Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» «Я – исследователь»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» «Я – исследователь»

Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» «Я – исследователь»





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ………………..района Санкт-Петербурга.

РЕКОМЕНДОВАНА К «УТВЕРЖДАЮ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Приказ директора школы

Педагогическим советом

Протокол от 29.08.2014 5 от 29.08.2014 № 55/10-0

________________








Рабочая программа

4 «Г» класса

(УМК « Школа 2100»)

по курсу «Проектная деятельность»

«Я - исследователь»


Учитель: Кордюкова В.И.








Санкт-Петербург

2014-2015 учебный год







Оглавление рабочей программы



  1. Титульный лист.

  2. Пояснительная записка.

  3. Общая характеристика учебного предмета, курса.

  4. Место учебного предмета курса, в учебном плане.

  5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

  6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

  7. Содержание учебного предмета, курса.

  8. Календарно-тематическое планирование.

  9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

10) Приложение к программе (основные понятия курса, контрольно-измерительные материалы, темы проектов, методические рекомендации)





ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

4 класс
Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» для 4 класса ГБОУ школа № …. составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методики исследовательского обучения младших школьников Савенкова А.И. «Маленький исследователь: «Как научить младшего школьника приобретать знания»», с использованием методического пособия Дубовой М.В. «Организация проектной деятельности младших школьников». Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа четвертого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Положения о рабочей программе ГБОУ школы № ……………. района Санкт-Петербурга. Миссия ГБОУ школы № ……………… Санкт-Петербурга: «Обеспечение комфортных условий для получения качественного образования по различным образовательным программам, максимально полное удовлетворение запросов и потребностей социальных заказчиков микрорайона в рамках современного образовательного комплекса». Совокупность противоречий и проблем, выявленных в процессе анализа выполнения Программы развития ОУ до 2010 года и мониторинговых исследованиях, определяет цель образовательного учреждения на период до 2020 года: «Развитие школы как современного образовательно-воспитательного комплекса, обеспечивающего высокое качество, доступность и эффективность общего, дополнительного и дошкольного образования, самореализацию и развитие личности учителя и ученика, социальное партнерства всех участников образовательного процесса»

Количество часов в год - 34 ч.

Количество часов в неделю - 1 ч.














  1. Пояснительная записка

Программа по курсу «Проектная деятельность» для 4 класса ГБОУ школа № …… составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методики исследовательского обучения младших школьников Савенкова А.И. «Маленький исследователь: «Как научить младшего школьника приобретать знания»», с использованием методического пособия Дубовой М.В. «Организация проектной деятельности младших школьников». Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить обучающегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность обучающегося должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: обучающийся должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения обучающегося в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающегося начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающегося знаний и способов деятельности. Исследовательская практика обучающегося интенсивно может развиваться на внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающегося, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить обучающегося и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. Программа "Я - исследователь" - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.





  1. Общая характеристика внеурочной деятельности предмета


Содержание данного курса согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых - к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой обучающимся предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор обучающимися. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает обучающимся, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и вовремя специально организованных в школе встреч специалистов с обучающимися. Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с обучающимися, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Творческими работами могут быть, например, рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Обучающиеся сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает обучающихся, он должен иметь в виду, что ученики, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других обучающихся. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у обучающегося ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом обучающимся нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы - опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Особенности программы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого обучающегося в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности обучающихся.

Основные понятия: Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех обучающихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект - буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект обучающегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет, как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности обучающихся, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае обучающиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности обучающихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап - интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части - мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации обучающиеся изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы - это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты проектной работы - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Обучающиеся делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у учеников внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Специфика курса. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающихся на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Назначение программы Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы обучающихся.

Цель и задачи курса «Я - исследователь»


Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности.

Задачи программы: - формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; - обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; - развивать познавательные потребности и способности, креативность.


Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работы обучающихся в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие обучающиеся.


Программа предусматривает достижение 3 уровня результата в 4 классе:

предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации социальных проектов по самостоя-тельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; • с уроками технологии изготовление различных элементов по темам проектов.






  1. Место внеурочной «Проектной деятельности « Я - исследователь»» в учебном плане


Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом на проектную деятельность 4 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа .
































IV. Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности


Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие учеников и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.















V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

«Я -ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

4 КЛАСС

Личностные и метапредметные результаты

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формировании у обучающихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия


















Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

- владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

По окончании программы, обучающиеся смогут продемонстрировать:


• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы; • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; • обозначится граница исследования; • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; • поведется последовательно исследование; • зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); • проанализируются и обобщатся полученные материалы; • подготовится отчет - сообщение по результатам исследования; • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; • простимулируется исследовательское творчество обучающихся с привлечением родителей; • обучатся правилам написания исследовательских работ; • организуется экспресс - исследование, коллективное и индивидуальное; • продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах; • включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди обучающихся 4 классов; • сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ! • активизируется интерес обучающихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.


