Конспект занятия внеурочной деятельности Развитие речи, 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность

«Развитие речи»

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 Г. Чебаркуля

Лаптева Татьяна Вениаминовна


Тема: Что такое загадка?

Цели: формирование умения отгадывать загадки,

раскрыть многообразный мир загадок,

познакомить с историей их возникновения,

развивать воображение, сообразительность, мышление.


Ход занятия

  1. Отгадайте - что это?

Я родственник мячу, куда хочу, туда лечу. Воздушный шар

Не полезна, но вкусна, детям нравится она. Конфета

- Что вы разгадывали?

- Как думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?

- Что такое загадка?

В толковом словаре В. И. Даля мы находим такое определение загадки - это «что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство: иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

В народной речи загадывать означает задумывать, замышлять, предлагать для решения что-либо неизвестное.
Загадка - это мудрёный вопрос, заданный в форме замысловатого краткого описания какого-либо предмета или явления. (Слайд 2)
Люди с давних времен упражняли свой ум и сообразительность. Придумать загадку непросто, но и не меньше мудрости надо, чтобы разгадать её. В древности, когда юноша подрастал, его посвящали в воины. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество - убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Этот обряд нашёл отражение во многих сказках, где герой, чтобы не поплатиться головой, должен разгадать три загадки - одна сложнее другой, и он всегда справляется с нелёгкой задачей.

(Слайд 3)

Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать. А загадывали старики не просто, как вздумается, а строго порядка держались. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце.
(Слайд 4) Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребенка узнавать мир, видеть его по-новому.
- Кто из вас любит разгадывать загадки?

- Сегодня на занятии мы будем разгадывать загадки, а вы подумайте, для чего нужны, какую роль в жизни человека они играют.

2. «Школа развития речи» с 59.

Не торопись отвечать, торопись думать. (значение?)

Задание №1 (Слайды 5, 6, 7)

- Какие загадки называют анаграммами? (с 6)

Гладиолус, ромашка, одуванчик.

-Как назвать одним словом? (цветы)

Вспомните, какое из этих цветов сравнивают с мечом? (листья гладиолуса похожи на меч)

Какое растение употребляют в пищу? (из листьев одуванчика можно приготовить салат)

Задание №2 (Слайд 8)

Маки загорелись - расцвели красные маки.

С огненными знаками.

Задание №3 (Слайды 9 - 14)

О

П

О

Д

С

Н

Е

Ж

Н

И

К

У

О

В

Л

В

А

С

И

Л

Е

К

О

Н

К

Ч

О

И

Л

М

А

К

Ь

Ч

И

К

- Как догадались? По каким признакам?

  • Чем стихотворение о маке отличается от загадки про него?

В стихотворении дано название цветка, а в загадке это название мы должны отгадать по приведённым признакам.

  1. Задание № 4

1 - Это стихотворение, так как дано название цветка.

2 - Это загадка. Цветок не назван.

(Слайд 15)

  1. Загадки бывают разные по виду:

  • Загадки-описания (про мак)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)


  • Загадки-сравнения (колокольчик)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (ослик)


  • Загадки-рифмовки

Эти загадки содержат подсказку - рифму. Особенно они хороши для коллективного ответа.

Назовите орган слуха.

Дружно, хором! Это - (ухо)

Щиплет Дедушка Мороз

Ребятишек всех за (нос)

Быть сутулой не должна

Наших школьников (спина)


  1. Физминутка

Какие виды загадок запомнили?


  • Загадки-обманки

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая (белка)

Белым снегом всё одето -
Значит, наступает ..(зима).


  1. Игра-упражнение «Составь загадку» (Слайды 16, 17)

ЗОНТ

На что похож предмет? Чем отличается от похожего предмета?

  1. На гриб несъедобный

  2. На волчок не крутится

  3. На колокольчик укрывает от дождя

Как гриб, но съесть нельзя,

Как волчок, но не крутится,

Как колокольчик, но от дождя укроет.

Что это?

КОНЬКИ (выполнение в парах) (Слайды 18, 19)

Что делают? Какие слова подходят к этим глаголам?

  1. Блестят звёзды

  2. Разрезают ножи

  3. Мчат кони

Блестят, но не звёзды,

Разрезают, но не ножи,

Мчат, но не кони.

Эти загадки построены на отрицании.


  1. Работа в группе. Составь загадку. (Слайд 20)

  • Мышь

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

  • Ёжик

Расчёска лежала, лежала, да вдруг убежала.

  • Белка

С ветки на ветку.

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

  1. Задание № 5 ( в парах)

Сани

Огурцы. Лук.

Радуга.

  1. Задание № 6

Кочка, бочка, почка, точка (слад 21)

Врач, грач (слайд 22)

День, тень, пень, лень. (слайд 23)

Итог

Кому было интересно отгадывать загадки?

Что такое загадка?

Какие виды загадок запомнили?

Есть ещё математические загадки, загадки-шутки.

Как «мышеловку» написать пятью буквами? (кошка)

Какую роль загадки играют в жизни человека? (слайд 24)

Загадка развивает в человеке остроту ума, догадливость, сообразительность, наблюдательность. Детские загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка - радует и удивляет.

Задание. Придумать загадку, красиво оформить на листе бумаги.


© 2010-2022