ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Урок изобразительного искусства - особый урок. И требования к нему особые. Прежде всего, урок должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественной форме, является сущностью самого искусства. «Эстетическое воспитание начинается не на лекции по эстетике - там оно заканчивается. Оно начинается не в картинной галерее, и не в театре, и не на симфоническом оркестре - там оно развивается, расширяется, укрепляется. А начинается оно там, где возникает ассоциативная фантазия, без которой ни в одно произведение искусства нельзя проникнуть… Только тот человек, который умеет удивляться природе, может разобраться в искусстве, любить его» - С.В. Образцова. Урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это и является составными элементами эмоциональной драматургии уроков изобразительного искусства. Одна из существенных задач урока рисования - это воспитание умения видеть в окружающем мире красоту, и учитель должен учить детей наблюдать, видеть и слышать. Вот некоторые приемы, используемые мною на уроках изобразительного искусства. Тема «Бабочки в полете». Бабочки - это красота природы, а как красиво их взмахи крыльями, словно, купаются в море воздуха, солнца и свободы. Давайте беречь бабочек, эту радость природы, эту удивительную живую радугу. Знакомлю с видами бабочек, их формами, симметрией крыльев и разнообразием цвета. Показываю различные виды последовательности рисования бабочек. Мир, в котором мы живем, - огромный, бесконечный, сложный. Но человек всегда стремиться создать свой мир, добрый, уютный, где бы он чувствовал себя в безопасности, где бы ему было хорошо и спокойно. Ребенок живет в огромном, реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Со временем он изучит, познает, рассмотрит, как следует, примет его со всеми сложностями и противоречиями, а пока ему ближе и понят- ней мир радужного детства, сказки, игры, радости, добра и красоты. Красота - эта первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром искусства. Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. А добро тем прекрасно, и встреча с ним точно так же как красота оборачивается огромной радостью для ребенка. А на уроке по теме: «Добрые и злые символы» использую коллективно творческую деятельность. Учащиеся обводят по заготовленному шаблону корабль, разукрашивают их, вырезают и наклеивают на панно. Итогом работы является русская народная пословица: «Добро всегда побеждает зло». Теперь представь корабль иной - сверкает парус над волной. Ты солнце нарисуй на нем, веселым брызнет пусть огнем, Или букет из ярких роз, или павлина жаркий хвост. Пусть чайка на флажке парит, ведь флаг о мире говорит. На флаге бабочка, пчела зовет на добрые дела. На флаге лев, поднявший щит, корабль от пушек защитит. Подумай чем украсить нос: русалкой с гривою волос, Дельфином с мордой, как игла, - дельфины не приносят зла; Царем, что правит под водой с трезубцем, с длинной бородой! Одень корабль, как на парад, ты в самый праздничный наряд! Ну-ка, представь себе, как в старину Шли корабли на разбой, на войну. Пушки по борту с обеих сторон, На парусах - то орел, то дракон. Нос угрожает оскаленной пастью Тигра ли, льва иль кого позубастей, Флаг развивается с черным крестом, С молнией флаг, со змеиным хвостом. Сабли, быть может, крест-накрест на флаге. Грозный корабль нарисуй на флаге.
