Программа по литературе ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Администрация Октябрьского района

Управление образования

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»






Программа

по литературному чтению

ФГОС «Школа России» для 3 класса





Подготовила

учитель начальных классов

Бартова Наталья Егоровна







2015 г.

Бартова Наталья Егоровна

учитель начальных классов,

высшей категории

МКОУ "Унъюганская СОШ №1"
п. Унъюган Октябрьского р-на ХМАО-Югры

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана для учащихся 3 класса общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы». Предметная линия учебников системы «Школа России» .1-4классы--М. Просвещение, 2011, Концепции и программы для начальных классов(М.: Просвещение, 2010), учебного плана МКОУ «Унъюганская СОШ №1» на 2013-14 учебный год, положения о структуре рабочей программы ОУ. Литературное чтение - один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения направлен на достижение следующей цели: - овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного. 3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных. 4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения. С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГ ПРЕДМЕТА Роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию ФГОС), современных требований к выпускнику состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы и основной школы в осуществлении связи обучения по пред­мету «Литературное чтение» с практикой и с актуальными проблемами современности, и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках окружающего мира, русского языка, музыки, технологии и изобразительного искусства, физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира. «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.

Методы контроля: проектирование, портфолио, тестирование, наблюдение, исследование, анкетирование, практические работы.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 540 уроков: в первом классе - 132 часа (33 учебные недели), во 2- 4 классах - по 136 часов (34 учебные недели в каждом классе) по ФГОС НОО. - количество часов в год - 136; - количество часов в неделю - 4; - количество часов в 1-й четверти - 36; - количество часов во 2-й четверти - 28; - количество часов в 3-й четверти - 40; - количество часов в 4-й четверти - 32.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

  • размышлять о характере и поступках героя;

  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;

  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

  • относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,

учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.


Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

СИСТЕМА КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ


Учебная четверть

Контрольные работы

Проверка техники чтения

тесты

1 ч.




2 ч.




3 ч




4 ч.




всего





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Самое великое чудо на свете (2 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Устное народное творчество (11 ч) Русские народные песни. Докучные сказки. Народные сказки : «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк». Как хорошо уметь читать «Сивка-Бурка».Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку». Обобщение по теме «Русское народное творчество». Поэтическая тетрадь 1 (8 ч) Я. Смоленский. Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»; «Листья»; А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»; «Зреет рожь...»; И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»; «Встреча зимы»; И. З. Суриков «Детство»; «Зима». Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 1». Великие русские писатели (21 ч ) A. С. Пушкин «За весной, красой природы...»; «Уж небо осенью дышало...»; «В тот год осен­няя погода...»; «Опрятней модно­го паркета...»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов «Мартышка и очки»; «Зеркало и Обезьяна»; «Ворона и Лисица»; В. Воскобойников Поэт М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины»; «Утес»; «Осень»; Детство Л. Н. Толстого; «Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»; «Куда девается вода из моря». Обобщение по теме «Великие русские писатели». Поэтическая тетрадь 2 (7 ч ) Н. А. Некрасов «Славная осень!»; «Не ветер бушует над бором...»; «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт «Золотое слово»; И. А. Бунин «Детство»; «Полевые цветы»; «Густой зеленый ельник у до­роги...». Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2». Литературные сказки (12 ч ) Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»; «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». B. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Обобщение по теме «Литературные сказки». Были-небылицы (10 ч) М. Горький «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский «Рас­трепанный воробей»; А. Куприн «Слон». Обобщение по теме «Были-небылицы». Обобщение по теме «Были-небылицы» Поэтическая тетрадь 1 (8 ч ) Саша Черный «Что ты тискаешь утенка...»; «Воробей»; «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка»; «Сны»; «Ворона». С.А. Есенин «Черемуха». Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 1». Люби живое (16 ч ) М. М. Пришвин «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В. И. Белов «Малька провинилась»; «Рассказы про Мальку»; В. В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. С. Житков «Про обезьян­ку»; В. Л. Дуров «Наша Жучка»; В. П. Астафьев «Капалуха»; В. Драгунский «Он живой и светится…». Обобщение по теме «Люби живое». Поэтическая тетрадь 2 (9 ч ) С. Я. Маршак «Гроза днем»; «В лесу над росистой поляной». А. Л. Барто «Разлука»; «В театре». С. В. Михалков «Если...». Е. А. Благинина «Кукушка»; «Котёнок». Проекты (на выбор): «О времени года. Праздник поэзии»; «О природе»; «О детях». Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2». Собирай по ягодке - наберешь кузовок (14 ч ) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке...». А. П. Платонов «Цветок на земле»; «Еще мама». М. М. Зощенко «Золотые слова»; «Великие путеше­ственники». Н. Н. Носов «Федина задача»; «Телефон». Обобщение по теме «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». По страницам детских журналов (9 ч ) Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»; Ю. И. Ермолаев «Проговорился»; «Воспитатели».Г.Б. Остер «Вредные со­веты»; «Как получаются легенды». Роман Сеф «Веселые стихи». Обобщение по теме «По страницам детских журналов». Зарубежная литература (9 ч) Древнегреческий миф «Храб­рый Персей». Г. X. Андерсен «Гадкий утенок». Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Факт

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Тип урока

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

1.