Возможные результаты («выходы») проектной деятельности обучающихся:


  • альбом,

  • газета,

  • гербарий,

  • журнал, книжка-раскладушка,

  • коллаж,

  • коллекция,

  • костюм,

  • макет,

  • модель,

  • музыкальная подборка,

  • наглядные пособия,

  • паспарту,

  • плакат,

  • план,

  • серия иллюстраций,

  • сказка,

  • справочник,

  • стенгазета,

  • сувенир-поделка,

  • сценарий праздника,

  • учебное пособие,

  • фотоальбом,

  • экскурсия

Карта преемственности в развитии общеучебные, сложных дидактических и исследовательских умений

4 класс


  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • систематизировать учебный план;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать простые выводы на основе двух - трёх опытов;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

VI. Содержание курса внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

4-й класс -34 ч. в год 1час в неделю


Содержание занятий. Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Тема2-3. Культура мышления. Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Тема 10-11. Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования - 1ч. Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования - 2ч. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Тема21-22. Правильное мышление и логика - 2ч. Задания на развитие мышления и логики. Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч. Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации - 3ч. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч. Составление плана выступления. Тема32. Защита исследования перед одноклассниками - 1ч. Выступление с проектами перед одноклассниками. Тема33. Выступление на школьной НПК - 1ч. Презентация проекта на школьной НПК. Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности - 1ч. Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

Специфические для учебного курса формы контроля освоения

обучающимися содержания курса «Я - исследователь»
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия



  1. Календарно - тематическое планирование по программе курса «Я - исследователь»

4 класс

34 часа в год, 1 час в неделю


Дата

Тема занятия

Кол-во часов 1
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1 2-3
Культура мышления.

2 4-5
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

2 6-7
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

2 8-9
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

2 10-11
Предмет и объект исследования.

2 12

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1 13-14

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

2 15-16

Наблюдение и экспериментирование.

2 17-18

Техника экспериментирования

2 19-20

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

2 21-22

Правильное мышление и логика.

2 23-24

Что такое парадоксы

2 25-27
Обработка и анализ всех полученных данных.

3 28-30
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3 31

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

1 32

Защита исследования перед одноклассниками.

1 33

Выступление на школьной НПК.

1 34

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1


34 ч






























VIII. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимо:


Литература для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
  2. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

  4. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011.


Экранно-звуковые пособия


1. Аудиозаписи в соответствии с программой из фондов библиотеки, интернета; 2. Видеофильмы, соответствующие тематике курса из фондов библиотеки (по возможности); 3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике проектов (по возможности); 5. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике проектов.

Интернет-ресурсы

1. Сайт ГБОУ №…………………….

2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». - Режим доступа: skool2100.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru

4. Газета «1 сентября». - Режим доступа: festival.1september.ru

5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа: uroki.ru







Оборудование класса: - ученические двухместные столы с комплектом стульев; - стол учительский; - шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; - настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; - подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. - компьютер; - мультмедиапроектор; - интернет;

- фонды библиотек.


























Характерные для курса формы деятельности обучающихся


- фронтальная; - репродуктивные и продуктивные; - парная; - исследовательская работа; - групповая; - коллективные, - проблемная форма обучения; - индивидуальные, - игры, викторины КВН.



Педагогические технологии, методики обучения

- методика оптимизации режима внеурочной деятельности сохранения и поддержки здоровья обучающихся,

- методика системности,

- методика проекта,

- частично-поисковые методики,

- методику опережающего обучения,

- интерактивные методы обучения обучающихся.

- методики исследовательского обучения младших школьников Савенкова А.И. «Маленький исследователь: «Как научить младшего школьника приобретать знания»», с использованием методического пособия Дубовой М.В. «Организация проектной деятельности младших школьников».

Образовательные технологии:

- исследовательская (проблемно-поисковая); - информационно-личностные;

- имитационного моделирования (игровая);

- личностно-ориентированные; - психологическая; - практическая; - деятельностная; - объяснительно- иллюстративный; - рефлексивная; - поисковый; - здоровьесберегающие; - наблюдение;

- компьютерные (информационные); - информативный.



Методы реализации программы: - практический; -объяснительно- иллюстративный; -поисковый; -наблюдение; -информативный;

- исследовательский (проблемно-поисковый);

- имитационного моделирования (игровой);

- психологические (самоопределенческие);

- деятельностный.



