Урок по русскому языку Имена собственные и нарицательные

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку Имена собственные и нарицательныеУрок по русскому языку Имена собственные и нарицательныеУрок по русскому языку Имена собственные и нарицательныеТехнологическая карта урока


Преподаватель - Н.Л.Соколова

Предмет: русский язык Класс: 2 УМК: Перспектива

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока: ОНЗ - урок открытия новых знаний.

Цель: формирование знаний учащихся об именах существительных собственных и нарицательных.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.

Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать в тексте собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные:уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, выполнять учебные задания в соответствии с правилом, выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, объяснять различие существительных нарицательных и собственных;

коммуникативные: формулировать понятные высказывания, используя термины, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы:

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс ч.2(«Перспектива»), методическое пособие, наглядный и раздаточный материал.

Этап урока

Вре-мя

Содержание взаимодействия с учащимися

Ф

О

У

Д

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный

Эмоциональный настрой

Цель: создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы.

Посмотри скорей, дружок

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

К какому уроку приготовились и что приготовили?

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Здравствуйте, садитесь, С усердием трудитесь.

Записываем число, классная работа.

Покажите, что вы готовы продолжить работу.

Ф

Приветствует обучающихсяпроверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2. Выход на тему.

Словарно-орфографическая работа.Самоопределение деятельности.

Цель: выявить уровень знаний, готовность к изучению нового.

На доске написаны слова: ученик, учитель, Москва.

Какие это слова? (словарные)

К какой части речи они относятся?

Почему?

С какой частью речи мы будем работать на уроке?

Заполняем «Ромашку».

Какое слово лишнее?

Спишите его каллиграфически 1 раз по серединке.

Как вы его будете писать?

Что вы знаете об именах собственных?

А где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

Итак, НАБЛЮДАЕМ:

Как вы думаете, с какой группой имён существительных мы сегодня будем работать?

А какие остались?

К какой группе существительных они относятся?

Хотите узнать?

Где можно получить информацию?(1. Учебник,2. Интернет, 3. Спросит у взрослого, 4. В библиотеке,5. Спросить у учителя)

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Отвечают на вопросы учителя. Заполняют «Ромашку».

Формулируют тему, цель и задачи урока.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3.Открытие новых знаний.

Цель: актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, умение использовать их на практике.

РАЗМЫШЛЯЕМ:

Сначала выясним, что обозначает слово собственное? Ваши варианты….

У каждого человека есть собственное. Даётся ему при рождении. Как вы думаете что?

Я считаю, что это имя, фамилия, отчество.

Учитель: Встань Настя!

Почему встали двое?...

А для чего человеку нужны фамилия и отчество?...Я думаю, чтобы было различие между людьми.

На доске портрет А.С.Пушкина.

Запишите в тетрадь ФИО. На какой вопрос отвечает?

К какой части речи относится? Как написать? Почему?

Какие ещё имена собственные вы знаете?

Приведите примеры.

На какие вопросы отвечают?

К какой части речи относятся?

Как будем писать?

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Как пишут имена существительные?

Давайте сравним наши утверждения с правилом в учебнике.

Откройте учебник на с.81. Прочитайте правило. (Интерактивный слайд).

Ф

Организует диалог. Принимает в нём участие. Уточняет правило.

Принимают участие в диалоге.

Приводят примеры.

Делают выводы.

Регулятивные: осознание значения изучаемого предмета, -совместной деятельности, умения классифицировать познавательные объекты.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнавать больше.

Коммуникативные: развивать монологическую и диалогическую речь, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4. Применение новых знаний.

Цель: организация деятельности по закреплению использования алгоритма правил орфографии, продолжить работу по воспитанию организованности, ответственности, развитию алгоритмического мышления, грамотного письма.

Зная об именах собственных, попытаемся расширить полученные знания в группе.

Работа в группах (на маркерных досках)

Я знаю3:

1гр.клички животных.

2гр.названия городов.