Знакомство с учебником чтения. Система условных обозначений. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

Комбин

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2.



Рукописные книги Древней Руси Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Комбин

3.



Первопечатник Иван Федоров Комбин

Устное народное творчество (11 ч)

2.

4.



Русские народные песни Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Комбин

5.



Лирические народные песни

Комбин

6.



Шуточные народные песни

Комбин

7.



Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

Комбин

8.



Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Комбин

9.



«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Комбин

10.



«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Комбин

11.



«Иван-царевич и серый волк»

Комбин

12.



«Иван-царевич и серый волк»

Комбин

13.



«Сивка-бурка»

Комбин

14.



Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Комбин

15.



Обобщение по теме «Русское народное творчество».


Обобщ

Поэтическая тетрадь 1 (8 ч)

16.



Я. Смоленский. Проект «Как научиться читать стихи» Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Комбин

17.



Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

Комбин

18.



Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

Комбин

19.



А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»

Комбин

20.



А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»

Комбин

21.



И. С. Никитин «Полно, степь моя...», «Встреча зимы»

Комбин

22.



И. З. Суриков «Детство»

Комбин

23.



И. З. Суриков «Зима».

Комбин

24.



Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Обобщ

Великие русские писатели (21 ч)

25.



A. С. Пушкин. Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. Комбин

26.



A. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», «За весной, красой природы...» Комбин

27.



A. С. Пушкин «В тот год осен­няя погода...» Комбин

28.



A. С. Пушкин «Опрятней модно­го паркета...» Комбин

29.



A. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» Комбин

30



A. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Комбин

31



A. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Комбин

32



Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. Комбин

33



И. А. Крылов. Комбин

34



И. А. Крылов «Мартышка и очки» Комбин

35



И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» Комбин

36



И. А. Крылов «Ворона и Лисица» Комбин

37



В. Воскобойников. Поэт М. Ю. Лермонтов Комбин

38



М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины» Комбин

39



М. Ю. Лермонтов. «Утес»; «Осень» Комбин

40



Детство Л. Н. Толстого Комбин

41



Л. Н. Толстой «Акула» Комбин

42



Л. Н. Толстой «Прыжок» Комбин

43



Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Комбин

44



Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»; «Куда девается вода из моря» Комбин

45



Обобщение по теме «Великие русские писатели». Обобщ

Поэтическая тетрадь 2 (7 ч.)

46



Н.А. Некрасов. Славная осень!

Не ветер бушует над бором Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Комбин

47



Н.А. Некрасов. Дед Мазай и зайцы Комбин

48



Н.А. Некрасов. Дед Мазай и зайцы

49



К. Д. Бальмонт «Золотое слово» Комбин

50



И. А. Бунин «Детство» Комбин

51



И.А. Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у до­роги...» Комбин

52



Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2» Обобщ

Литературные сказки (12 ч )

53



Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. Комбин

54



Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Комбин

55



Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Комбин

56



В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» Комбин

57



В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» Комбин

58



В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» Комбин

59



B. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Комбин

60



B. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Комбин

61



B. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Комбин

62



Литературная викторина Комбин

63



Обобщение по теме «Литературные сказки» Обобщ

Были-небылицы (10 ч)

64


М. Горький «Случай с Евсейкой» Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Комбин

65


М. Горький «Случай с Евсейкой» Комбин

66



К. Г. Паустовский «Рас­трепанный воробей» Комбин

67



К. Г. Паустовский «Рас­трепанный воробей» Комбин

68



К. Г. Паустовский «Рас­трепанный воробей» Комбин

69



А. Куприн «Слон»

Комбин

70



А. Куприн «Слон»

Комбин

71



А. Куприн «Слон»

Комбин

72



А. Куприн «Слон»

Комбин

73



Обобщение по теме «Были-небылицы» Обобщ

Поэтическая тетрадь 1 (8 ч )

74



Саша Черный «Что ты тискаешь утенка...» Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.