Вот почему ввести ребенка в мир искусства и связать этот мир красоты с реальной жизнью - важная задача учителя изобразительного искусства. Моя задача, опираясь на эти представления детей повысить уровень их восприятия, чтобы они научились воспринимать красоту в окружающем действительности: в предметах, в явлениях, в поступках людей. Учить детей не только воспринимать и любоваться красотой, но и беречь её, а на доброту не только откликаться, но самим творить добро. Только тогда эти понятия станут стержневыми в формировании нравственно-эстетического облика человека. На мой взгляд, способность к эстетическому восприятию развивается на уроках изобразительного искусства при умении рассматривать, устанавливать характерные особенности каждого отдельного предмета, его форму, строение, окраску, умение воспроизводить увиденное в рисунке, используя правила и приемы графического изображения. В процессе обучения развивается зрительное восприятие, умение различать форму и окраску предметов. Очень часто провожу интегрированные уроки. Стараюсь привлечь к изучаемому материалу как можно большее количество органов чувств через музыку, поэтическое слово. На своих уроках часто использую музыкальное сопровождение. Эмоционально окрашенные «пережитые» знания переходят в умения, вызывают у ребенка душевный отклик, подталкивают к собственному творчеству. Чтобы пробудить в детях жажду творчества я стараюсь черпать большой материал на экскурсиях, прогулках, где учащиеся фиксируют внимание на свои ощущения, на неповторяющиеся цвета осени, шелест и шуршание листьев, дуновение чистого ветерка. А если рядом учитель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, учащиеся захотят узнать еще больше. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Г. Рыленкова
В конце экскурсии собираем листья, а на следующем уроке рисуем их с натуры, где рассматриваем разные формы и осеннее разнообразие цветов, проводим сравнение, делимся впечатлениями на уроке по теме «Осеннее дерево», вырезаем листья и приклеиваем к дереву. Природа - источник творчества. Всю работу детей направляю на то, чтобы само состояние природы являлось источником красоты, радости, эмоциональной отзывчивости. Чтобы они широко раскрытыми глазами смотрели на окружающий мир, где каждый предмет и каждое событие подобны чуду. На уроках присутствует взаимосвязь с окружающей действительностью. Например, на уроке рисования по представлению «Удивительные кошки», сообщаю интересные сведения о кошках, рассматриваем таблицу видов кошек, вспоминаем приметы, дети с удовольствием рассказывают о своих любимых питомцах, читают стихотворения, знакомятся с художниками-анималистами (Ватагин, Чару- шин) в ходе рисования обращаем внимание на передачу характера и настроения кошек. На основе понимания знания особенностей предмета углубляется познавательная сторона зрительного восприятия. Основным методом для систематического развития у детей зрительного восприятия, умения рассматривать предмет, для того, чтобы изобразить его, является анализ рисуемого. Анализ раскрывает, что это за предмет, каков он. Если мы научим ребят более точно различать форму и цвет окружающих предметов и явлений, значит, они будут обладать и большой эстетической восприимчивостью, будут лучше видеть и глубоко понимать все разнообразие и богатство форм и красок в явлениях действительности, их гармоничность. Детям с раннего возраста свойственна непосредственность в проявлении чувств. Их радуют яркие краски игрушек, материй, они чувствуют ритм в узоре, любят нанизывать в определенном порядке различные предметы. Да и сами рисунки детей всегда яркие, красочные. Эти еще не осознанные эстетические ощущения систематически развиваются на уроках изобразительного искусства. А.В. Луначарский писал: «Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но призовем всю нашу нервную систему». Вот почему важно, чтобы на уроке звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями, совершенно искренние выплески души и разума. С первых уроков мы превращаемся в художников. Писатели выражают свои мысли, чувства через художественные произведения - рассказы, сказки, стихотворения, а мы через рисунок. Путь к прекрасному, к постижению красоты долгий и непростой. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку. Чтобы привить интерес и любовь к рисованию, на уроках при знакомстве детей с основными инструментами, материалами художника, отправляемся в путешествие в страну ИЗО и встречаемся с её сказочными жителями. Дети большие любители и знатоки сказок. Окружающий мир они познают через сказку. Даже сны порой им снятся сказочные. Учитывая это, мы всех талантливых людей, с чьим творчеством приходилось сталкиваться, называли волшебниками. Волшебство слова и звука творят поэты и музыканты, танцоры и художники. У Валентина Берестова есть такие строчки: Как нарисовать портрет ребенка? Раз - и убежит домой девчонка И сидеть мальчишке надоест Но художник, кисть, макая в краски Малышам рассказывает сказки И они не трогаются с мест.
