- Преподавателю
- Начальные классы
- В помощь воспитателю, педагогу. Развивающее занятие с детьми младшего возраста
В помощь воспитателю, педагогу. Развивающее занятие с детьми младшего возраста
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Абакарова Б.К. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
МДОАУ д/с «Белочка»
Непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной «В» группе
«Таинственный мир насекомых»
Подготовила:
воспитатель
Абакарова Б.К.
г. Пыть-Ях
2014
Тема: «Таинственный мир насекомых»
Цель: Закрепление знаний детей о звуках речи, через познания мира насекомых.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания о насекомых - виды, среда обитания, свойства; продолжать формировать навыки и умения выделять звук в слове, твердые и мягкие согласные, составлять предложения с опорой на картины, делить слова на слоги, измерять длину слов, выразительно читать стихи. Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память; активизировать, обогащать словарный запас детей по теме; развивать связную речь; развивать образность речи. Воспитательные: Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете; любовь к природе.
Материалы и оборудование: письмо Феи; шары, бумажные паучки; карточки с изображением насекомых, зверей и птичек, карточки с буквами; картинки с изображением силуэтов бабочек, мячик.
Форма проведения: подгрупповая.
Словарная работа: Существительные: солнце, небо, земля, трава, деревья, люди , птицы, насекомые. Прилагательные: голубое, сильный, теплая, мягкая, высокое, зеленые. Глаголы: просыпаются, появляются, оттаивает, греет, пищит, жужжит.
Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; двигательная; продуктивная.
Методы и приемы: игровые упражнения; наглядный метод; демонстрационный метод; дидактическая игра; рассказ; объяснение; беседа.
Интеграция образовательных областей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.
Предварительная работа: разучивание стихотворений; тематические беседы; развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Планируемые результаты: у детей сформированы знания о насекомых - видах, среде обитания; навыки и умения выделять звук в слове, твердые и мягкие согласные, умения составлять предложения с опорой на картины, делить слова на слоги, измерять длину слов, выразительно читать стихи. Полученные знания, умения и навыки в дальнейшем помогут в усвоении школьной программы.
Последующая работа: планируется изготовление альбома «Насекомые», в которой дети самостоятельно напишут названия насекомых. Звуки в названиях будут обозначены соответствующим цветом.
Ход образовательной деятельности
1.Организационный момент.
(Дети заходят в зал, встают полукругом).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А как еще можно поздороваться?
Дети: Доброе утро, Добрый день! Добрый вечер!
2. Эмоциональная настройка - минуту релаксации.(Звучит запись «Звуки весны»). (Слайд 2)
Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. Выдохните, через рот все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)
3.Основная часть.
В окно залетают воздушные шары с письмом. (Слайд 3) Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я лесная фея. Мне известно, что вы настоящие любители природы. Много знаете о моих лесных помощниках: птицах, зверюшках и насекомых. Я так хотела встретиться с вами, но, к сожалению, не могу. С наступлением весны, у меня много хлопот: встретить перелётных птиц, разбудить медведей и ежей, поворошить прошлогоднюю листву, чтобы насекомым было легче выйти из своих зимних домиков навстречу солнышку. Но я боюсь, что я со всем этим одна не справлюсь. Помогите мне, пожалуйста, разбудить насекомых от зимней спячки. А разбудить насекомых вы сможете только, выполнив задания, которые находятся в конверте. Успешно справитесь со всеми - вас ждет сюрприз.
Желаю вам удачи.
Воспитатель: Ребята, поможем лесной фее разбудить насекомых?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте присядем. Но сначала я вам загадаю загадку, послушайте:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно! Давайте назовем приметы весны. А поможет нам в этом волшебный экран. (Слайд 4)
(Дети называют приметы весны по цепочке, передавая мячик друг другу с опорой на анимационные картины на слайде).
Воспитатель: Молодцы! Чтобы назвать приметы весны, что вы сделали?
Дети: Составили предложение.
Воспитатель: Из чего состоит предложение?
Дети: Предложение состоит из слов.
Воспитатель: А из чего состоят слова?
Дети: Слова состоят из слогов?
Воспитатель: Из чего состоят слоги?
Дети: Слоги состоят из звуков.
Воспитатель: Все молодцы. Сейчас нам пора приступить к выполнению заданий Феи.
Чтобы узнать, кого мы разбудим первым, нам нужно разгадать загадку:
На полянке, возле ёлок,
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
Дети: Муравейник с муравьями.
Воспитатель: Чтобы разбудить муравья, нам нужно перебраться, через эту речку.
Как нам быть? Как мы это можем сделать?
Дети: На лодке, на плоту, через мостик.
Воспитатель: Давайте попробуем построить мостик! Посмотрите, у меня есть досточки, но они не простые, на них слоги. Их нужно соединить так, чтобы получилось слово
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Сколько слогов в этом слове?
Дети: В слове «насекомые» - пять слогов.
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Вот и муравей проснулся! (Слайд 5-1)
Что интересного вы знаете про муравья?
Дети: Муравей самый сильный на земле. Муравьи - прекрасные строители.
В муравейнике разные муравьи выполняют разные виды работ. Муравьи-
солдаты охраняют вход в муравейник. Другие муравьи ухаживают за
личинками. Третьи собирают пищу. Есть муравьи, которые пасут тлей.
3. Кого же нам следующим надо разбудить?
Сок цветов душистых пьет
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее …. (пчела)
Воспитатель: Правильно, ребята. Послушайте задание!
