Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе С. ЕсенинБабушкины сказки

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

в 4в классе .

Учитель начальных классов Макаренко Анна Владимировна.

Тема урока: Тема счастливого детства в стихотворениях С. А. Есенина.

«Бабушкины сказки».

Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина "Бабушкины сказки".

  • Учить анализировать поэтическое произведение.

  • Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу.

  • Учить рассуждать, делать выводы.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формулирование учебной задачи урока.

  • Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности.

  • Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные:

  • Осмысление правил взаимодействия в коллективной работе.

Познавательные:

  • Анализ художественного текста.

  • Поиск необходимой информации в книге, в толковом словаре.

Личностные:

  • Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

  • Воспитание любви к родине, к семье.

  • Способствование пониманию понятия "родина".

  • Воспитание любви к русской поэзии.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Раздел: поэтическая тетрадь

Средства обучения: Учебник "Родная речь. 4 класс. 2 часть" Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, с.71; книги со стихами С.А.Есенина; запись песен на стихи С. А. Есенина; компьютер и проектор.

Приложения: фотография С. А. Есенина, фотографии дома и семьи поэта, картины с изображением природы к произведениям С. А. Есенина; презентация о жизни С. А. Есенина.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

1.Организационный момент.

Учитель: Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь.

2.Речевая разминка.

Выполним несколько упражнений для развития артикуляции.

Дыхательная гимнастика.

Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии. Вдох на 1-5. Задержка дыхания на 1-3. Выдох на 1-5 раскрыв рот, как бы на звуке - а.

- Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу -фу-, а потом каждую свечу, прерывая дыхание -фу-, -фу-, -фу-, -фу-, -фу.

- Вытягиваем губы трубочкой, а затем растягиваем в улыбке.

Каждый день -

всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.

Учитель: Прочитайте стихотворение шёпотом, с вопросительной интонацией, с грустной интонацией.

Прочитайте с логическим ударением на выделенных словах

Стихотворение читают дети

на экране

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: На прошлом занятии мы начали изучение нового раздела

"Поэтическая тетрадь".

Вспомните, стихи какого поэта мы прочитали?

Ученики: Валерия Яковлевича Брюсова.

Учитель: Давайте вспомним, что вы узнали о жизни и творчестве этого поэта.

Дома вы подготовились читать стихи В. Я. Брюсова выразительно. Какие правила вы помнили при чтении стихов?

Ученики:

1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт.
2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни.
3. Соблюдать знаки препинания.
4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации.

Слушание нескольких учеников.

Учитель: Ваши впечатления от чтения товарищей. За что можно похвалить? Какие замечания?

Слушание и оценка учащихся.

Оценивать одноклассников будете в баллах. Максимальное количество баллов 5. На вашем белом листе наверху слева нарисуйте треугольник - это символ этого этапа, а в него проставьте ваши баллы.

Памятка как правильно читать стихотворение находится на магнитной доске. Дети ещё раз перечитывают её.

4.Подведение к изучению новой темы.

Учитель: продолжим знакомство с миром поэзии.

А.С.Пушкин Н.Н.Носов
Ф. И. Тютчев А.А.Фет
В.Ю. Драгунский

Б. С. Житков

Учитель: Прочитайте фамилии авторов. Составьте из них два ряда. В каждом из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр.

Возможный вариант:

А.С.Пушкин, А..А.Фет, Ф. И. Тютчев-поэты, они пишут стихи.

В. Ю. Драгунский, Н.Н.Носов, Б. С. Житков-писатели, они пишут рассказы.

Фимилии, имена, отчества на экране

5. Постановка темы и задач урока.

Учитель: Обратите внимание на цифры, стоящие над буквами некоторых фамилий. Попытайтесь определить, что мы можем узнать с их помощью.

Ученики: можем установить фамилию автора, о творчестве которого будем говорить на уроке. Это Есенин.

Учитель: Действительно, это Сергей Александрович Есенин.

Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите? А сейчас прочитайте название стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение?

Сформулируйте тему урока полностью.

Ученики: Тема урока: Сергей Александрович Есенин "Бабушкины сказки".

Учитель: Зная тему, поставьте задачи урока.

Дети у доски по одному выходят и записывают букву, соответствующую порядковому номеру.

Ученики: познакомиться с биографией Сергея Есенина и с его стихотворением "Бабушкины сказки",

Учиться правильно, выразительно читать.

Анализировать стихотворение.