Примеры работ при использовании компьютера:

- подбор материала;

- редактирование (взаиморедактирование);

- создание текста, его коллективное обсуждение;

- создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера обучающиеся применяют полученные на уроках технологии инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на занятиях курса «Я исследователь» широко привлекаются также при создании газет и журналов (компьютер)





IX. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

Список используемых источников для создания рабочей программы по внеурочной деятельности курса «Я - исследователь»

  1. Стандарты второго поколения, авторская программа «Я -исследова-тель» - интеллектуальной направленности, «Образовательная система «Школа 2100» методика и программа исследовательского обучения млад-ших школьников автора А.И.Савенкова.

  2. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011.

  3. Положения о рабочей программе ГБОУ школы № ……… района Санкт-Петербурга.
  4. ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
  5. Планируемые результаты начального общего образования внеурочной деятельности.

  6. Методические рекомендации «Об особенностях оценки достижения планируемых результатов в начальной школе внеурочной деятельности».

  7. Интернет-ресурсы: standart.edu.ru/ (Федеральный государственный образовательный стандарт).

  8. Сайт ГБОУ ……. Режим доступа :(schoo......ru)
  9. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
  10. Газета «1 сентября». - Режим доступа: festival.1september.ru
  11. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа: uroki.ru
  12. Учебно-методический комплекс Образовательная система «Школа 2100» school2100.ru/download/index.php

  13. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
  14. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008



Темы проектов по выбору

  1. Посмотри на мир чужими глазами.
  2. Что мне интересно?
  3. Говорите правильно!
  4. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

  5. По местам.
  6. Что можно сделать из куска бумаги?
  7. Математика в жизни человека.

  8. Симметрия в природе.

  9. Магические квадраты.
  10. Театр и мы.

  11. День Победы.

  12. Любимые книги.

  13. Красота спасёт мир.

  14. С чего начинается Родина?

  15. Закон и правопорядок.

  16. Я - гражданин России!

  17. Россия - наш общий дом.
  18. Компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке, на заводе, в метро и т.д.)

  19. Художник и будущее.

  20. Архитекторы, создавшие исторический облик моего города.

  21. Изобретения Архимеда в нашем доме и в современной технике.

  22. Профессии моего рода.

  23. Праздники и традиции.

  24. Новогодняя мастерская.

  25. Фантастическое дерево.

  26. Древняя Русь.



















Контрольно-измерительные материалы

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


По окончании программы, обучающиеся смогут продемонстрировать:


• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы; • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; • обозначится граница исследования; • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; • поведется последовательно исследование;

• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

• проанализируются и обобщатся полученные материалы;

• подготовится отчет - сообщение по результатам исследования;

• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

• простимулируется исследовательское творчество обучающихся с привлечением родителей;

• обучатся правилам написания исследовательских работ;

• организуется экспресс - исследование, коллективное и индивидуальное;

• продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах;

• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди обучающихся 2,3,4 классов;

• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

• активизируется интерес обучающихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.






Современные педагогические технологии, используемые в работе Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение внеучебной деятельности Создание в внеучебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение внеучебной деятельности У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья во внеучебной деятельности

Проектные методы обучения внеучебной деятельности Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в внеучебной деятельности Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебные умений и навыков во внеучебной деятельности.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и обучающихся. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности во внеучебной деятельности

Информационно-коммуникационные технологии Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во внеучебной деятельности распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты во внеучебной деятельности.

Систему инновационной оценки «портфолио» внеучебной деятельности

Формирование персонифицированного учета достижений обучающегося как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.



Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать внеурочное время и добиваться высоких результатов обучающихся





Современные образовательные технологии на различных этапах занятий

Этап занятий

Варианты использования образовательных технологий

Методы

и

приёмы

Актуализация знаний

Игровые технологии

Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества Совместная деятельность Эвристическая беседа

Здоровьесберегающая технология

Психофизическая тренировка (настрой на урок) Алгоритмическая разминка

Сообщение темы и целей занятия

Проблемное обучение Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Работа в группах, парах Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация)

Работа по теме занятия

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая, парная работа

Гуманно-личностная

технология Создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение Исследовательская работа в группах, парах

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК

Разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллек-туальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии Игровая ситуация

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Физминутка

Здоровьесберегающая технология

Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход Разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии Тестирование на ПК Разноуровневые задания на ПК

Подведение итогов занятия

Педагогика сотрудничества Коллективный вывод Подведение итогов в паре

Гуманно-личностная

технология Создание ситуации успеха

Рефлексия

Гуманно-личностная

технология Создание ситуации успеха

Здоровьесберегающая технология Тренинг «Я смог… Что получилось?»


© 2010-2022