Например: «Сказка о Простом карандаше», «Сказка о Фломастерах и Цветных Карандашах», «Сказка о том, как поспорили Кисти и Перья», «Сказка про Черную, Белого и Серых» «Сказка о Красках, веселых и грустных». Рисуя на тему сказок, ребенок развивает воображение и фантазию, так как сказочные образы, яркие, красочные, близки и понятны детям. Здесь дети должны иметь элементарные знания и зрительное представление, образное описание сцены из сказки, показ специально подобранной иллюстрации, где ученики могут видеть строения, одежду, которые побуждают в них эмоциональное творческое отношение к работе. Сказка для ребенка всегда праздник, и я устраиваю им эти праздники. На уроке по теме «Подводное царство» дети показывали инсценировку «Сказки о рыбаке и рыбке». Урок оживает, и даже самые надоевшие задания оживают по- новому. Кроме этого ребята учатся сопереживать своим любимцам. Они радуются и огорчаются вместе с ними. Таким образом, урок-сказка служит не просто развлечением для ребят. Он несет огромное нравственное значение, формирует умение решать проблемные ситуации, воспитывает эстетический вкус, развивает творческие способности. Искусство отражает жизнь и, отражая, воздействует на жизнь, преобразуя и совершенствуя ее. Естественно, к таким философским, обобщенным понятиям наши дети прийти не могут, но понять, что каждый день, всегда человека окружают конкретные предметы искусства, которые могут изменить, облагородить среду обитания, оказать влияние и на самого человека, вызвав у него стремление, создать красоту вокруг себя, - могут. Убеждаются наши ребята в этом уже с первого знакомства с вещами и предметами, окружающими их в доме: игрушками, книгами, посудой и т.д. В этот момент душа ребенка совершает открытие той красоты, которую он не замечал раньше. Теперь многое в доме станет привлекать его внимание своеобразием формы, изысканным узорочьем орнамента, на многое он посмотрит иным взглядом, любознательным, пытливым, увлеченным, - одним словом, все теперь «зазвучит» для глаза. А ведь многое для ребят может остаться так и не замеченным, не увиденным, не раскрытым, если с детства не подвести их пониманию красоты предметного мира, существующего рядом, пониманию того, что жизнь и искусство не отделимы друг от друга, что творения художников имеют право на существование не только в музеях и выставочных залах, но и в доме, где живет человек. Творения русских умельцев дороже Душе моей всяких иных. И чем-то особым и звонким похожи На тех, кто задумывал их. Б. Дубровин
Декоративное рисование также представляет большие возможности для художественного развития ребенка. Особенности узора, его ритмичность и красочность является теми качествами, которые наиболее доступны для эстетического воспитания. Детям всегда нравится выполнять узор, и они часто вводят в него самостоятельные элементы на различные темы. Так как узор бывает мало разнообразен, в беседах рассматриваем украшения, посуду, вышивку, народные узоры, орнаменты. Например: уроки на темы «Гжель», «Хохлома». На занятиях по рисованию дети получают определенную сумму знаний, умений, навыков. В них решаются самые разнообразные задачи. Одной из них является приобщение детей к национальной культуре. Самым доступным видом является народное декоративно-прикладное искусство. Оно способствует развитию чувства интернационализма, патриотизма. Средствами народного искусства прививаем любовь и уважение к другим нациям и народностям, населяющим нашу республику. На уроке по теме «Якутский орнамент на чороне» познакомила с прикладным искусством народов Якутии, объяснила смысл слов ысыах, кумыс, чорон, хомус, кытыйа, орнамент. Рассматривали виды орнамента в альбоме Б.Ф. Неустроева. Посмотрите как светло и ровно. Похож на задушевный разговор. По стенкам деревянного чорона Бежит и не кончается узор.
В конце уроков провожу выставку, которая способствует восприятию и оценки детьми собственных работ. Это и оказывает положительное влияние не только на повышение качества рисунков, но и на развитие творческого воображения ученика, активного отношения к работе товарищей и к своему собственному рисунку. На уроках изобразительного искусства формируется нравственность, духовность наших детей. Все начинается с простого - с отношения ребенка к цветку, паутине, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка - к родной природе, к дому, к родине. И конечном итоге, все впечатления, представления, которые прошли через душу и сердце ребенка, становится его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношения к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека. Каждый учебный год я испытываю волнение от взглядов маленьких учеников на первом занятии. Глядя на них, думаю, сумею ли я сделать так, чтобы сохранить у них интерес и любознательность на протяжении всех встреч с ними. Мой педагогический опыт работы убедил меня в том, что возможно добиться этого, лишь в условиях доброжелательности и уважения к личности ребенка, беспредельной веры в его творческие возможности. Главное, чтобы на уроках царил дух сотрудничества, тогда особенно ярко раскроется динамика усвоения ребятами учебного материала. Тогда я смогу черпать в бесконечной гамме ребяческих восторгов и удивлений, вдохновение для себя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. - М.: Просвещение, 1991. 2. Мосин И.Г. Рисование. - Екатеринбург: ТОО «У - Фактория», 1996. 3. Неменский Б.М. Программа с краткими мето- дическими рекомендациями. Изобразительное ис- кусство и художественный труд 1-8 классы. - М.: «Просвещение», 1992. 4. Прете М.К. Как понимать искусство: Живо- пись. Скульптура. Архитектура. История, эпохи и стили. - М.: ЗАО «Интербук-бизнез», 2002. 5. Хочу рисовать. - М.: «Махаон», 1998. 6. Энциклопедия рисования. - М.: «Росмэн», 1999.
© 2010-2022