Конспект по литературному чтению на тему Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработчик методического материала.

Автор

Анварова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов.

Название

«Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Форма

Презентация.

Учебный предмет, класс

Литературное чтение, 3 класс

Название темы

«Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

MicrosoftPowerPoint

Цели дидактического материала

Цель: знакомство с жизнью и творчеством И. Сурикова, со стихотворением "Детство", работу над анализом стихотворения, отработка техники выразительного чтения, формирование умения составлять по картине текст- повествование, расширение словаря и кругозора учащихся, умение передавать свои впечатления о прочитанном.

Содержание дидактического материала

Презентация состоит из 16 слайдов.

Слайд 1- составитель.

Слайды 2- название изучаемого раздела

Слайд 3- с какими произведениями познакомились в этом разделе?

Слайд 4- задачи урока

Слайд 5 - задачи урока

Слайд 6 - портрет И. З.Сурикова

Слайд 7 - Надежда Кадышева - Что стоишь качаясь, тонкая рябина.

Слайд 8 - изображение светца.

Слайд 9 - изображение прялки

Слайды 10 - анимация физкультминутки

Слайды 11 - изображение русской избы Слайды 12 - изображение А.С. Пушкина с няней.

Слайды 13- фрагменты из стихотворения «Детство».

Слайд 14 - фрагменты из стихотворения «Детство».

Слайд 15 - фрагменты из стихотворения «Детство».

Слайд 16 - изображение сказки «Иван царевичи серый волк».

Слайд 17 - изображение сказки «Жар птица и Василиса- Царевна».

Слайд 18 - релаксация.

Ресурсы дидактического материала

Фото, графические изображения.

Используемые источники информации

scanpoetry.ru/

youtube.com/

festival.1september.ru/

nsportal.ru/

Возможности использования дидактического материала:

-педагогом на уроке

-учащимися

III, IV, VIII, XI, XII, XIII.

III, IV, VIII, XI, XIII.

Анварова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов, МОБУ Краснохолмская СОШ № 3. Аннотация урока: Урок литературного чтения в 3 классе по теме «И.З.Суриков «Детство». Уроки поэзии особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить технике выразительного чтения. Предмет: литературное чтение

УМК: «Гармония»

Класс: 3

Тема урока: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Тип урока: открытие новых знаний, творческое исследование, погружение в тему.

Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Сурикова, со стихотворением "Детство", работу над анализом стихотворения, отработка техники выразительного чтения, формирование умения составлять по картине текст- повествование, расширение словаря и кругозора учащихся, умение передавать свои впечатления о прочитанном. Личностные результаты: - формирование чувства гордости за свою Родину; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты: - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей; - готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.
Предметные результаты: - формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении; - понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Задачи урока: осмысление художественного пространства.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, диск с записью песни «Рябинушка», презентация к уроку, толковый словарь, карточки с биографией, портрет И.З. Сурикова, выставка книг, предметы старинного быта.



Технологическая карта урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые формы и методы

Уч. метод. комплект

I. Организационный момент.

1 мин

- Ребята, сегодня на улице отличная зимняя погода. Пусть в классе царит доброжелательная атмосфера в течение всего урока!

Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну. - На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!

Подготовка к уроку

Слайд 1



кроссворд

II. Введение в тему.

5 мин

- Ребята как называется раздел, который мы изучаем?

- С какими произведениями мы познакомились в этом разделе?

- Отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить.

- Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике?

- Это фамилия автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться.

- Откройте учебники на странице15.

Самостоятельная работа.

Отгадывают загадки.

(Суриков)

Слайд 2

Слайд 3

Приложение 1



Учебник стр. 15

III. Постановка целей урока

3 мин

- Какие задачи мы поставим перед собой, давайте прочитаем.

Познакомиться с произведением И.Суриков «Детство».

  • Научиться выразительно, читать стихотворение и находить в нём красивые слова.

Развивать свою устную речь, чтобы правильно говорить самим и чтобы приятно слушать было другим.

- Скажу вам по секрету: несколько учеников в нашем классе знали заранее тему нашего урока, т.к. я попросила их приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.

- Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».

Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.

- Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство».

- Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.







Прослушивание отрывка песни «Рябина»

Слайд 4

Слайд 5



Слайд 6

Приложение 2

Слайд 7

Слайд 8

Учебник стр.15- 18.

IV. Словарная работа.

7 мин

- В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться.

- Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.

Распределяют верные определения для каждого слова.

Работа в парах

Приложение 3

Слайд 9

Слайд 10

V. Физкультминутка

3 мин

Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки.
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились.
И на землю тихо-тихо,
Опустились и притихли

Слайд 11

VI . Работа с пословицами.

5 мин

- Сейчас, я хотела бы вместе с вами оказаться во второй половине 19 века и побывать в русской избе. Стать очевидцами деревенского быта.
- Давайте постучимся и войдем туда.
- Русская пословица гласит
- Красна изба углами,
А печь пирогами.

