- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения по произведению В. Хмельницкого Снег и скрипка
Урок литературного чтения по произведению В. Хмельницкого Снег и скрипка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Маринина В.И. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72
Урок литературного чтения на тему «Учитесь видеть Красоту» по произведению В.Хмельницкого «Снег и скрипка» Разработала урок Маринина Валентина Ивановна, учитель начальных классов
Ульяновск, 2012 Тема: Учитесь видеть Красоту. В.Хмельницкий «Снег и скрипка». Цель: знакомство с произведением В.Хмельницкого. Задачи: Образовательные: - организовать деятельность учащихся для изучения и анализа произведения; - учить выразительному чтению сказок; - учит Развивающие: - развитие и обогащение речи учащихся; - развитие фантазии, творческого воображения через различные виды работы над сказкой; Воспитательные: - раскрыть нравственный смысл произведения (видеть красоту окружающего мира); - воспитание культуры общения. Оборудование: карточки-подсказки, памятки с критериями оценивания выразительного чтения, карточки для работы в группах, резаная бумага для эксперимента, макеты телефонных трубок, плакат схема зрительно-двигательных траекторий (по методике В.Ф. Базарного); запись произведений Вивальди «Времена года». Ход урока:
Друзья мои! Я очень рада вновь Видеть свой любимый класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений: Мы вместе сочиним урок!
- Сегодня мы продолжим путешествие по разделу «Самое обыкновенное чудо». Познакомимся с еще одной сказкой- миниатюрой Виктора Хмельницкого, научимся выразительно читать сказку, найдем в ней красивые слова, определим настроение автора и свои чувства, поработаем в творческой мастерской. Ваша задача: определить, какой нравственный урок вы получили, читая сказки В.Хмельницкого. III. Проверка домашнего задания:
Оценка чтения товарища сигнальными карточками: красиво прочитал, без ошибок; хорошо, были небольшие недочеты; надо еще подучить.
- Итак, чем особенны сказки Виктора Хмельницкого? (можно увидеть необычное в обычном) Что означает сказка - миниатюра? IV. Усвоение новых знаний:
- Отгадайте загадку: белый, пушистый, летит, порхает, кружится. (Снег)
- Какие чувства возникли в вашем сердце? Почему?( На столах у детей карточки- подсказки) - Какое настроение автора вы почувствовали? Обоснуйте. - Найдите слова, передающие чувства автора. - Придумайте мелодию к этой сказке. (лирическая песня, звучание скрипки) - Представьте, что вам нужно нарисовать картину к этой сказке. Какие краски вы бы использовали? 4) Словарная работа: (читают слова по слогам, затем - целым словом) Беззвучно, растопыренными. - Проведем эксперимент: изобразите, как снег летит беззвучно (на столах мелко нарезанная бумага, дети изображают летящий снег) - Изобразите растопыренные пальчики - снежинки. 5) Самостоятельное чтение сказки (звучит музыка Вивальди). - На сколько частей можно разделить текст? - Озаглавьте каждую часть словами из текста, у вас получится цитатный план (на доске). - Каким вы видите Снег? Опишите его. - Почему Снег скрипит? (Ответы детей: он так играет свою мелодию. Снег - это замерзшая вода и она хрустит, когда ломается лед. Снег еще плохо «играет» на скрипочке, он только учится.) - Какой характер у Снега? - Какими словами автор дает нам понять, что Снег научится летать? («Это пока Снег только скрипит…»). - Придумайте свое название сказки. (Варианты детей: Почему Снег скрипит? Что услышал Снег? Пока Снег маленький….) - Подберите из текста строки, которые подходят к иллюстрации в учебнике. - Какими средствами художественной выразительности пользовался автор? - Найдите в сказке образные средства языка, олицетворения, сравнения, эпитеты. - С какой целью использует их автор? (Варианты детей: чтобы передать красоту снегопада, найти поэзию в обычной жизни, показать необычное в обычном, …) - Почему привычные вещи в сказке озарились волшебным светом? (Ответы детей: их оживили, они несут радость, доброту)
Дифференцированное задание: 1 группа - из слов, данных на карточке, вычеркни те, которые в тексте не использовались.
|
2 группа - пересказать текст по опорным словам: снег, беззвучно опускался, падал, растопыренными снежинками, услышал скрипку.
3 группа - придумайте продолжение сказки.
Проверка выполнения заданий.
- Понравилась вам сказка?
- какой нравственный урок вы получили? (Варианты ответов: учись видеть красоту. Красота рядом с нами, надо только уметь ее видеть. Как прекрасен этот мир! Красота спасет мир! )
-
Физпауза (по методике Базарного)
-
Творческая мастерская. Работа в группах.
- Продолжаем сочинять урок. Работает творческая мастерская.
1 группа - Продолжите сказку по ее началу: «Вата спускалась все ниже и ниже, а снега все не было. И вот…».
2 группа - Сочините сказку по картинке.
3 группа - Сочините сказку от шуточного вопроса: «О чем мечтала сосулька?»
4 группа - Придумайте сказку о запахах зимы.
5 группа - Сочините «Белую сказку».
6 группа - Постройте модель зимней сказки.
Представитель каждой группы зачитывает результаты творческой работы. Ученики обмениваются мнениями.
-
Домашнее задание:
- выразительное чтение сказки;
На выбор:
-
Выучить сказку наизусть.
-
Сочинить стихотворение по рифме «скрипучий - колючий»
-
Найти и прочитать другие сказки В.Хмельницкого.
-
Рефлексия:
- Какие задания показались вам наиболее интересными?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
-
Итог урока:
- Понравился ли вам урок?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Оцените его по следующим критериям (на доске):
-
Интересный Неинтересный
Полезный Бесполезный
Легкий Трудный
- Что было для вас интересным? Что - полезным?
Спасибо за урок!!!