- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обобщения «Части речи» во 2 классе
Урок обобщения «Части речи» во 2 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ирани Б.Б. |
Дата | 06.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка во 2 "А" классе.
Тема: "Части речи. Обобщение".
Учитель Ирани Б.Б.
Цели урока
Образовательная:
Закрепить умение определять части речи.
Развивающая:
Развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащегося.
Воспитательная:
Прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка.
Оборудование: Картина «Дети в лесу», таблица «Части речи», Кроссворд, карточки, схемы-опоры, таблица с предлогами, образцы букв и их соединения, пословица, запись на доске, учебник
Тип урока - урок применения знаний, умений и навыков.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня, у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Я вижу у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и передадим наше настроение гостям.
- Пусть хорошее настроение сохранится у вас на весь урок.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на столы и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
- Девизом нашего урока будут слова: "Скучать некогда!"
- Ну, а вам не надоело скучать. Не надоело писать, читать, считать?
Дети: "Нет, тому кто занят делом
Просто некогда скучать."
- Тогда приступаем к работе!
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, какое сегодня число?
( 25 апреля )
- А о чем нам говорит название месяца?
( Наступила весна )
- Докажите.
( Дует теплый ветер, грачи прилетели, светит яркое солнце, луга покрыла
зеленая трава, день стал длиннее, апрель - второй месяц весны, цветут сады.)
- Сейчас, используя приметы весны давайте составим предложения.
( Яркая зеленая травка покрыла луга.)
- Ребята, что написано на доске?
- Ребята, вы сказали, что предложение состоит из слов. Чем является
каждое слово?
( Каждое слово является частью речи.)
- Ребята, а мы хорошо знаем с вами части речи?
( Нет, мы еще иногда путаемся в определении частей речи.)
- Значит на уроке мы сегодня будем повторять изученные знания о частях
речи. Какая же тема нашего урока?
( Повторение знаний о частях речи.)
- А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
( Будем определять части речи.)
Сегодня на уроке мы закрепим полученные знание в разделе Морфология. Продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать. Выясним, какую роль выполняют части речи в нашем языке
3. Оформление тетрадей.
А)Минутка чистописания
Прописать буквы с соединениями и отдельными элементами
Б б__// об // Бб // бо
б) Списать пословицу с доски, обращая внимание на соединения букв
Баловством хлеба не добудешь.
4. Словарная работа:
Подобрать к существительным однокоренные глаголы, выделить безударную гласную в корне. ( 1 ученик у доски)
Работа- работать, желание- желать, беседа- беседовать, командир- командовать.
- Какой частью речи является второе слово в каждой паре? (Глагол)
- Что помогло определить глагол? (вопрос)
Б) Отгадай кроссворд.
В) Индивидуальная работа по карточкам.
5. Прогулка по весеннему саду.
- Итак, у нас сейчас время года - весна.
- А как вы думаете, где лучше понаблюдать за приметами весны?
( В лесу, в парке, в саду, на лужайке.)
- Куда вы можете меня пригласить на экскурсию?
( В весенний цветущий сад.)
- Я согласна.
( Звучит музыка Чайковского "Весна". На экране картинки "Дети в саду").
( слайд )
- Ребята, вслушайтесь в звуки весеннего сада и подумайте с помощью
каких слов можно помочь Чайковскому передать весеннее настроение.
( Поют птицы, цветут цветы, деревья, свищут соловьи, зеленая травка,
ароматный запах )
- А все эти слова какими являются частями речи?
6. Работа над темой урока.
- К какой части речи относятся эти слова?
А) На вопрос кто и что?
Отвечать оно должно!
Очень удивительное
Имя ….(существительное)
- Что вы знаете о существительном? (Ответы учеников)
- Как изменяются существительные? (Составление таблицы)
- Вывод о правописании имени существительных. Определи род имён существительных.
Забросьте нужный мяч в корзину. (Плакат на доске.)
Б) Какая часть речи спряталась за этими строками? (прилагательное)
Определяю я предмет,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные? (записываем в таблицу).
7. Выбрать однокоренные слова. Выделить корень. Определить род и число прилагательных.
Весной, речка, веснуши, речной, весенняя, реченька.
В) О какой части речи говорится в загадке? (глагол)
Без меня предметы
Лишь названья.
А я приду -
Всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб растёт в полях.
- Что такое глагол?
- Как изменяется глагол? (запись в таблицу)
8. Знакомство со стихотворением.
Я отважный охотник.
Пускай ветра буянят,
Шторма пускай штормят,
Меня дороги манят,
Пути меня манят.
Не знаю что я встречу,
Но я ношу с собой
Один патрон - с картечью, ( крупная дробь для ружья)
Другой патрон - с мечтой.
Самостоятельная работа. Выписать глаголы из стихотворения и определить время и число глаголов.
9. Физминутка.
Мы немножко отдохнем
Встанем глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Таблица: Изменение частей речи.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
1) по числам: ед. ч. мн. 1). по числам ед. ч. мн. ч. 1). ед. ч. мн. ч.
2). ж.р., м.р., ср.р. 2). ж.р., м.р., ср.р. 2). временам
- А какую вы еще знаете часть речи?
( Предлог )
- Чем отличается предлог от приставки?
- Какие предлоги ты знаешь?
- А теперь поупражняемся в написании предлогов и приставок.(Работа у доски.)
На доске слова:
(за) горой (за) бежать (в) летел
(с) крыши (в) дом (над) рекой
(на) резать (с) вернула (над) резал
10. Работа в группах.
1 группа - имя существительное, придумать словосочетание сущ. глагол.
2 группа - имя прилагательное, словосочетание прилаг. сущ.
3 группа - глагол, словосочетание глагол сущ.
4 группа - предлог, существительное с предлогами.
Вывод правила на слайде.
11. Игра "Кто больше?"
- А сейчас мы с вами поиграем в игру " Кто больше? "
Записать по 5 существительных, прилагательных, глаголов, предлогов и
доказать, что эти слова являются этими частями речи.
(Ребята по группам записывают каждый свою часть речи.)
12. Игра
- Я буду называть различные части речи. Если произнесу существительное поднимите руки вверх. Если назову имя прилагательное, покачай головой. Если услышите глагол, прыгаете. Повторите моё задание.
13. Рефлексия учебной деятельности.
Закончите предложение.
Имя существительное - это......
Имя прилагательное - это......
Глагол - это....
14. Самооценка.
- Ребята, а теперь попробуйте оценить себя сами.
На полу 2 круга: синий и красный, нужно встать в круги. В красный,
если оцениваете себя на " отлично ", т.е. на все вопросы ответили
правильно.
В синий, кто работал хорошо.
Ну, а кто недостаточно, на ваш взгляд может оставаться на своих местах.
15. Домашнее задание.
Домашнее задание у нас будет творческим.
- Составить рассказ о нашей прогулке, используя части речи.
1 и 2 группы - сами составляют рассказ, а 3 и 4 группы - составляют 5
предложений с приметами весны.
14. Итог урока.
- Скажите, соответствовал ли наш девиз данному уроку?
- Почему?
- Что вы еще можете дополнить к уроку?
15. Рефлексия.
Закончите предложения.
1. На уроке я повторял....
2. На уроке мне понравилось...
3. На уроке я удивился...