Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО


Чтение это только начало

Творчество - вот цель

Н.А.Рубакин


Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Творчество - часто тесно связывают с модным словом «креативность».

Креативность, как и творческие способности не является врожденной способностью, но ещё в детском возрасте её можно и нужно развивать, так как современному обществу нужны креативные люди, способные находить новые и оптимальные пути решения поставленных задач.

Последние 10 лет, дети читают, очень мало и интерес к чтению пропадает с каждым годом всё больше и больше.

Следует признать, что наши современные дети часто становятся заложниками телевизоров, компьютеров, «навороченных» телефонов, Интернета и т.п.

Все это не только не способствует приобщению подрастающего поколения к литературе, а наоборот формирует психологическую привязанность к социальным сетям, заменив простое человеческое общение.

Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Как же «открыть» это окошко и привить детям читательский интерес, развить креативность?

С самых первых дней пребывания учащихся в школе, я начинаю работу по развитию творческих способностей учащихся. На уроках обучения грамоте при изучении букв, прошу детей сконструировать изучаемую букву и затем по желанию, дома оформить данную букву.

Изучив несколько букв, я предлагаю детям создать книжки - малышки, а затем периодически пополнять их другими изученными буквами.

Вначале вместе с родителями, да, именно с родителями, которые в 1 классе являются помощниками, соавторами, я бы даже сказала «навигаторами» детских идей, а затем и самостоятельно дети приучаются работать творчески и мыслить креативно.

Вот какие необычные буквы получились у моих учащихся - 1 «А» класса:

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НООРазвитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО



Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НООРазвитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО


Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НООРазвитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО



Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО



А это образцы книжек-малышек сделанных моими учениками:

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО


Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НООРазвитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НООРазвитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО


Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НООРазвитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО


Со II полугодия, когда многие дети уже научились читать, предлагаю им вести читательский дневник. Обычно это общая тетрадь или блокнот, не очень тонкий, чтобы хватило до конца года и на период летних каникул. Расчерчиваем его на колонки и заполняем их.

В 1 классе, это может быть упрощённая форма:

  • дата чтения;

  • название произведения;

  • автор;

  • главные герои.

Во 2-4 классах эта работа усложняется. Дети могут отвечать на вопросы, выделять основную мысль текста, записывать общее содержание. Эта работа не занимает много времени, но учит ребят анализировать то, что прочитали, лучше понимать и запоминать книги, делать выводы, а также формирует культуру читателя и опять же развивает его творческие способности.

Конечно, можно купить готовый «Читательский дневник ученика начальной школы», но дневник, сделанный своими руками, носит так же и соревновательный характер, в ходе которого дети стараются оформить свой читательский дневник лучше, чем у товарища и представить его на выставку, для определения лучшего «Читательского дневника», недели, месяца, четверти и т.п.

Часто задаю всему классу прочитать определенную книгу, определённого автора, а затем провожу конкурс поделок из пластилина «Братья наши меньшие», конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой», викторины по прочитанным произведениям и т.п.

Вот образец оформления одного из читательских дневников ученика уже 4 - го класса:


Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО




Я хочу закончить свою статью словами Н.Островского: «Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжёлый и изумительно радостный труд».

Так давайте же развивать у детей творческие способности и навыки, на основе которых в сочетании с приобретённым опытом и знанием впоследствии можно развить креативность и интерес к чтению.


© 2010-2022