Конспект по изобразительному искусству на тему Древние Эллады. Вазопись

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Деяновская основная школа










Конспект по изобразительному искусству

на тему: «Древние Эллады. Вазопись»









Учитель начальных классов:

Лапшова Татьяна Евгеньевна



с. Деяново

2016 год
Тема урока: «Древние Эллады. Вазопись» Класс: 4. Программа: «Школа России» Предмет: изобразительное искусство Тип урока: урок изучения нового материала. Цели и задачи урока: -ознакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции; - развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление; -сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чёрнофигурных и краснофигурных), их форме, декоре;

  • формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;
- воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре Древней Греции. Формируемые УУД:
  • регулятивные: формировать вопросы по теме; преобразовывать практическую задачу в учебно - познавательную;
  • познавательные: выделять информацию, необходимую для решения проблемы под руководством учителя;
  • коммуникативные: высказывать свою точку зрения; умение слушать и вступать в диалог;
  • личностные: осуществлять рефлексию своего отношения к уроку.
Планируемые результаты: школьники узнают роль искусства Древней Греции для общемировой культуры; приобретут знания о конструктивных элементах керамических изделий; усовершенствуют умения по созданию образов людей. Оборудование урока: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Музыкальный ряд: музыка для души. Шаблоны для детей. Глиняная посуда. Материалы к уроку: Белая бумага, фломастеры, краски, гуашь.

План. I. Организационный момент. 2 мин. II. Актуализация знаний. 4 мин. III. Сообщение темы и целей урока. 3 мин. IV. Работа по теме урока. 12 мин. V. Физкультминутка. 2 мин. VI. Практическая работа. 15 мин. VII. Мини- Выставка работ. 1 мин. VIII. Рефлексия. Подведение итогов. 5 мин. IX. Домашнее задание. 1 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(слайд 1) (Звучит музыка - Бузуки 1) Древние греки, античные греки, Многим прославились греки навеки. Даже порой удивленье берёт: Ну до чего знаменитый народ! Храбро с врагами они воевали, Мудрые мифы они создавали (С детства знакомы любому из нас И Прометей, и Геракл, и Атлас). Древние греки моря бороздили, Время для спорта они находили, И Олимпийские игры они Тоже придумали в давние дни! Строили греки театры и храмы, Ставили греки комедии, драмы. А посмотрите теперь, каково Было гончарное их мастерство!

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Мир истории и искусства полон чудес. Но есть на нашей земле особые места, которые вызывают у нас восхищение. Сегодня я Вас вновь приглашаю в путешествие, но сегодня оно будет заграничным. И узнать, в какую страну мы отправимся, поможет Вам ребус. (слайд 2) Конспект по изобразительному искусству на тему Древние Эллады. Вазопись Дети: это Греция. Учитель: Верно ребята, страной, в которую мы отправляемся, является Греция. Учитель: Каждый народ создаёт свой прекрасный и мудрый художественный мир - своё искусство. Искусство выражает душу этого народа, его особое лицо, его образ. В искусстве каждого народа всё взаимосвязано и неслучайно. А что выражается в культуре народа? (Дети высказывают своё мнение.) Учитель: И мы отправились с Вами в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Ребята, а кто из вас знает, как раньше жители Греции называли свою страну? Дети: Эллада, а позднее эту страну назвали Древней Грецией. Учитель: А как называется столица Греции? Ученик: Столица Греции - Афины.
  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Хотя древние греки жили несколько тысяч лет назад, нам многое известно об их жизни. Археологи раскопали много древнегреческих городов, построек и разнообразной утвари. На керамических сосудах сохранилась роспись. Эти изображения дали учёным представления о том, как выглядели греки, что носили, какие у них были дома, мебель, корабли. В Древней Греции, как и во всём древнем мире, искусство играло огромную роль в жизни человека. Особенная роль принадлежала изобразительному искусству. Учитель: Ребята, скажите, что вы видите на выставке? (ответы детей) -Из чего они сделаны? -Как иначе называется посуда, сделанная из глины? Дети: Посуда, которая сделана из глины называется керамика. Учитель: Подумайте, какой же будет тема урока? (ответы детей) Темой нашего урока будет. «Древние Эллады. Вазопись» (слайд 3) Чему мы научимся на уроке? Что мы узнаем?
  1. Работа по теме урока.

