Урок литературного чтения по произведению В. Хмельницкого Снег и скрипка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №72


Урок литературного чтения на тему

«Учитесь видеть Красоту»

по произведению В.Хмельницкого

«Снег и скрипка»

Разработала урок

Маринина Валентина Ивановна,

учитель начальных классов



Ульяновск, 2012

Тема: Учитесь видеть Красоту. В.Хмельницкий «Снег и скрипка».

Цель: знакомство с произведением В.Хмельницкого.

Задачи:

Образовательные: - организовать деятельность учащихся для изучения и анализа

произведения;

- учить выразительному чтению сказок;

- учит

Развивающие: - развитие и обогащение речи учащихся;

- развитие фантазии, творческого воображения через различные

виды работы над сказкой;

Воспитательные: - раскрыть нравственный смысл произведения (видеть красоту

окружающего мира);

- воспитание культуры общения.

Оборудование: карточки-подсказки, памятки с критериями оценивания

выразительного чтения, карточки для работы в группах, резаная

бумага для эксперимента, макеты телефонных трубок, плакат схема

зрительно-двигательных траекторий (по методике В.Ф. Базарного);

запись произведений Вивальди «Времена года».

Ход урока:


  1. Организационный момент

Друзья мои!

Я очень рада вновь

Видеть свой любимый класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений:

Мы вместе сочиним урок!


  1. Целеполагание.

- Сегодня мы продолжим путешествие по разделу «Самое обыкновенное чудо». Познакомимся с еще одной сказкой- миниатюрой Виктора Хмельницкого, научимся выразительно читать сказку, найдем в ней красивые слова, определим настроение автора и свои чувства, поработаем в творческой мастерской. Ваша задача: определить, какой нравственный урок вы получили, читая сказки В.Хмельницкого.

III. Проверка домашнего задания:

  1. Работа в парах. Задание «Телефонный разговор». (Ученики держат в руках модель телефонной трубки и читают друг другу наизусть сказку- миниатюру В.Хмельницкого «Соловей и бабочка»). На партах памятки с критериями оценивания выразительного чтения.

Оценка чтения товарища сигнальными карточками: красиво прочитал, без ошибок; хорошо, были небольшие недочеты; надо еще подучить.

  1. Проверка творческого задания: читают двустишия, которые сочинили из данной пары слов («бело- замело»)

- Итак, чем особенны сказки Виктора Хмельницкого? (можно увидеть необычное в обычном) Что означает сказка - миниатюра?

IV. Усвоение новых знаний:

  1. «Погружение» в урок:

- Отгадайте загадку: белый, пушистый, летит, порхает, кружится. (Снег)

  1. Первичное чтение учителем сказки.

  2. Обмен впечатлениями:

- Какие чувства возникли в вашем сердце? Почему?( На столах у детей карточки- подсказки)

- Какое настроение автора вы почувствовали? Обоснуйте.

- Найдите слова, передающие чувства автора.

- Придумайте мелодию к этой сказке. (лирическая песня, звучание скрипки)

- Представьте, что вам нужно нарисовать картину к этой сказке. Какие краски вы бы использовали?

4) Словарная работа:

(читают слова по слогам, затем - целым словом)

Беззвучно, растопыренными.

- Проведем эксперимент: изобразите, как снег летит беззвучно (на

столах мелко нарезанная бумага, дети изображают летящий снег)

- Изобразите растопыренные пальчики - снежинки.

5) Самостоятельное чтение сказки (звучит музыка Вивальди).

- На сколько частей можно разделить текст?

- Озаглавьте каждую часть словами из текста, у вас получится

цитатный план (на доске).

- Каким вы видите Снег? Опишите его.

- Почему Снег скрипит? (Ответы детей: он так играет свою мелодию.

Снег - это замерзшая вода и она хрустит, когда ломается лед. Снег

еще плохо «играет» на скрипочке, он только учится.)

- Какой характер у Снега?

- Какими словами автор дает нам понять, что Снег научится летать?

(«Это пока Снег только скрипит…»).

- Придумайте свое название сказки. (Варианты детей: Почему Снег

скрипит? Что услышал Снег? Пока Снег маленький….)

- Подберите из текста строки, которые подходят к иллюстрации в

учебнике.

- Какими средствами художественной выразительности пользовался

автор?

- Найдите в сказке образные средства языка, олицетворения,

сравнения, эпитеты.

- С какой целью использует их автор? (Варианты детей: чтобы

передать красоту снегопада, найти поэзию в обычной жизни,

показать необычное в обычном, …)

- Почему привычные вещи в сказке озарились волшебным светом?

(Ответы детей: их оживили, они несут радость, доброту)

  1. Работа над выразительностью. 2 ученика читают сказку, дети оценивают выразительность чтения по памяткам.


  1. Физпауза.


  1. Закрепление знаний и способов действий:

Дифференцированное задание:

1 группа - из слов, данных на карточке, вычеркни те, которые в тексте не использовались.


Садился Порхал

Крутился Падал

Опускался Сидел

Болтал Сказал

Подумал Молчал

2 группа - пересказать текст по опорным словам: снег, беззвучно опускался, падал, растопыренными снежинками, услышал скрипку.

3 группа - придумайте продолжение сказки.

Проверка выполнения заданий.

- Понравилась вам сказка?

- какой нравственный урок вы получили? (Варианты ответов: учись видеть красоту. Красота рядом с нами, надо только уметь ее видеть. Как прекрасен этот мир! Красота спасет мир! )


  1. Физпауза (по методике Базарного)


  1. Творческая мастерская. Работа в группах.

- Продолжаем сочинять урок. Работает творческая мастерская.

1 группа - Продолжите сказку по ее началу: «Вата спускалась все ниже и ниже, а снега все не было. И вот…».

2 группа - Сочините сказку по картинке.

3 группа - Сочините сказку от шуточного вопроса: «О чем мечтала сосулька?»

4 группа - Придумайте сказку о запахах зимы.

5 группа - Сочините «Белую сказку».

6 группа - Постройте модель зимней сказки.

Представитель каждой группы зачитывает результаты творческой работы. Ученики обмениваются мнениями.


  1. Домашнее задание:

- выразительное чтение сказки;

На выбор:

  1. Выучить сказку наизусть.


  1. Сочинить стихотворение по рифме «скрипучий - колючий»

  2. Найти и прочитать другие сказки В.Хмельницкого.


  1. Рефлексия:

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?


  1. Итог урока:

- Понравился ли вам урок?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Оцените его по следующим критериям (на доске):

Интересный Неинтересный

Полезный Бесполезный

Легкий Трудный

- Что было для вас интересным? Что - полезным?

Спасибо за урок!!!


© 2010-2022