текстом, тетрадь, проектор, карточки с записанными словами. Опережающее задание: учащиеся в течение урока заполняют подготовленную на прошлом уроке таблицу, задание по группам.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
-
Организация начала занятия
Приветствует, проверяет готовность к уроку.
Запишите в тетрадях число, оставьте 2 строчки для темы.
Подготовка и включение в работу.
Записывают в тетрадях:
Двенадцатое марта.
личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;
коммуникатив
ные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
-
Актуализация знаний, пробное учебное действие
Организует повторение знаний, побуждающий диалог.
- С произведением какого писателя мы начали знакомство на прошлом уроке литературы?
- Ребята, вам понравилось это название, а как можно было по-другому назвать этот рассказ?
Почему выбрали это название, аргументируйте. (Запись на доске вариантов названия)
- Как вы считаете, почему же автор выбирает именно такое название, что он вложил в него, над чем побуждает задуматься?
На основе прочитанного ранее текста рассказа вступают в диалог с учителем
- С рассказом Е.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»
Учащиеся высказывают свои варианты названия произведения Носова, аргументируя свою точку зрения.
- Оно необычно, чтобы сразу заставить нас задуматься: Что спасло петуха?
личностные:
самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы;
регулятивные:
целеполагание
-
Создание проблемной ситуации, целеполага
ние
Постановка проблемного вопроса.
-Итак, рассказ называется «Как патефон петуха от смерти спас». Действительно ли патефон или что-то другое?
Попробуем в этом разобраться, обратившись к тексту произведения.
- Кто является героями рассказа?
- Вокруг кого все они расположены, кто является центром повествования?
Ставят цели: в конце урока ответить на вопрос: Что на самом деле спасло петуха?
- Витька, бабушка, Колька, папа.
- Все действие разворачивается вокруг петуха.
постановка и решение проблемы: формулирование целей урока;
познавательные: применение методов информационно
го поиска;
коммуникатив
ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-
Открытие нового знания, анализ художественного текста.
Организует работу учащихся по анализу художественного текста, стимулирует участие в поисковой деятельности.
- Среди разных изображений найдите того петуха, который больше других похож на нашего героя.
Как вы определили, по каким признакам?
- Чьими глазами мы смотрим на петуха?
Почему он так видит, что было в петухе особенного? (Запись на доске) - Прочитайте описание того, как пел петух, как вел себя.
- Что с ним случилось, каким он стал?
1 группа
-Как Витька отнесся к больному петуху? -Как, с помощью каких слов автор передает чувства Витьки? -Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки?
Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.
2 группа
-Как бабушка отнеслась к петуху?
-Почему она лечила птицу? Как спасала его? -Почему бабушка послушала внука?
-Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху.
3 группа
- Как отнесся к петуху отец Витьки?
- Кто еще так же отнесся к горю Витьки?
Посмотрим, удастся ли нашим актерам передать чувства героев рассказа
Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.
4 группа
- Так какую роль играет патефон в спасении петуха? При каких обстоятельствах петух обнаружил признаки жизни? - Что заставило его издать воинственный крик? - С чем сравнивает петуха Носов, чего он сильнее?
Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху?
Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, фиксируя на доске свое «открытие».
Учащиеся выбирают одно изображение, аргументируя свой ответ.
- Мы смотрим на петуха глазами Витьки.
Доказывают, в чем особенность петуха:
- Описание, окраска
- Поведение
- Пение
1 ученик выразительно читает описание петуха, другой - описание его голоса.
Находят и зачитывают описание поведения петуха.
Он изображается как часть живой природы.
- Он на сильном морозе отморозил голову.
Зачитывают описание петуха.
- «Стало жаль петуха», «Витька съёживался», «в горле заскребло», «глаза часто-часто замигали»,«юркнул в комнату и забился в угол»
- «Сердечко у тебя больно жалостливое»
- Делают вывод, какое чувство Витьки спасло петуха (Жалость, милосердие, сострадание, понимание, забота)
- Она тоже пожалела петуха.
- «Бабушка смазала петуху уже успевшие посинеть в тепле гребень и бороду и насыпала на пол пшена». - Она рада, что внук умеет жалеть; пытается помочь
- Делают вывод, какое душевное качество бабушки спасло петуха.( Чуткость, милосердие, понимание)
- Безразлично. «Надо зарезать, все равно сдохнет».
- Его друг Колька
2 мальчиков инсценируют эпизода Разговор Вити с Колькой)
- Делают вывод, все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька? (Равнодушие, черствость, безразличие)
1 ученик пересказывает фрагмент.
- Чувство превосходства над другими; гордость; чувство первенства.
- «Железо и то не выдержало», «В железном нутре патефона задребезжало»
- Делают вывод, какие качества петуха вернули его к жизни? (Воинственный дух, сила духа, гордость)
познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,
применение методов информационно
го поиска;
коммуникатив
ные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные: самоконтроль знаний
-
Выражение решения, применение нового знания
Устанавливает осознанность восприятия.
- Благодаря каким человеческим качествам петух был спасен?
- А сам петух какие качества проявляет?
- Что могло погубить птицу?
- Какова тема нашего урока, о каких человеческих качествах говорили?
Учащиеся стрелочками определяют слова из словаря по двум графам таблицы.
Записывают в тетради на место пропуска тему урока:
« Милосердие и сострадание, забота о беззащитном в рассказе Е.Носова»
познавательные:
определение темы урока
регулятивные: саморегуляция,
контроль
-
Рефлексия деятельности
Организует рефлексию, самооценку результатов учащимися.
- Понравился ли вам рассказ Е.Носова?
- Чему он учит?
- Как вы теперь ответите на вопрос урока «Что на самом деле спасло петуха»?
- Итак, вернемся к названию «Как патефон петуха от смерти спас», можем ли мы теперь после анализа рассказа ответить, почему автор выбирает именно это название?
- Учащиеся отвечают на вопрос, чему научил их рассказ.
- Петуха спасли такие человеческие качества, как милосердие, сострадание, жалость и его собственная сила духа, гордость.
- Уже самим названием автор побуждает нас разобраться, каковы были истинные причины спасения петуха, что его спасло на самом деле?
личностные: самоопределение;
коммуникатив
ные: умение слушать, грамотно высказывать собственное мнение
регулятивные: оценка результатов работы, осознание качества и уровня усвоения знаний.
-
Задание на дом
На выбор:
- Проявление сострадания и милосердия в повседневной жизни
- Подобрать пословицы и поговорки о милосердии, сострадании.
Записывают домашнее задание
Приложение.
Что спасло петуха от смерти?
Словарь
Что способно было погубить птицу?
Воинственный дух
Гордость
Жалость
Милосердие
Сила духа
Чуткость
Сострадание
Понимание
Забота о беззащитном
Воинственный дух - готовность к действию
Гордость - чувство своего достоинства, сознание своего превосходства
Жалость - сострадание, соболезнование
Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается
Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему
Сила духа - бодрость, моральная сила
Сострадание - участие в печали, сочувствие
Чуткость - способность замечать, понимать происходящее.
Черствость - неспособность к волнению, беспокойству, сопереживанию, сочувствию.
Понимание - постижение эмоций другого на основе сопереживания.
Забота о беззащитном - беспокойное попечение.
Безразличие - равнодушное отношение к кому- или чему-либо, холодность, отсутствие интереса.
Равнодушие
Черствость
Безразличие