Комбин

75



Саша Черный «Воробей»; Комбин

76



Саша Черный «Слон»

Комбин

77



А.А. Блок «Ветхая избушка»

Комбин

78



А.А. Блок «Сны»

Комбин

79



А.А. Блок «Ворона»

Комбин

80



С.А. Есенин «Черемуха»

Комбин

81



Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Обобщ

Люби живое (16 ч )

Пересказ по плану

82



М. М. Пришвин «Моя Родина» Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Комбин

83



И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» Комбин

84



И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»
Комбин

85



В. И. Белов «Малька провинилась» Комбин

86



В. И. Белов «Ещё про Мальку» Комбин

87



В. В. Бианки «Мышонок Пик» Комбин

88



В. В. Бианки «Мышонок Пик» Комбин

89



Б. С. Житков «Про обезьян­ку» Комбин

90



Б. С. Житков «Про обезьян­ку» Комбин

91



Б. С. Житков «Про обезьян­ку» Комбин

92



В. Л. Дуров «Наша Жучка» Комбин

93



В. П. Астафьев «Капалуха» Комбин

94



В. Драгунский «Он живой и светится…» Комбин

95



В. Драгунский «Он живой и светится…» Комбин

96



Обобщение по теме «Люби живое» Обобщ

97



Обобщение по теме «Люби живое» Обобщ

Поэтическая тетрадь 2 (9 ч )

98



С. Я. Маршак «Гроза днем»; «В лесу над росистой поляной» Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. Комбин

99



А. Л. Барто «Разлука» Комбин

100



А. Л. Барто «В театре» Комбин

101



С. В. Михалков «Если...» Комбин

102



Е. А. Благинина «Кукушка» Комбин

103



Е. А. Благинина «Котёнок» Комбин

104



Проекты (на выбор): «О времени года. Праздник поэзии»; «О природе»;

«О детях» Комбин

105



Проекты (на выбор): «О времени года. Праздник поэзии»; «О природе»;

«О детях» Комбин

106



Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»
Обобщ

Собирай по ягодке - наберешь кузовок (14 ч )

107



Б. В. Шергин «Собирай по ягодке...» Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. Комбин

108



А. П. Платонов «Цветок на земле» Комбин

109



А. П. Платонов «Цветок на земле» Комбин

110



А. П. Платонов «Еще мама» Комбин

111

.


А. П. Платонов «Еще мама» Комбин

112


М. М. Зощенко «Золотые слова» Комбин

113


М. М. Зощенко «Золотые слова» Комбин

114


М. М. Зощенко «Великие путеше­ственники» Комбин

115


М. М. Зощенко «Великие путеше­ственники» Комбин

116


М. М. Зощенко Великие путеше­ственники» Комбин

117


Н. Н. Носов «Федина задача» Комбин

117


Н. Н. Носов «Федина задача» Комбин

118


Н. Н. Носов «Телефон» Комбин

119


Обобщение по теме «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Обобщ

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» (9 ч)

120



По страницам детских журналов Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

121



Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

122



Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

123



Ю. Ермолаев. «Проговорился»

124

.


Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»

125



Г. Остер. «Вредные советы»

126



Г.Б. Остер «Как получаются легенды»

127



Роман Сеф «Веселые стихи»

128



Обобщение по теме «По страницам детских журналов»

Зарубежная литература (8 ч)

Р. Сеф. «Веселые стихи»

129



Храбрый Персей.

Древнегреческий миф. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

130



Храбрый Персей.

Древнегреческий миф.

131



Храбрый Персей.

Древнегреческий миф.

132



Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»

133



Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»

134



Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»

135



Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»

136



Обобщение по теме

«Зарубежная литература»






ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Автор

Название

Год издан.

Издательство

1

Е.С. Савинов

Серия «Стандарты второго поколения»

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа

2010

М.: Просвещение

2

Климанова Л.Ф., Голованова М.В

Литературное чтение Рабочие программы 1-4

2011

М.: Просвещение

3

Кутявина С.В.

Поурочные разработки по 3 класс.

Пособие для учителя.

2013

М.: ВАКО

4

Климанова Л.Ф., Голованова М.В

Литературное чтение 1-3 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск)

2011

Волгоград Издательство «Учитель»

5

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения)

2010

М. Просвещение

6

Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В.

Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения)

2010

М. Просвещение

7

Логинова О.Б., Яковлева С.Г.

Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс. (Стандарты второго поколения)

2009

М. Просвещение

8

Демидова М.Ю., Иванов С.В.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч.

2010

М. Просвещение

9

Под общей редакцией Н.В. Калининой

Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов

2009

Ульяновск: УИПКПРО

10

Под общей ред. Н.В. Калининой

Формирование ключевых компетентностей учащихся в нач. школе: учебно-методическое пособие для учителя

2009

Ульяновск: УИПКПРО


Литература

Для педагога:

Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». М., 2013 год

Оморокова М.И.Основы обучения чтению младших школьников. - М., 2005 год

Оморокова М.И. Чтение в начальных классах. - М., 2003 год.

«Перспектива»: Программы для начальной школы. - М.: Просвещение, 2009 год

Для учащихся:

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. М., «Просвещение», 2013 год.


© 2010-2022