- Каков её смысл?
- "Красный угол" в крестьянской избе - угол с иконой и лампадой. Печь с пирогами - символ благополучия в доме, наличие зерна, муки, хлеба - символ хорошего урожая.


- Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров.

- Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и тд. Но люди находили себе занятия: катание на санках, пряли, при этом пели русские народные песни, слушание бабушкиных сказок долгими зимними вечерами, рассказывали разные истории, общались друг с другом.

- Я вам предлагаю отметить галочкой те предметы, которые соответствуют времени, описанному в стихотворении.

Фронтальный опрос

Слайд 12





Слайд 13

VII. Работа с текстом.

15мин

- Прочитаем 1 часть на стр. 15.

- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить? (Катание с горы)- А где происходило событие?

- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова "вот". Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

- А где происходило событие?



- И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

- И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

- Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?





(Катание с горы)

- Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
- На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
- Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
- Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!.."

Я думаю, что с радостным, - ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы - это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

Да, конечно!

Фронтальная работа



На доску прикрепляется план

Катание с горы

Слайд 14





Слайд 15

- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

- Куда забирается герой, замёрзнув на улице?

- Кто находится рядом с ним на печи?

- О чём просит герой стихотворения свою бабушку?

Тихий вечер в семье

Чтение стихотворения учащимися про себя

Слайд 16

На доску прикрепляется план

Тихий вечер в семье

- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? Как можно её озаглавить?

- А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?

- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.



- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки

"А в трубе сердито
Ветер злой поет"?

- Вот видите, какой "секрет" мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

- А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

- А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

- Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово - "журчит"? О какой речи можно так сказать?

- Как можно озаглавить эту часть?

- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

- Что снится мальчику?





Молодцы, ребята, вы меня убедили.

Бабушкины сказки

"Иван-царевич и серый волк".

- Ему было страшно: "Сердце так и мрет", то есть сердце у него замирало от страха.
- А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
- А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: "Я прижмусь к старушке...", значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

- Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
- А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

- "Тихо речь журчит". Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
- А еще очень складно...
- "Складно да ладно".
- А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

- Нет, но здесь есть слово "журчит", а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

- О плавной и красивой...
- О тихой и приятной...
- О правильной, ровной, связной.

- Волшебный сон

Иван Царевич

Сучок- птица, сад, звон, стража, схватили.

- Но ведь это, же во сне!
- И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
- А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
- А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

"И начну у бабки
Сказки я просить..."

Чтение стихотворения учащимися по цепочке













Жужжащие чтение самостоятельно.

Слайд 17

На доску прикрепляется план

Бабушкины сказки

















Слайд 18

На доску прикрепляется план

Волшебный сон

- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

- От чего он пробуждается?

- С каким чувством вспоминает поэт свои детские годы?

- Найдите строчки, в которых заключена главная мысль.

- Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.

- А как надо эти слова понимать?

- Детские годы - это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

Наступление утра

то что его поймали, от страха

чувство радости



- Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.

Чтение стихотворения учащимися по цепочке

Ученики читают последнее четверостишие

На доску прикрепляется план

Наступление утра

VIII. Подведение итогов.



3 мин

- Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что - либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?



радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма.

IX. Релаксация.

2 мин

- Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
Какой поэт был в гостях на уроке?

- Что мы читали на уроке (по жанру)?

Суриков.

стихотворение

X.Оценивание.

1 мин

- Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе.

- Для вас веселый зимний снеговик.

Прослушивание

Слайд 19

XI. Домашнее задание

2 мин

- Выучить 2 части стихотворения. Ребята, спасибо за урок.

Кроссворд

3.



2.

1.

Р

К

О

4.





.

Приложение 1

1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит. 1б. . (Снег.)

3. Что можно увидеть с закрыты-

ми глазами? 1б. (Сновидение.)

4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,

Да не птица. 1б. (Вьюга.)

2. Белый дед - белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт. 1б. (Сугроб.)

Приложение 2

Биография поэта.

1. Иван Захарович Суриков родился в 1841 году в селе Новоселово в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. С 8 лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства.

2. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко смеялись. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

3. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Главная тема стихов поэта - жизнь бедного деревенского народа, красота природы, проникнутая грустью и сочувствием к тяготам и горестям крестьянской жизни. Известные его стихотворения : Зима, ночью, рябина, осенью, за городом, на берегу.

Стихотворения были написано более 100 лет назад. Ещё в 19 веке.

4. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер поэт в 1840 году от тяжелой болезни - чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Приложение 3

Кубарем качуся- приспособление для ручного прядения.

Ветхий - подставка для лучины, освещавшей избу.

Лапти - игры, развлечения

Светец - сделать мрачным, темным

Омрачали - крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Прялка- стремительно, быстро, кубарь - детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Забава - дряхлый, пришедший в негодность.

Смежить - замирает.

Сердце так и мрет - сомкнуть, закрыть

Карточки план

Катание с горы


Тихий вечер в семье


Бабушкины сказки


Волшебный сон


Наступление утра



© 2010-2022