Урок по литературному чтению на тему Русская народная сказка Лиса и Тетерев

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОШ № 8







Урок

по литературному чтению

проведён в 3 - В классе

на тему:

«Лиса и тетерев» (русская народная сказка)







Подготовила

Учитель нач. классов

Кучеренко О.А.













2014-2015 уч. год.

1. Орг. момент Психологическая гимнастика. - Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Мальчики: Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! Девочки: Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти!

2. Подготовка к усвоению нового материала. Прочитайте фразу А. С. Пушкина (запись на доске) и определите, какого слова не хватает.

«……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». - Догадались, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (о сказках) - Давайте вспомним, что такое сказка? (жанр народного творчества) - А кто же их сочинял? (авторские - конкретный человек, народные - автор неизвестен) - На какие группы мы можем разделить все сказки? (о животных, бытовые, волшебные, смешанного типа - схема открывается на доске) - Какие сказки о животных вы уже знаете? - Каких героев вы встречали во многих народных сказках? - Какое животное встречается чаще других? - Почему лиса- героиня многих нар. сказок? Как называет лису народ?

( появляется Лиса). Лиса: Кто это тут обо мне толкует? - Мы с ребятами решаем, почему ты, Лиса, попала во многие русские народные сказки. Лиса: Я хороша собой, но не только за красоту меня любят. Я умна, хитра, любого вокруг пальца обвести могу, я всегда держу нос по ветру, у меня всегда дело в шляпе. Зарубите это себе на носу! - Лиса, я ничего не поняла. Что ты тут наговорила? Может, ребята смогут объяснить? ( дети объясняют значения выражений). А) зарубить на носу- означает запомнить крепко- накрепко. В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки, а на них зарубками, резали делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Б) дело в шляпе- означает, что все хорошо , все в порядке. Несколько столетий назад, когда почты в как сейчас не было, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. Важные бумаги зашивали под подкладку шляпы или шапки. Отсюда и возникло это выражение. В) держать нос по ветру- следить за направлением ветра, смотреть, откуда ветер дует( это морской термин). Г) обвести вокруг пальца- ловко, хитро обмануть. - Лиса, откуда такие меткие выражения? Кто тебя научил так красиво излагать свои мысли? Лиса: У нас в сказках все так разговаривают. В сказках свой язык, особый, язык- народный. И у каждого народа он неповторим. - Ребята, наша Лисонька говорит, словно реченька журчит. Присядь, Лисонька, отдохни. А ребята тебе сказку почитают. 3.Изучение нового материала.

  • Словарная работа.
- Но прежде, чем читать сказку, нам надо провести словарную работу. На доске: тетерев тетеревочек друг дружочек голос голосочек трава травушка теперь нынче слышал слыхал -Давайте распределим слова, т. е. разделим их на сказочные слова и обыденные. Почему так поделили? - В наших словах встретилось слово Тетерев. Дети, а кто знает, кто это такой? Рассказ ранее подготовленного ученика. Тетерев - птица крупная, весит более полутора килограммов, хотя среди куриных считается птицей средней величины. Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле - тут они кормятся. Ночуют на деревьях. Зимой наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-то вроде пещеры и спят. Правда, и в снегу ночевать не так уж безопасно, и там птицу может отыскать хищник. - Вам встретится в тексте слово «Указ». - Лексическое значение слова указ- письменное приказание. Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться.
  • Знакомство с новым произведением.
Прослушивание аудио - сказки «Лиса и Тетерев». (Дети следят за текстом в учебнике) - Только слушайте, и следите внимательно, т. к. в следующий раз вы будете озвучивать главных героев этой сказки. ПАУЗА!!! - Как вы думаете, сойдет тетерев на землю или нет? Почему? - Дослушаем сказку и узнаем, кто из вас оказался прав. - Кто из ребят оказался прав? - Понравилась сказка?
  • Беседа после первичного прослушивания
- Кто автор сказки? Как лиса хотела перехитрить тетерева? Ответы детей. Как лиса называет тетерева? Дети. Тетерев, тетеревочек, друг, дружочек. - Почему же план Лисы не удался ? (т.к Тетерев оказался умнее). - Кто же оказался умнее? Физминутка

Звериная зарядка.

Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало - начинает все сначала.

Ну а вы тихонько сели,

Поработать, чтоб успели.

  • Ролевое чтение детьми сказки
  • Беседа после прочитанного текста
-Как приветствовала лиса тетерева? (выборочное чтение) - Что ответил на ее приветствие тетерев? - Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? (притворялась глухой, придумала историю с указом) - А что говорилось в указе? (выборочное чтение) - Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? (тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть) - Зачем он сказал лисе о собаках? - Давайте немного отдохнем.
  1. Закрепление изученного материала
Соедини героя с подходящим словом.

Легкомысленная

Смышленый

Хитрая

Беззаботная

Умный

Льстивая

Рассудительный Соедини манеру говорения с героем из сказки.

ласково

спокойно

грубо

нежно

тихо

громко

медленно

торопливо

  1. Подведение итогов.
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с пословицами и поговорками. Прочитайте эти пословицы про себя. Тот, у кого пословица подходит к сказке, пусть встанет и прочитает ее в слух. Дети выполняют задание. Примеры пословицы и поговорки.

  1. Язык мягок - что хочет, то и лопочет.
  2. Семь раз примерь, один раз отрежь.
  3. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
  4. Чего себе не хочется, того и другому не делай.
  5. Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
-Как вы думаете, что означает выбранная вами пословица? «Чего себе не хочешь, того и другому не делай» - Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то не желай никому зла. - Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. - А я думаю, что еще подойдет такая пословица: «Правда, как ни прячь , наружу выйдет». Ведь Тетерев раскусил замысел Лисы. - Какой урок для себя вы вынесли из этой сказки? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости). - А еще, сказка учит, что за помощью не всегда надо обращаться к сильному, а лучше к умному. Разве вы ни разу не проявляли любопытства, которое приводило вас к, различного рода, неприятностям. Разве не было случаев, когда вас предупреждали об опасности, а вы не слушались и попадали в беду? Значит, сказка и сейчас нас учит. - А кем бы вы хотели в сказке быть? Почему? - Итак, работа над сказкой подходит к концу. 6. Домашнее задание Читать дома текст по ролям по желанию нарисовать рисунок к любому из отрывков. Урок по литературному чтению на тему Русская народная сказка Лиса и Тетерев

Урок по литературному чтению на тему Русская народная сказка Лиса и Тетерев

Урок по литературному чтению на тему Русская народная сказка Лиса и Тетерев

Урок по литературному чтению на тему Русская народная сказка Лиса и ТетеревУрок по литературному чтению на тему Русская народная сказка Лиса и Тетерев

© 2010-2022