На доске появляется портрет поэта.

6. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Какие ассоциации (образы) возникают у вас, когда вы слышите лёгкое имя "Сергей Есенин"?

Ученики: сень (то, что покрывает, укрывает кого или что-нибудь, например, под сенью деревьев), осень, весна, весенний, синий, Россия

В этом имени - слово "есень".
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси, сень берёзы,
И синий рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты.…
Только скажут -
"Сергей Есенин",
Всей России встают черты…
(Н.Браун)

7. Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина.

Посмотрите на выставку книг со стихами Есенина. Какие вам знакомы? Какие стихи Есенина вы знаете? Какая тема главная в творчестве Есенина?

Ученики: Тема Родины, о родной природе

Чтение детьми стихотворений

С. А.. Есенина наизусть.

Учитель: Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.

Учитель: Родина поэта - село Константиново Рязанского уезда Рязанской губернии - расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино.

Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Родители его - Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна - были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (отца матери).

"Стихи начал слагать рано, - напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. - Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю».

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.

Учитель: Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?

Ученики:

- Родная природа.
- Бабушка и дедушка.

Слайды презентации появляются по мере сообщения новых событий из биографии

С. Есенина.

8.Словарная работа.

Учитель: Итак, мы познакомились с некоторыми сведениями о детстве поэтами и поняли, что вдохновило его на сочинение стихов. Сейчас прочитаем стихотворение "Бабушкины сказки", которое он посвятил, сейчас нам это понятно почему, своей бабушке. Но сначала уточним значение слова, догадайтесь какого:
ученики: опостылеют
найдём его значение в словарике в конце учебника (стр. 218) - опостылеть, значит, надоесть.

9.Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия.

Учитель: Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Учитель: О чём вспоминает поэт в этом стихотворении? С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.)

Чтение учителем стихотворения.

8.Физкультминутка.

Учитель: У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете чем можете.

Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши; если на картинке дети ведут себя неверно, вы укоризненно качаете головой.

На обратной стороне доски картинки для физ. минутки.

9.Анализ стихотворения (стилистический (языковый) анализ).

Учитель: Прочитайте стихотворение, а потом назовёте непонятные для вас по значению слова.

Уточним значения некоторых слов:

  • по задворкам - задворки - часть крестьянского двора за домом, место за двором

  • разухабистой гурьбой - молодцеватой, задорной

  • бредём - синоним - шагать

Попробуйте заменить его словом "шагаем". Как лучше? А почему автор так написал - бредём домой? (Устали.)

- салазки - маленькие деревянные ручные санки

Могли быть такие салазки в детстве у Есенина?

- загалдели - заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)

Попробуйте заменить слово "загалдели" словом "заговорили". Как лучше?

А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.)

Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

(Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта. И это понятно. Всё своё детство провёл Есенин в деревне, сказки в детстве ему рассказывала его бабушка).

Самостоятельная работа.


Приём стилистического эксперимента.

10. Выразительное чтение.

Учитель: Подготовимся к выразительному чтению стихотворения.

(Работа с карандашом.)

Проверка:
Какие чувства нужно передать при чтении?

Первые четыре строки - дети устали;
следующие девять - дети внимательно слушают, голос негромкий;
последние - обрадовались.

Помним - стихи читаем…


За что можно похвалить?
Какие замечания?

Учитель помогает при чтении соблюдать паузы и отмечать настроение при чтении.

Чтение стихотворения учащимися.

11.Домашнее задание.

Дома читать стихотворение выразительно, найти другие стихи Есенина, нарисовать иллюстрацию к стихам Есенина на вашем белом листе посередине.

Чтение домашнего задания на экране.

12.Творческая работа.

Учитель: Поэзия Есенина всегда вдохновляла композиторов на создание музыкальных произведений. Предлагаю вам послушать некоторые из них.

Слушание аудиозаписи с песнями на стихи

С. А. Есенина.

13. Итог урока.

Сопоставьте задачи с содержанием нашей работы на уроке.

14.Рефлексия.

Сделайте вывод.

Перед вами лицо мальчика, у которого меняется настроение: весёлое, равнодушное, грустное. Если урок прошёл для вас с пользой, то нарисуйте лицо с весёлым настроением. Если что-то не понравилось в своей работе на уроке, нарисуйте лицо с равнодушным настроением. Если совсем не довольны собой, то изобразите на своём листе грустное лицо.



© 2010-2022