- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Проектная деятельность, 3 класс
Рабочая программа Проектная деятельность, 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нефедова Е.П. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе, колледжах, техникумах, вузах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развитие психических процессов;
- развитие личности младшего школьника;
- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Цель работы над проектами в начальной школе Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся могут выбирать, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Представление проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой - собранная и систематизированная картотека по теме. Тема: малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки)
- Создание сборника пословиц и поговорок.
- Создание сборника загадок.
- Викторина.
- Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
- Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
- Создание собственных сказок.
- Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
Тема: никто не забыт, ничто не забыто
- Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:
- Создание сборника произведений о войне.
- Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».
Тема: моя Родина
- Подготовка сборника произведений о Родине.
- Создание коллажа «Моя Родина».
- Подготовка читательской конференции.
- во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;
- во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;
- в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
Примерные направления проектной деятельности в курсе «Окружающий мир» Объект исследования: объекты и явления природы
- Сезонные явления природы
- Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года
- Погода своего региона
- Минералы и горные породы своей местности
- Почвы своей местности
- Дикорастущие растения своего региона
- Культурные растения своего региона
- Грибы своей местности
- Местные виды насекомых
- Разнообразие и поведение рыб (на примере обитателей аквариума)
- Местные виды птиц
- Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)
- Домашние животные вокруг нас
- Поведение домашних животных (на конкретном примере)
- Экологические связи в природе
- Местная экосистема (луг или др.)
- Влияние факторов среды на рост и развитие растений
- Хозяйственная деятельность людей в своем регионе
- Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности
- Загрязнение местных экосистем
- Правила поведения в экосистеме
- Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона
- Природоохранная деятельность человека в своем регионе
- Связь между состоянием природы и здоровьем человека
- Изменение частоты пульса в течение суток
- Изменение температуры тела в течение дня
- Режим дня младшего школьника
- Рациональное питание младшего школьника
- Источники шума вокруг нас
- Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
- Сезонные игры народов нашего края
- Сезонные игры народов разных регионов России и мира
- Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.
- Моя родословная
- Наш семейный альбом
- Рецепты домашней кухни
- Имена родного края
- История в названиях рек, морей, океанов
- Прошлое в названиях городов России
- История в названиях городов мира
- Памятники города
- Памятники столицы России
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Проекты отличаются друг от друга:
- результатом:
- числом детей:
- продолжительностью (от 1 часа и более);
- числом этапов и наличием промежуточных результатов
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Календарно-тематическое планирование*
2 класс
Класс
Направления деятельности
Количество часов
Теория
Практика
-
Введение (1 час)
05.09
1. Проект! Что это?
1 ч.
-
Учимся делать проекты. (5 часов)
12.09
2. Как много интересного вокруг.
1ч.
19.09
26.09
3-4. «Учимся выбирать дополнительную литературу»
1ч.
1ч.
03.10
10.10 5-6.Библиотечное занятие «Источники информации»
1ч.
1ч.
III. Мы исследователи.
17.10
24.10
7-8. Осень на дворе
1ч.
1ч.
31.10
14.11
21.11
9-11. Устное народное творчество
2ч.
1ч.
28.11
05.12
12-13. Зима пришла
1ч.
1ч.
12.12
19.12 14-15.Главный праздник - Новый год
1ч.
1ч.
26.12
16.01
16-17.Растения
1ч.
1ч.
23.01
30.01
18-19. Животные
1ч.
1ч.
06.02
13.02
20-21. Такие разные машины
1ч.
1ч.
20.02
27.02
06.03
22-24. Мой край - любимый край!
2ч.
1ч.
13.03
20.03
25-26. Создание коллажа «Моя Родина»
1ч.
1ч.
03.04
10.04
27-28 .Уж тает снег! Бегут ручьи…
1ч.
1ч.
17.04
24.04
29-30. Никто не забыт - ничто не забыто…
1ч.
1ч.
08.05
15.05
31-32. Что такое лето?
1ч.
1ч.
IV. Заключение. (2 часа)
22.05
33. Что мы теперь умеем!
1ч.
29.05
34. Моя лучшая работа!
1ч. Всего - 34 часов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223с.
- Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2011. - 192с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011. - 111с.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. - 176с.
- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - 80с
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
- Е.Г. Новолодская Организация проектной деятельности учащихся // «Начальная школа + до и после». - 2009. - №1. - с 3-6
- И.С. Хирьянова Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе// «Начальная школа + до и после». - 2009. - №1. - с 10- 15.
- Г.В.Скворцова Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей//«Начальная школа+до и после». - 2006.- №11. - с 20- 21.