Конспект по литературному чтению сорок изыскателей по программе Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению в 3 В классе. ОС «Школа 2100».

Тема: Введение в раздел «Летние путешествия и приключения». Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник». Работа с главами из повести С. Голицына «Сорок изыскателей».

Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1 2

1. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворений К. Бальмонта, Б. Заходера.

1

2. Введение в новый раздел.

- Мы прочитали первый раздел нашего учебника. Вспомните, как он назывался. («Прощание с летом».)

- Откроем учебник на следующей странице и прочтём название нового раздела. (Дети читают название раздела, комментируют иллюстрации.)

- Поднимите руку, кто любит путешествия и приключения. Куда можно путешествовать летом?

- Какие книги о путешествиях и приключениях вы читали?

- А можно играть в путешествие, находясь во дворе или дома, это тоже увлекательно. Но только для этого нужно кое-что знать о путешествиях и путешественниках. Попробуем разобраться, что же такое путешествия и приключения.

На доске запись:

Путешествовать - быть в пути, в дороге, идти или ехать вдаль.

Путешествие - странствование, ходьба или езда по чужим местам.

Путешественник - тот, кто находится в пути, много ездит или ходит.

- Для чего, с какой целью люди отправляются в путешествия? Как они это делают?

- Каким может быть путешествие? Составьте словосочетания с этим словом. (Опасное путешествие, интересное, увлекательное, морское, космическое и т.д.)

- Путешествовать можно, оставаясь на месте, переносясь мысленно в дальние страны. Мы путешествуем в мечтах, в фантазиях. Любое путешествие станет незабываемым, если оно будет сопровождаться приключениями.

- А что такое приключение? Попробуйте подобрать синонимы к этому слову.

Приключение - случай, происшествие, нечаянное событие, похождение.

- Как вы думаете, кто самые большие любители путешествий и приключений? (Дети.)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.




2 4 1 1 2 3

I. Чтение стихотворения Ю. Кима «Отважный охотник».

1. Работа с текстом до чтения.

- Открывает раздел стихотворение Юлия Кима. Прочитайте его название. Как вы думаете, подходит ли оно к нашему разделу о путешествиях и приключениях? О ком оно?

- Подберите синонимы к слову отважный. (Смелый, бесстрашный.)

- Рассмотрите иллюстрацию. Есть ли что-то необычное, удивительное?

2. Работа с текстом во время чтения.

2.1. Самостоятельное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, от чьего лица оно

написано.

2.2. Беседа после чтения. Чтение авторского текста.

- Настя тоже прочитала стихотворение, и у неё возник вопрос к папе. Прочитаем об этом на с. 24. (читает ученик.)

- Что вы узнали об авторе стихотворения?

- Как вы понимаете выражение «люди, жаждущие приключений»? (Они ищут их, стремятся к ним.)

- Какие поступки вы бы назвали благородными? (Ответы детей.)

2.3. Повторное чтение стихотворения.

- Прочитаем это стихотворение по строфам, постараемся понять героя Ю. Кима. (При чтении 16-й строфы обратить внимание на слово манят (на постановку ударения для соблюдения рифмы и усиления действия), манить - звать; пути, дороги - синонимы.)

- Чем заряжено ружьё отважного охотника? Эти патроны изобразил художник. (Картечь - это крупная дробь для охотничьего ружья.)

После чтения 2-й строфы:

- Обратите внимание, как заканчиваются 1-я и 2-я строфы. Как вы понимаете последние строчки? (Для героя важны мечта, приключения, преодоление трудностей, а совсем не охота.)

После чтения 3-й строфы:

- Воспользовался ли герой стихотворения своими патронами с картечью? Почему?

2.4. Работа над выразительным чтением.

- На что похоже стихотворение? (На песню.)

- В каком ритме его нужно читать? (Бодрый, маршевый ритм.)

- Действительно, со словами этого стихотворения-песни хорошо отправиться в поход, бодро маршируя. Каким вы увидели героя стихотворения? (Он смелый, мужественный, отважный, не боится встречи с бандитами и дикими зверями, идёт вперёд, не страшась непогоды, благородный, всегда готов защитить тех, кто в нём нуждается, скромный.)

- Прочитайте стихотворение, стараясь передать его ритм.

Чтение стихотворения 1-2 учениками.

3. Работа с текстом после чтения.

- Как вы думаете, для чего Ю. Ким написал это стихотворение? Что он хотел донести до читателей? О чём оно? (Автор показывает, каким должен быть настоящий путешественник...)

- А что же главное должно быть в нём? В каких строчках об этом говорится?

Не нужен мне ни порох,

Ни пули, ни пыжи,

Пока в моих патронах

Огонь моей души.

(Учитель объясняет значение слова пыж - прокладка из войлока или картона, отделяющая порох в патроне от пули, дроби.)

- Таким «отважным охотником» можно назвать и самого Ю. Кима.

В душе его ярко горит огонь любви к жизни, к детям, к природе, к Родине.

Обо всём этом его стихи, песни, об этом поёт его гитара. Этого человека можно назвать оптимистом.

- Почему оптимистом и что такое оптимизм, вы узнаете, отыскав слова и их значения в словаре. Толковый словарь поможет вам уточнить значение слова романтик.

II. Работа с главами из повести С. Голицына «Сорок изыскателей».

1. Работа с текстом до чтения.

- Попробуем определить до начала чтения, какое по жанру произведение перед нами. Знаком ли вам автор - Сергей Голицын? Перелистайте страницы. (Это повесть, так как делится на главы, главы разделены на части. Мы будем читать три главы.)

- А теперь самостоятельно прочитайте название повести, названия представленных глав, рассмотрите иллюстрации

Возможные вопросы:

- Можем ли мы сразу сказать, какова основная тема повести? (Она о приключении, о каком-нибудь путешествии.)

- Кого изобразил художник на 1-й иллюстрации? О чём рассказывает эта иллюстрация?

- Что могло так заинтересовать героя (героев)?

- Можно ли предположить, какие события произойдут?

- Прочитайте ещё раз название повести. Какую информацию оно в себе таит? («Сорок изыскателей». Сорок - это количество. А вот кто такие изыскатели?)

- Попробуйте догадаться о смысле этого слова, подбирая однокоренные слова. (Изыскатель - искатель, искать, поиск, выискивать.)

- Обратимся к Толковому словарю Даля: изыскивать - старательно искать и находить; разыскивать, доходить до чего-то опытом и соображением. Изыскатель - тот, кто разыскивает что-либо.

На все вопросы ответить может только сам автор и его произведение.

Начнём читать первую главу. Она называется… (Дети читают вслух название.)

- Уже с первых строчек Сергей Голицын заинтриговал нас. Что это за роковые последствия? (Рок - судьба, участь, что-то неминуемое. Роковые последствия - тяжёлые последствия.)

- Для чего нужно было подмазывать (смазывать) сковороду, да ещё при этом почему следовало это делать продуманно? Все разгадки в тексте!

- Прочитайте 1 часть главы.

-Конспект по литературному чтению сорок изыскателей по программе Школа 2100Конспект по литературному чтению сорок изыскателей по программе Школа 2100Конспект по литературному чтению сорок изыскателей по программе Школа 2100Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Итог.

- Что нового для себя открыли?

- Что удивило больше всего?

ΙV. Домашнее задание.

Самостоятельно прочитать главу 1 повести С. Голицына.


© 2010-2022