Конспект урока по окружающему миру по теме «Красная книга. Правила поведения в природе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру

по теме

«Красная книга. Правила поведения в природе»















Корлякова И.В.

учительначальных классов













Тема: «Красная книга России. Правила поведения в природе» Задачи урока: познакомить со структурой Красной книги; растениями, занесенными в нее; расширить и углубить знания учащихся о растениях, встречающихся в нашей местности; развить воображение, умение обобщать; воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование и наглядные пособия:учебники, тетради для самостоятельных работ; рисунки растений, занесенных в Красную книгу; иллюстрации различных уголков природы, слайды по теме «Красная книга России», макет Красной книги. I Проверка домашнего задания. У - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о растениях. Откройте тетради для самостоятельных работ, где вы выполняли домашнее задание (упр.№46). Пользуясь тетрадью, ответьте на вопросы: - Какие группы растений вы уже изучили? Д - …. У - Приведи примеры дикорастущих растений нашего края. Д - Тюльпаны, ирисы, хохлатки, валериана, горицвет, ковыль, папоротник, платан, каштан, дуб. У - (вводный вопрос) Как вы думаете, почему некоторые растения называют редкими или исчезающими? Д - Потому что некоторые растения срывают люди, их вытаптывают животные. II Знакомство с Красной книгой. 1.Демонстрация слайдов «Уголки природы» 2.Сообщение темы урока, целей. У - Вы увидели прекрасные творения природы, которыми мы могли бы любоваться еще долгое время, если бы не одно обстоятельство - они занесены в Красную книгу. Это означает, что им всем угрожает исчезновение с лица Земли. Сегодня на уроке мы познакомимся с Красной книгой России. Это не совсем обычная книга. Посмотрите на нее. Как вы думаете, почему переплет у этой книги красный? Д - Красный - цвет опасности, сигнал тревоги, предупреждения. У - Правильно. Красный цвет предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» Как вы думаете, какие задачи мы могли бы поставить перед собой? Д - Узнать о растениях, занесенных в Красную книгу, вспомнить правила поведения на природе. 3.Сообщение учителя. У - Красная книга учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Она хранится в Швейцарии. В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году в одном томе, потом выяснилось, что животных и растений , нуждающихся в охране намного больше. И в 1984 г. Вышло еще два тома Красной книги. В этой книге перечислены все растения и животные, которые могут исчезнуть. И если люди не защитят их, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрет охоты, охрана в заповедниках. 4.Работа с учебником. У - Чтобы поближе познакомиться с растениями, занесенными в Красную книгу, откройте учебник на стр. 81. Рассмотрите рисунки растений. Прочитайте их названия. Какие из них вы встречали в нашем крае? 5.Сообщения учеников. У - В 1992 г. Вышла в свет Красная книга Волгоградской области, в которую занесены охраняемые виды растений и животных нашего края. Сейчас мы услышим рассказы ребят о редких растениях Волгоградской области. - Ландыш майский. Красивый цветок - ландыш. У него широкие продолговатые листья, на которых видны прожилки. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно-белого цвета, у них нежный запах. Когда ландыши отцветают, вместо цветов появляются маленькие красные горошины. Свежие цветы настаивают и получают ландышевые капли. Из стебельков получают эфирные масла. Поэтому аромат многих духов похож на запах цветков ландыша. Но он может стать и опасным для человека и животного. У человека при отравлении им начинается тошнота, рвота, судороги. Ландыш живет 21 год, а цветет всего 2-3 раза. Поэтому его надо беречь и зря не рвать. - Любка двулистная (ночная фиалка). Наименование «ночная фиалка» оно получило за усиление запаха в вечернее и ночное время с целью привлечения определенных насекомых - опылителей. Любка - многолетнее травянистое растение. Цветет в конце мая - начале июня. Встречается по глухим затененным байрачным лесам. Декоративное и лекарственное растение. - Валериана лекарственная. Латинское название рода происходит от слова «валере», что означает быть здоровым. Народное название «маун» связано с большим пристрастием к этому растению кошек. Это многолетнее травянистое довольно высокое (до 100 см) растение. Цветет в середине