Статья Развитие творческих способностей на уроках ИЗО и технологии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей на уроках ИЗО и технологии в начальной школе.

Каждого человека, каждую личность в социальном плане характеризует его деятельность. Деятельность можно определить как вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая условия его существования в окружающем мире. Сама по себе деятельность выступает одним из важных условий существования общества, через деятельность происходит обмен информацией, что является необходимым условием существования, как живого организма, так и различных систем.

Выделяют три вида деятельности свойственных личности: репродуктивная, продуктивная и творческая деятельность. Творческая деятельность характеризуется мышлением и творческим воображением, и связана с преодолением ограничений. Творческое воображение направленно на создание оригинального образа, которое затем формализует мышление, причем для творчества не существует стандартных образцов, рецептов, которым оно должно следовать. Развитие творческих способностей, создаваемых при накоплении творческого опыта, способствует формированию творчески активной личности.

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.

Творческие возможности развития детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающихся. Они охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей.

Главная цель - создание возможностей творческого развития и адаптации детей в обществе. Задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование навыков и умений творчества в поделках и рисунках, способность мыслить и развиваться. Творчество обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора детей с ограниченными жизненными возможностями.

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают уроки технологии, музыки, литературное чтение, уроки по развитию речи, внеклассные мероприятия чаще всего это коллективно-творческая деятельность ребят, и соответственно уроки ИЗО и технологии.

Для успешного развития творческих способностей учащихся стараюсь:

• развивать способности, склонности,

• интересы каждого учащегося с учетом их возможностей;

• овладевать приемами осознанного решения различных творческих задач;

• направлять и активизировать творческие способности учащихся через практическую деятельность.

Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Природа и окружающая нас реальность- первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

• чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц);

• сказочные птицы, птицы-фантазии, животные;

• город будущего (город-фантазия);

• портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов;

• необычная игрушка из необычного материала;

• сочинение орнаментов на определенную тему;

• составление кроссвордов по изобразительному искусству;

• интеллектуально - развивающие игры: "На что это похоже?", "Заколдованные картинки", "Волшебные кляксы", "Помоги художнику", "Волшебные очки".

В выполнении заданий учащиеся используют различные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, кистью, лепку из пластилина, работу с природным материалом и т.д. На уроках демонстрируем многовариантные возможности решения задачи.

Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Подводный мир», «Зоопарк», «Мир бабочек» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты, которыми могут служить:

1) участие учащихся в школьных конкурсах декоративно-прикладного творчества и наличие дипломов лауреатов и победителей.

2) участие в городских конкурсах декоративно-прикладного творчества, таких как «Нарядим вместе самую большую елку» (организован депутатом городской Думы П.М. Ворониным), «Волшебница-зима» (МБОУ ДОД ЭКБЦ), «Новогодний серпантин» (МБОУ ДОД СЮТ), «Весенние фантазии», «Осенний калейдоскоп» (МБОУ ДОД ЭКБЦ). Наличие дипломов лауреатов и победителей.

3) количественный контроль на уроках ИЗО и, где учатся на «4» и «5», составляют в среднем 80-90 % от всего класса.

Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО и технологии? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

© 2010-2022