На мольберте три больших цветка: синий, зеленый и красный; А на другом мольберте «пчёлка», «мёд» , «воск». Звуки из этих слов должны улететь к своим цветкам. Подумайте, какие звуки прилетят на красный цветок, какие на синий и какие на зеленый цветок.
Перед тем, как полететь, дети поют потешку:
Пчелка, пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок,
Принеси мне медок!
Чтобы звуки из каждого слова улетели к своим цветкам, воспитатель приглашает детей для участия в игре. Каждый ребенок объясняет, почему этот звук прилетел именно к этому цветку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на экран, вы разбудили пчелу. (Слайд5-2)
Воспитатель: А вы знаете сейчас, кого мы разбудим?
Узнаете, если разгадаете мою следующую загадку.
Одежды не шью,
А ткань всегда тку?
Дети: Паук.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А чтобы проснулся паук, нам нужно немного посоревноваться. Присаживайтесь за столы. У вас на столах маленькие паучки.
Они помогут вам принять участие в игре «Чей паучок быстрее?». (Дыхательная гимнастика за столом: глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот в трубочку, не раздувая щек на бумажных паучков - 3 раза)
Дети: Соревнуются.
Воспитатель: Молодцы! Вот и паук проснулся. (Слайд 5-3)
Что вы можете рассказать про пауков?
Дети: Все пауки умеют плести паутину. Она нужна пауку для ловли добычи.
У каждого паука по восемь ног и по восемь глаз.
5. Воспитатель: Если вы угадаете, про кого я сейчас говорю, вы узнаете, кого нам нужно разбудить следующим:
Два рога - не бык,
Шесть ног - без копыт.
Дети: Жук (жук-олень).
Воспитатель: Правильно! Чтобы проснулся жук - олень, вам необходимо посчитать, сколько раз вы услышите звук Ж в стихотворении, которое прочитаю сейчас:
- Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Дети: Четыре раза. В слове жук (в начале слова), не может (в середине слова), ждет (в начале слова), поможет (в середине слова).
Воспитатель: Отлично! Вот и жук проснулся! (Слайд 5-4) Что вы можете рассказать о нем?
Дети: Жук-олень - самый большой жук. Его назвали так, потому что челюсти у него похожи на рога оленя (оленьи рога). Питается он гниющей древесиной.
6. Воспитатель: Угадайте, кого сейчас разбудим мы?
Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик.
Дети: Стрекоза.
Воспитатель: Чтобы проснулась стрекоза, я предлагаю вам поиграть. Скорее превращайтесь в стрекоз!
Физминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела
На четыре - полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Воспитатель: Хорошо! Вот мы и разбудили стрекозу. (Слайд 5-5)
Расскажите немного о стрекозе.
Дети: У стрекозы очень большие глаза. Она может смотреть сразу и назад и вперед, поэтому хватает добычу на лету. Откладывает свои яички в воду и размножается в воде.
7. Воспитатель: Послушайте следующую загадку:
Не зверь, не птица,
Носок как спица,
Летит - кричит,
Сядет - молчит,
Дети: Комар.
Воспитатель: Правильно! Давайте разбудим комара!
Что интересного вы знаете о комаре? Чтобы проснулся комар, поиграем в интересную игру «Что на картинке лишнее?». Нужно на карточке найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Воспитатель: Все молодцы, и комар проснулся (Слайд 5-6). Что вы знаете о комаре?
Дети: Комар не пищит. Звук, который он издает, получается, от дрожания крыльев. Комары разговаривают друг с другом с помощью крыльев.
8. Воспитатель: А вот и последняя загадка:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Правильно! Значит, нам нужно разбудить бабочку. Для этого нам нужно заштриховать бабочек на карточках разноцветными карандашами.
Но сначала, мы поиграем пальчиками:
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки "бегут" по предплечью,а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу
Крылышки - вертикальными волнистыми линиями, а туловище - горизонтальными прямыми. Посмотрим, у кого получится самая нарядная бабочка.
Дети, выполняют задание на фоне спокойной мелодии «Звуки весны». Затем показывают друг другу свои работы. (Слайд 5- граммофон)
Воспитатель: Вы очень хорошо справились с заданием. У всех получились очень красивые бабочки. Посмотрите на экран, вы разбудили бабочку! (Слайд 5- 7)
Воспитатель: Что вы можете рассказать о бабочках?
Дети: Самка бабочки откладывает яйца на листья растений.
Вылупившиеся гусеницы сразу начинают поедать листья.
Питаясь, гусеницы растут, меняя оболочки.
Когда оболочка куколки лопается, из нее выходит взрослая бабочка.
Входит в зал лесная Фея (Слайд 5-граммофон)
Фея: Здравствуйте, ребята! Я пришла поблагодарить вас. Вы мне очень помогли.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, кого мы сегодня разбудили?
Дети: Мы разбудили муравья, пчелу, паука. Разбудили комара, жука - оленя, стрекозу и бабочку.
Воспитатель: Как их можно назвать, одним словом?
Дети: Насекомые.
Фея: Какое задание больше всего вам понравилось и почему? (ответы детей). Может, вы знаете стихотворения про насекомых?
Дети рассказывают:
1.Когда в душистом сквозняке
Присядешь тихо в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг.
2.Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
3.Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
4.Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
Сюрприз лесной феи:
«Волшебный цветок знаний» (оформленные разноцветными лепестками конфеты).