лета. В конце августа часто полностью засыхает. Часто встречается в поймах рек. Около населенных пунктов валериана часто полностью истреблена. - Тюльпан Шренка. Латинское название рода происходит искаженного персидского слова «дульбенд», что означает название головного убора тюрбана. В народе его называют лазоревым цветком. Многолетнее растение с невысоким стеблем (15-30 см). Цветки разнообразной окраски: красной, желтой, белой, розовой. Очень декоративное растение. - Ирис низкий. Невысокий (8-15 см) травянистый многолетник. Цветки желтые, фиолетовые, кремовые и других оттенков. Цветет в апреле-мае. Уничтожается (используется на букеты). - Кувшинка чисто - белая. Травянистое водное растение, с плавающими крупными листьями и белыми цветками с большим числом лепестков (в народе их называют водными лилиями). Вблизи населенных пунктов почти истреблено. Не выдерживает загрязнения воды отходами производства. Разнообразно практическое значение кувшинок. Очень мощные, богатые крахмалом корневища съедобны. Из семян делают муку для добавления в хлеб. (На доске появляются иллюстрации или рисунки этих растений.) 6.Работа в тетрадях. У - Чтобы лучше запомнить исчезающие растения, в тетради найдите задание№47. Какие растения вы узнали? Д - Сибирский кедр, мак, кувшинка У - Рисунок желтой кувшинки вам надо выполнить по клеткам цветными карандашами. 7.Динамический момент. У - Страницы Красной книги разноцветные. На страницах черного цвета - те, что исчезли совсем, на красных - исчезающие виды, их надо охранять. На желтых - виды, стремительно уменьшающиеся.На серых - малоизученные виды; на белых - виды, растущие на небольшой территории; на зеленых - виды, которые спасены от вымирания. На нашей доске во время сообщений учеников появились иллюстрации растений со знаком в уголке, соответствующем разделу. Ваша задача: разместить иллюстрации по разделам Красной книги (Дети снимают иллюстрации и, ориентируясь по знаку, несут на определенный стол, где сидят ученики со знаком такого же цвета. Ответственные от столов помещают собранные листы в макете Красной книги. Черный знак - ковыль, бельвалия, гиацинтин Красный знак - тюльпан, ирис, хохлатки, пион, валериана, рябчик русский, можжевельник. Желтый знак - куповка, василек, льнянка, лук Регеля). У - В нашей книге не все страницы пока собраны. Мы продолжим изучение растений и животных, занесенных в Красную книгу на занятиях кружка. III Работа с правилами поведения на природе. 1.Рассказывание стихотворения. На одной планете дружно жили дети. Не разоряли гнезда птиц ради нескольких яиц, Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы, Травку не топтали, рек не загрязняли! Все старательно, с умом берегли свой общий дом Под названием Земля, где живем и ты, и я! У - Мы говорили о том, что государство охраняет природу. А как же мы с вами можем помочь экологам? Д - …( вспоминают разные правила поведения на природе) У - А теперь прочитаем правила, предлагаемые в учебнике. 2.Чтение правил подготовленными учениками вслух. 3.Работа в малых группах. У - Научный клуб «Мы и окружающий мир» объявил конкурс на лучший экологический знак года. Лучшие рисунки будут изданы на школьных закладках. Я предлагаю принять участие в этом конкурсе всем желающим. Создайте малые группы (4 ученика). Каждой группе нужно: - перечитать правило поведения на природе в учебнике; - обсудить возможные варианты изображения экологического знака по данному правилу; У - Кто уже готов поделиться предложениями? Д - … У - Дома вы создадите экологический знак по правилам поведения на природе. IV Подведение итогов урока. У - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чем бы вы хотели поделиться с родителями? Д - … У - Валентин Берестов написал в своем стихотворении: Деревья, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Согласны ли вы с этим высказыванием? Д - Нет, так как растения - это пища для животных и человека, а также растения выделяют кислород, которым дышат животные и человек. Значит надо беречь и охранять все растения, ведь без них невозможна жизнь на Земле. У - В заключении урока послушайте стихотворение которое для на подготовила для нас … Давайте будем к тому стремиться Чтоб нас любили и зверь, и птица. И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям! Давайте будем беречь планету Во всей Вселенной похожей нету: Во всей вселенной совсем одна, Что будет делать без нас она?..














© 2010-2022