Наш златоглавый град Иваново,

Мы здесь родились и растём,

Он молодеет с нами заново

И хорошеет с каждым днём.

3гр.названия рек Ивановской области.

4гр.названия стран.

5гр.названия морей.

6гр.названия созвездий.

А зачем мы выполняли эту работу?

Как пишутся эти слова?

К какой части речи относятся?





Физкультминутка.

Игра «Большие, маленькие».

Работа в парах.

Возьмите карточку. На ней написаны слова. Обведите в кружок имена собственные. На какой вопрос они отвечают? К какой части речи относятся? Как пишутся?

Слова на карточке:

(О,о)ка, (Ш,ш)ар, (Г,г)агарин, (Б,б)арсик, (Н,н)ина, (П,п)етрова, (Р,р)акета, (Л,л)ошадка.

А почему остались слова? Как мы их будем называть? На какой вопрос отвечают и к какой части речи относятся?

Молодцы! (нарицательные и собственные имена)

Мы с вами будем записывать слова из карточки в два столбика.

А теперь припишите ещё по 2 слова в каждый столбик (кому трудно воспользуйтесь доской).

Каким правилом будете пользоваться?

Посмотрите на предложение на доске. (Девочка Роза посадила в саду розу.)

Что необычного заметили?

А хотите узнать почему так происходит?

Приведите примеры слов, которые в зависимости от роли слов в предложении, могут быть то именами собственными, то нарицательными.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Подчеркните слово, которое подходитв данном предложении.

  1. Город (Орёл, орёл) - родина моей мамы.

  2. Высоко в небе летел (Орёл, орёл).

  3. У бабушки (Чёрное, чёрное) платье.

  4. Берега разных стран омывает (Чёрное, чёрное) море.

Взаимопроверка.

Г

П

И

Организует работу в группах и в парах. Формулирует задачи. Подводит итоги работы в группах.









Организует игру по теме урока.

Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры. Контролируют друг друга и проводят проверку и самопроверку, коррекцию знаний.





Выполняют упражнения.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать своё мнение и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координировать в сотрудничестве разные позиции.

Личностные:

ориентация в социальных ролях, межличностных отношениях; готовность к сотрудничеству.

Регулятивные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

5.Рефлексия учебной деятельности.







А теперь подведём итоги работы.

Каждый оценить свою работу:

Если поняли тему -зелёный,

Если поняли тему, но иногда требуется помощь учителя - жёлтый,

Если требуется помощь учителя - красный сигнал.

Оцените письменную работу в тетради.

Расскажите по схеме.

Сегодня на уроке

я

Узнал, открыл для себя…

Научился, смог…

Могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Кто из товарищей вам больше всех понравился? Кто активнее всех работал? Мне понравилась ваша работа на уроке. Получили отметки….

Ф

И

Организует анализ полученного результата урока. Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученных на уроке. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка.

Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. Оценивают работу на уроке свою и одноклассников. Высказывают свои впечатления от урока. Делают предположения. Получают позитивный настрой от урока.

Познавательные:уметь структурировать знания.

Регулятивные: оценка - осознание качества и уровня освоения учебными действиями; осуществлять итоговый контроль.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативные: уметь строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми; проявлять активность в деятельности.

6.Домашнее задание

Вам предлагается следующее задание на дом. На столах у вас кружки разного цвета. Кто выберет красный кружок, тот в домашней работе перечислит правильно интересные названия улиц города Тамбова. Кто интересуется историей, может выбрать синий кружок, тот в домашней работе укажет памятники.

А выбрав зелёный кружок, вам нужно будет сочинить историю возникновения своего имени. (Задания на доске рядом с полосками бумаги необходимого цвета)

Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.

Я думаю, что каждый из вас внёс посильный вклад в общее дело. Урок окончен.

Спасибо за совместную работу.

ФОУД (формы организации учебной деятельности): Ф -фронтальная, Г -работа в группах, П -работа в парах, И - индивидуальная.

© 2010-2022