Урок по окружающему миру «Что такое шум и почему он вреден»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Учитель: Грицаенко Елена Владимировна

Тема урока: «Что такое шум и почему он вреден»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательные :

изучить, что такое шум и как человек воспринимает звуки;

изучить влияние шума на здоровье человека.

Развивающие: развивать у уч-ся способность логически мыслить, обобщать, выделять проблемы, продолжать формирование умений самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, соблюдение норм поведения в обществе.

Деятельностная: 1. формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

2. Создать условия для развития УУД :

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

  • Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

Ожидаемые результаты:

Предметные

  • знать что такое звук;

  • знать что такое шум;

  • знать почему шум вреден;

  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

  • обогащение словарного запаса

Метапредметные:

  • уметь получать информацию из практической деятельности.

  • быть толерантным к мнению одноклассников.

  • уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа

Оборудование: Оборудование: из коробки 1

Большой бубен с барабанной палочкой

Маленький бубен с песком

«гитара» из пластиковой коробки

Металлическая линейка

Рабочие листы из Журнала исследований

Иллюстрации

Слайды

СД со звуками и шумами

СД-проигрыватель

По возможности, прибор для измерения силы звука



№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат

взаимодействия

(сотруднечества)

Организационный момент

Цель: Настроить детей на плодотворную деятельность

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

«Когда я слышу - я забываю,
Когда я вижу - я запоминаю,
Когда я делаю - я понимаю», -

гласит китайская пословица.

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. -

Проверяют готовность к уроку

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

Полная готовность.

Самооценка.

Актуализация знаний

Цель: Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу.

Прослушаем звуковые фрагменты и устно нарисуем картины к ним

Страница 1

1.Что вы услышали?

Хотелось бы вам ещё их услышать?

2.Что вы представили?

3.Слушаем дальше.

4.Что представляет нам следующий фрагмент?

5.Продолжаем слушать.

6.О чем напоминает следующее звучание?

- Что бы вы еще раз захотели услышать?

Опыт 1 Учитель заставляет бокал звучать, водя по его краю мокрым пальцем.

- Что мы услышали?

Сформулируем определение звука.

-А что было неприятно услышать из предложенных фрагментов?

- Как можем назвать их одним словом .

-Сформулируем вместе, что такое шум.

Дети слушают звуки и наблюдают за различиями в их звучании.

1.Капли воды.

2.Шелест листьев.

3.Тиканье часов.

4.Гидравлический молот.

5.Реактивный самолет

6.Автомобильное движение, трасса.

(капли воды, шелест листьев, тиканье часов)

- Звук.

- Механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека.

- Шум

-Шумом является любой звук, который нам мешает.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

Находят ответы на вопросы, высказывают своё мнение.

Постановка учебных задач

Цель: Подвести обучающихся к теме урока

Давайте соотнесем название явления и его определение.

Страница 2

- О чем будем говорить на уроке? Приносит шум пользу?

- Сформулируем тему урока

- Какую поставим цель перед собой?

Учащиеся на доске соотносят название определения и его понятие




- Что такое шум и почему он вреден.

- изучить, что такое шум и как человек воспринимает звуки;

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

В сотрудничестве с учителем определяют тему урока, ставят новые учебные цели

Изучение нового материала

Цель: Дать понятие децибел, шкала децибелов.

- Рассмотрите иллюстрации и распределите их по громкости издаваемых звуков.

Страница 3

- Откуда мы знаем, что звучит тише, а что громче?

- Проверим, правильно ли вы распределили картинки.

(Учитель вывешивает на доску готовую иллюстрацию)

Сила звука может быть измерена при помощи специального прибора - точно так же, как длина класса измеряется рулеткой. Длину мы определяем в метрах, а силу звука - в децибелах. Тихие звуки и шумы выражаются маленьким количеством децибел, а громкие - большим.

- Что такое децибелы?

Работа со словарём:

-Давайте откроем словарь С.И. Ожегова и посмотрим, а какое определение даёт он.

Единица измерения силы звука названа в честь ученого Александра Белла, который изобрел телефон.

- Распределение звуков «громко-тихо, совсем тихо» ученые называют шкалой децибел.

Уч-ся рассматривают иллюстрации и распределяют их по шкале.

Работают в парах

- Из личного опыта.



Высказывают предположения.

Находят определение и зачитывают

Регулятивные УУД: умение работать с источниками информации.

Личностные УУД: умение преодолевать трудности

Обсуждают информацию учебника через побуждающий диалог



Используют дополнительный источник информации : словарь

Самостоятельно учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Эта шкала и измеряет давление, которое звуки оказывают на человеческое ухо.

Шкала децибел имеет одну интересную особенность: звук, который громче на 10 децибел, звучит для нашего уха в 2 раза громче, чем звук, который тише на 10 децибел.

- Какой звук в два раза громче, чем тиканье часов?

- На ск-ко звук гидравлического молота громче, чем шум автомобильного шоссе?



- Шепот.

- На 20 децибел.


Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Цель:

1.Как можно получить громкие звуки?

Проведем исследование: что происходит в нашем ухе, когда мы слышим очень громкий звук.

Страница 4

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

Объединяются в группы по 3 человека.

- Очень сильно колеблется барабанная перепонка, косточки и реснички в улитке.

Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей


    Закрепление изученного материала

    Цель: Применение полученных знаний

    - То же самое происходит и с динамиком. При громких звуках его мембрана колеблется сильно, а при тихих слабее.

    Опыт 2 Свеча и динамик

    - При очень громких звуках и шумах возможны тяжелые повреждения уха. Барабанная перепонка может порваться, мускулы на которых закреплены косточки среднего уха - перенапрячься, а чувствительные реснички во внутреннем ухе - склеиться или даже повредиться окончательно. Звуки или шумы после этого не смогут восприниматься мозгом. Мы будем слышать хуже или вообще перестанем слышать.

    Страница 5



    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

    Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, применить полученные знания

    Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.




      Рефлексия деятельности

      Оценивают свою деятельность на уроке

      Высказывают собственное мнение по итогу урока

      Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

      Регулятивные УУД: самооценка.

      Высказывают собственное мнение по итогу урока

      Проводят самооценку своей деятельности на уроке

        Домашнее задание

        Текст «На приеме у отоларинголога» для домашнего чтения

        - Запишите на рабочих листах, что еще вы хотели бы узнать по теме звук, слух, шум

        Записывают д/з


        Что такое шум и гам? Что на слух так давит нам? Шум влияет на здоровье и на весь наш организм. Волны шума очень вредны, словно сложный механизм. Как себя нам поберечь? Организм свой уберечь? В школе громко не шуми, лучше слух побереги. На уроках не болтай, слушай и в материал вникай. Вынь наушники скорей, ушки навостри быстрей. Пошуметь порой не плохо, погалдеть и покричать. Но всему есть свой предел Ты здоровье пожалей.






        © 2010-2022