- Преподавателю
- Начальные классы
- Разновозрастное занятие Птичий час
Разновозрастное занятие Птичий час
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крышковец Л.П. |
Дата | 13.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Образовательные задачи:
- обобщить знания детей о жизни птиц;
- систематизировать и обогатить знания детей о природных связях;
- выявить познавательные интересы детей.
Развивающие задачи:
- развивать умение учащихся работать в парах разновозрастного состава;
- развивать внимание, логическое мышление, память и речь школьников;
- развивать навыки анализа, обобщения, сравнения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе и птицам;
- создать атмосферу доброжелательности, веселья;
- формировать у учащихся умение слушать друг друга.
Оборудование:
- конверты с разрезными пословицами;
- поощрительные жетоны;
- презентация PowerPoint «Птицы»
- цветные карандаши;
- фонограмма записи голосов птиц;
- компьютер;
- мультмедийный проектор;
- синтезатор.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Звучит фонограмма с записью голосов птиц.
Чтение учителем стихотворения с показом слайдов ( № 1-8).
Пусть птицы нам поют без нот, Пускай поют без слов. Я знаю всё, о чем поют Щегол и реполов. Поют на ветке соловей, Малиновка и дрозд. Ты гнёзда разорять не смей! Не трогай птичьих гнёзд! Ты в наши гнёзда не смотри, Не становись на пни, Яичек тёплых не бери - Зачем тебе они? Через неделю или две Зайди послушать в сад - Птенцы в молоденькой листве Тихонько запищат.
- Определение темы и задач занятия. (Слайд № 9).
Ребята, я думаю. что вы уже поняли, что разговор пойдёт о птицах. О птицах, обитающих в нашем крае. Не случайно мы проводим наше занятие в апреле, так как весна - это время прилета птиц, время, когда они выводят свое потомство.
Удивительные творения природы - птицы. Их мелодичные, весёлые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Они радуют нас своей подвижностью. Без птиц природа мертва. Они поистине эталон прекрасного на Земле. Недаром люди всегда проявляли и проявляют заботу о пернатых друзьях.
Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течение года.
Девизом нашего занятия будет следующая пословица: (Слайд 10)
Красна птица пением, а человек умением.
Как вы понимаете эту пословицу? Объясните ее смысл.
- Узнай птицу по описанию. (Слайды № 11-18)
- Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, небольшим туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заостренный. Вхолодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробей. (Слайд № 12).
- Очень красивая птица. У нее на голове чёрная шапочка, щеки белые, на горле черная полоска-галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко - желтое. Синица. (Слайд № 13).
- У этой птицы верх головы, крылья, хвост - черные; спина голубовато-серая, а брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета. Снегирь. (Слайд № 14).
- Это очень красивая птица. Она прилетает к нам из северных районов. Любит лакомиться ягодами рябины. Грудка светло-серенькая, спина голубовато-серая. На голове и под клювом черные пятнышки, а на макушке - хохолок. Свиристель. (Слайд № 15).
- У птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами, клюв крепкий. Голова , горло и крылья черные, а остальное тело - серое. Ворона. (Слайд № 16).
- У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Дятел. (Слайд № 17).
- Сверху она вся черная, только над самым хвостом белое пятнышко. Хвост короткий и немного раздвоенный, будто рогатинка. Ласточка. (Слайд № 18).
- Рассказ о местах зимования ласточки.
- Ребята, давайте еще раз вспомним птиц, которых мы с вами определили. (Воробей, синица, снегирь, свиристель, ворона, дятел, ласточка).
- А какую из перечисленных птиц мы зимой не можем увидеть? (Ласточку)
- Почему?
- А вы знаете, где ласточки зимуют? Давайте посмотрим на слайд № 19.
- Чтобы вернуться к нам из этих дальних стран, ласточке приходится преодолевать большие территории. Путь ее далек и труден.
- Давайте послушаем и споем об этом песню «Ласточка».
Исполнение песни детьми.
- Физминутка. Игра на внимание.
- Я буду называть птиц.
- Если птица перелетная, то вы должны встать и помахать руками, как крыльями.
- Если птица зимующая - остаетесь сидеть на месте и хлопаете в ладоши.
Воробей, соловей, ласточка, сорока, ворона, грач, скворец, кукушка, синица, жаворонок, стриж, дятел, галка.
-
Задания на развитие логического мышления «Четвертый лишний». (Слайды № 20-24).
1 задание - слайд № 21.
- Перед вами четыре птицы. Среди них - одна лишняя. Чтобы определить ее, необходимо назвать птиц - (кукушка, скворец, сорока, грач).
- Как вы считаете, какая из них здесь лишняя?
- Всех ли этих птиц мы можем увидеть зимой?
- Так, какая лишняя? (Сорока) Проверим?
2 задание - слайд № 22.
- Назовите птиц, изображенных на этом слайде - галка, соловей, жаворонок, иволга. Среди этих птиц одна не певчая.
- Кто догадался, о какой птице идет речь? (Галка)
3 задание - слайд № 23.
- Перечислите названия знакомых вам птиц - кулик, журавль белый, цапля серая, пеликан.
- Где эти птицы обитают?
- Всех ли птиц мы можем увидеть в наших краях?
- Так какая из них лишняя? ( Пеликан)
4 задание - слайд № 24.
- Я думаю, что глядя на этот слайд, вы сразу сможете определить какая птица лишняя здесь. Покажите ее. Почему вы считаете ее лишней?
- А кто может назвать птиц? - Сова, полевой лунь, канюк, варакушка.
Рассказ учителя.
Ежегодно Союз охраны птиц России выбирает птицу года. Кандидат на этот титул должен отвечать нескольким условиям:
-
птица должна быть распространена на большей части территории нашей страны;
-
она должна быть легко узнаваема;
-
должна нуждаться во внимании и помощи человека.
Цель кампании «Птица года» - привлечение внимания населения России к нашим птицам и проблемам их охраны. В «свой» год выбранная птица оказывается в центре общего внимания. Идет сбор данных о ее численности и распространении, люди помогают решать ее проблемы.
-
Знакомство с варакушкой - птицей 2012 года.
Рассказ учащихся.
1 ученик: (Слайд № 25)
Птицей 2012 года выбрана варакушка - птица цветов российского флага.
2 ученик: (Слайд № 26).
Варакушка - вид птичек семейства дроздовых. Из рода соловьёв варакушка - самая красивая. Небольшая, величиной с воробья, стройная птичка. Её легко узнать по синему пятнышку, расположенному на груди. Спинка и крылья у варакушки бурого цвета, хвост у основания рыжий. Самки и самцы отличаются окраской. Самцы имеют голубую грудку и горло с пятном посередине. Пятна могут быть красными и белыми. Самки варакушек не такие яркие, менее заметны. В нашей стране варакушка живёт по всей территории страны, кроме тайги и тундры.
1 ученик:
Варакушка гнездится на земле, и поэтому, её гнёзда очень страдают от весенних травяных пожаров, которые в начале весны устраивают люди на открытых луговых участках. Эти поджигания травы приводят к гибели гнёзд не только варакушек, но и других птиц, которые гнездятся на земле - чибисы, утки, овсянки, жаворонки, соловьи.
- Работа в парах. Собери пословицу о птицах. Слайд № 27
- Детям в конвертах раздаются пословицы, слова в которых разделены. Необходимо составить из отдельных слов пословицу. Объяснить, как вы ее понимаете.
- Проверка выполнения задания. Слайд № 28.
- Подведение итогов. Определение победителя - знатока птиц.
Образцы медалей победителям: