- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению на тему Русская народная сказка Лиса и Тетерев
Урок по литературному чтению на тему Русская народная сказка Лиса и Тетерев
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кучеренко О.А. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОШ № 8
Урок
по литературному чтению
проведён в 3 - В классе
на тему:
«Лиса и тетерев» (русская народная сказка)
Подготовила
Учитель нач. классов
Кучеренко О.А.
2014-2015 уч. год.
1. Орг. момент Психологическая гимнастика. - Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Мальчики: Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! Девочки: Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти!
2. Подготовка к усвоению нового материала. Прочитайте фразу А. С. Пушкина (запись на доске) и определите, какого слова не хватает.
«……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». - Догадались, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (о сказках) - Давайте вспомним, что такое сказка? (жанр народного творчества) - А кто же их сочинял? (авторские - конкретный человек, народные - автор неизвестен) - На какие группы мы можем разделить все сказки? (о животных, бытовые, волшебные, смешанного типа - схема открывается на доске) - Какие сказки о животных вы уже знаете? - Каких героев вы встречали во многих народных сказках? - Какое животное встречается чаще других? - Почему лиса- героиня многих нар. сказок? Как называет лису народ?
( появляется Лиса). Лиса: Кто это тут обо мне толкует? - Мы с ребятами решаем, почему ты, Лиса, попала во многие русские народные сказки. Лиса: Я хороша собой, но не только за красоту меня любят. Я умна, хитра, любого вокруг пальца обвести могу, я всегда держу нос по ветру, у меня всегда дело в шляпе. Зарубите это себе на носу! - Лиса, я ничего не поняла. Что ты тут наговорила? Может, ребята смогут объяснить? ( дети объясняют значения выражений). А) зарубить на носу- означает запомнить крепко- накрепко. В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки, а на них зарубками, резали делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Б) дело в шляпе- означает, что все хорошо , все в порядке. Несколько столетий назад, когда почты в как сейчас не было, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. Важные бумаги зашивали под подкладку шляпы или шапки. Отсюда и возникло это выражение. В) держать нос по ветру- следить за направлением ветра, смотреть, откуда ветер дует( это морской термин). Г) обвести вокруг пальца- ловко, хитро обмануть. - Лиса, откуда такие меткие выражения? Кто тебя научил так красиво излагать свои мысли? Лиса: У нас в сказках все так разговаривают. В сказках свой язык, особый, язык- народный. И у каждого народа он неповторим. - Ребята, наша Лисонька говорит, словно реченька журчит. Присядь, Лисонька, отдохни. А ребята тебе сказку почитают. 3.Изучение нового материала.
- Словарная работа.
- Знакомство с новым произведением.
- Беседа после первичного прослушивания
Звериная зарядка.
Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало - начинает все сначала.
Ну а вы тихонько сели,
Поработать, чтоб успели.
- Ролевое чтение детьми сказки
- Беседа после прочитанного текста
- Закрепление изученного материала
Легкомысленная
Смышленый
Хитрая
Беззаботная
Умный
Льстивая
Рассудительный Соедини манеру говорения с героем из сказки.
ласково
спокойно
грубо
нежно
тихо
громко
медленно
торопливо
- Подведение итогов.
- Язык мягок - что хочет, то и лопочет.
- Семь раз примерь, один раз отрежь.
- Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
- Чего себе не хочется, того и другому не делай.
- Правда, как ни прячь, наружу выйдет.