«Путешествие по экологической тропе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОУ «ЧИСМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


143650 Московская область volok-chismensch.edumsko.ru/

Волоколамский район e-mail: [email protected]

п. Чисмена, ул. Школьная, д.1 телефон: 8(49636)66-190

факс: 8(49636)66-236

учитель начальных классов Менджул Зинаида Алексеевна

16.04.2014г.

Внеклассное мероприятие

«Путешествие по экологической тропе»Цель: развивать экологическую культуру; закреплять знания о правилах поведения в природе.

Задачи:

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые результаты:

Личностные Сформировать внутреннюю позицию школьников на уровне положительного отношения к природе, необходимости соблюдения правил поведения в природе

Предметные Усвоить, что экология - это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру. Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди

Метапредметные . Учиться защищать природные ресурсы. Усвоить связь науки биологии и экологии.

УУД

Регулятивные - целеполагание - способность принять учебную задачу, способность контролировать себя, - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, - коррекция- способность исправлять свои действия, а также возможные ошибки.

Коммуникативные умение работать самостоятельно, в группе, в паре; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать решение, делать выводы, умение сотрудничать при выполнении и проверке заданий,

Познавательные включает действия исследования, поиска и отбора необходимой информации.



Ход мероприятия

  1. Вступление

Учитель

- Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа - это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы.

  1. Основная часть

А) Послушайте историю о лесе.

Кадр 1 Лес

- Жил был лес.

Кадр 2 Птицы

- Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

- Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

Кадр 3 Звери

- Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Кадр 4 Человек

- Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Кадр 5 Вырубка леса

- Стал человек тогда вырубать лес.

Кадр 6 Пожар в лесу

- Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Кадр 7 Загрязнение водоемов.

- Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Кадр 8 Воздух

- Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Кадр 9 Засорение отходами

- Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Кадр 10 Просьба леса

- Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

- И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

" Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!"

Кадр 11

Учитель

- Почему в лесу никто не живет?

Ученик

- Человек разрушил жизнь леса.

Б) Учитель

- Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

- Экология.

Экология - наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа

В) Выступление ребят

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало суровое: «Стой!»

Нам казалось, всё мало, всё мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно ромашки глядели.

Г) Путешествие по экологической тропе

Учитель

- Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

Тропинка 1 лесная

Учитель

- У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай - и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1

Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)

2

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)

3

Зимой и летом - одним цветом.
Ответ (Ёль)

4.

Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5.

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Породы деревьев вывешиваются на доску.

Кадр 12. Деревья

Учитель

- Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Тропинка 2 Звериная


  1. Какой зверь самый чистоплотный ( б****к) (барсук)
  2. Что теряет лось каждую зиму ?(р**а) (рога)
  3. Какое животное живет всегда под землей?( к**т) ( крот)
  4. У какого животного зубы растут на протяжении всей жизни (б**р) (бобр)
  5. Каких животные знаете живут в наших лесах? (лиса, волк, кабан, белка)
  6. Назовите как можно больше сказок, где рассказывается о лесе. (За каждый правильный ответ дается шишка.)

Тропинка 3 ПТИЧЬЯ



Физминутка

Давайте немножко отдохнем, Встанем. Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, то дайте мне знать - хлопайте.



Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи....( хлопают)

Что не правильно? (Мухи-насекомые)



Прилетели птицы:

Голуби, куницы... ( хлопают)

Что не правильно? (Куницы - млекопитающие)



Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Чибисы, чижы,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки....(Хлопают)



Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижы,

Аисты, кукушки,

Даже сплюшки,

Лебеди и утки-

И спасибо шутке!

Тропинка 4 Жалобная книга леса

Жалоба 1.

Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это? (Сова С 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба.Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей)

Жалоба 2.

Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в другую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. (Жаба. одна жаба сохраняет от гусениц и и червей целый огород)

Жалоба 3:

« Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте!

Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти» ( Грибы)



Тропинка 5 Охранная

Учитель

- Нужно ли охранять природу?

Ученики

- Да!

Учитель

- Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

Экологическая игра - "Мусор в лесу".

Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:

  • Пакеты из непрозрачного полиэтилена.

  • Металлическая консервная банка.

  • Стеклянная бутылка.

  • Пластиковая бутылка.

  • Бумажные фантики от конфет.

  • Гвозди.

  • Кожура банана, огрызки яблок.

  • Метла из веток.

  • Старая футболка.

  • Газеты.

  • Жестяная банка с остатками машинного масла.

Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимерв требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

«Ситуации»



Команды должны разрешить экологическую ситуацию

Команда №1:



  • Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник. Им стало интересно узнать что там внутри. Они взяли палку и начали разбрасывать жилище муравьев в разные стороны. В чем ребята не правы?

  • Идя по тропинке, вы нашли в траве птичье гнездо с яйцами. Ваш друг обрадовался и решил рассмотреть яйцо поближе. Он взял его к себе в руки. Что ваш друг сделал неправильно?

  • Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад, варили суп из консервов. Что вы сделаете с мусором? Что сделаете с костром?

  • В лесу, Петя увидел красивые подснежники, и долго не раздумывая решил сорвать букетик для учительницы. Прав ли Петя? Что он сделал не так?

  • Придя в лес, мальчишки из класса захотели выпить березового сока. Они начали ковырять ствол березы, чтобы выпить сок. В чем ребята не правы?


  1. Заключение «Просьба»

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце.

Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом

Как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу, прислушайся ко мне:

Не убей последнего медведя,

Пусть гуляет в леса глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

Заполни анкету.

Цель: выявление материала для дальнейшей работы.

Возьми лист, на котором напечатана анкета. Ответь на вопросы.

1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?

А) Природу;
Б) Сказки разных народов.

2. Кому приносит вред дым из труб заводов?

А) самолётам;
Б) всем живым существам.

3. Какую книгу называют "Красной?"

А) атлас мира;
-Б)книгу редких животных и растений.

4. Где животные могут не бояться охотников и человека?

А) в заповеднике;
Б) в цирке.

5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?

А) в берлогу медведя;
Б) в мусорный бак или забирать с собой.


© 2010-2022