Учитель: Сегодня нас интересует один из районов города - Керамик. От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово "керамика". - Какую работу выполняли гончары? (ответы детей) Учитель: Керамикой называют все виды изделий из обожженной глины и само гончарное искусство. Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он рождался, она стояла у его колыбели, он делал из неё первый глоток. Она украшала даже бедную хижину. В ней хранились припасы. Она была наградой победителю. Поэтому керамику старались украсить орнаментом и рисунками. Так что живопись Древней Греции была такой же прекрасной, как архитектура и скульптура. Посудой из керамики мы пользуемся до сих пор. Некоторые образцы есть на нашей выставке. Существовало два стиля вазописи. (слайд 4) Был ранний стиль - чернофигурный - сформировался к 4 в. до н. э. Чёрные фигуры изображали на красном фоне - естественном цвете глины. В 5 веке фон стал чёрным, а фигуры оранжево красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название - краснофигурный. Сосуды были разной формы и назначения. Вазы украшались орнаментами и рисунками. Самый распространённый орнамент - меандр, имеющий форму ломанной линии под прямым углом. Он получил своё название по сходству с очень извилистой рекой в Малой Азии, которая так и называлась - меандр (течение реки). Пальметта - декоративный орнамент, напоминающий листья пальмы. Сюжетами для росписи ваз служили сцены повседневной жизни, легенды и мифы, спортивные соревнования. Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. Вазопись является своеобразной иллюстрацией жизни древних греков. Греческих сосудов очень много. Они разнообразны по форме и по назначению. Сегодня мы познакомимся с основными формами ваз и их декором. Я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по Эрмитажу. (слайд 5) Ученик: Госуда́рственный Эрмита́ж - один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Находится в Санкт-Петербурге. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина II. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж. Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Государственный Эрмитаж входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира. В Эрмитаже находится большая коллекция древнегреческих ваз. О некоторых их них нам расскажут ученики - экскурсоводы. Амфора (слайд 6) - длинный сосуд с узким горлышком и ручками с двух сторон для хранения вина и масла. Их дарили победителям на олимпийских играх. Кратер (слайд 7) - сосуд с широким горлышком и маленькими загнутыми ручками с двух сторон. Использовался для смешивания вина с водой. Килик и скифос (слайд 8) - широкие бокалы с короткой ножкой для питья вина. Лекиф (слайд 9) - сосуд с одной ручкой для хранения оливкового масла, который спортсмены прикрепляли к поясу. Масло использовали для получения ровного загара. Украшали их изображениями спортивных состязаний. Гидрия (слайд 10) - сосуд с круглым туловом, длинным горлышком, на конце которого чашеобразное окончание. Использовался для переноса и хранения воды. - Вам понравились греческие вазы? (Ответы детей.) - Что вам особенно понравилось? (ответы детей) Учитель: О Древней Греции написано много различных произведений. Это рассказы и мифы. Некоторые из них предоставлены на нашей выставке. Про Грецию сочинили много стихов и одно из них сейчас вы послушаете. О. А. Таратутинн "Античные вазы". (Звучит музыка 2) Ученик: Прекрасные эти античные вазы Понравились нам почему-то не сразу. "Подумаешь вазы!" - подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала взглянули на них мы, скучая, Потом мы к одной пригляделись случайно, Потом загляделись… И может быть час Никак не могли оторваться от ваз. То вазы-гиганты, то карлики-вазы, И каждая ваза с рисунком-рассказом! …Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. Афина Паллада диктует законы. Сражается с Гектором грозный Ахилл (и Гектор, как видно, лишается сил)… А вот Артемида, богиня охоты, Из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. А вот - Одиссей, подающий советы. А это - кентавры… А это… А это… Но мы описать и не пробуем враз Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
  1. Физкультминутка.

Учитель: В каждом предмете кроется своя история. И каждая из ваз имеет свой смысл и предназначение.
  1. Практическая работа.

-На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину - сюжетную роспись. Орнаментом украшали менее важные части вазы - ножку и горлышко. Главную часть сосуда, тулово, занимала картина - сюжетная роспись, на которой изображались жанровые и мифологические сцены. - Как вы думаете, что значит жанровые сцены? (Жанровые, т.е. бытовые) Именно по этим картинам историки смогли составить представление о том, как протекала их жизнь, чему они поклонялись, что ценили больше всего. - Мифологические сцены? Объясните понятие «миф». (Миф- это сказание, повествование о происхождении богов и мира, об отношениях богов и людей, о героях). Мы рассмотрели, что изображалось на керамике. А теперь давайте представим себя в большой мастерской, где мы художники и нам нужно расписать вазу. У вас на столах лежат картонные шаблоны. (Приложение 1.) Наложите их на лист белой бумаги и обведите простым карандашом. Теперь вам предстоит выполнение творческой работы. Подумайте, какой узор вы нанесёте на вашу вазу и приступайте к работе. Самостоятельная работа. (Звучит музыка)
  1. Мини - Выставка работ.
Ребята, сейчас свои работы вывесите на доску. Какая замечательная выставка у нас получилась. Это наш маленький «Эрмитаж».
  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Оценивание работ. - Есть ли у вас дома вазы? (Ответы детей.) - Для чего их используют? - Для чего в Древней Греции использовались сосуды? - Каких цветов были древнегреческие вазы? Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками. Давайте ещё раз полюбуемся красотой и формой росписи ваз, но уже в вашем исполнении. Оцените свою работу на уроке. Закончите фразу: Сегодня я узнал (а)……, что в Древней Греции существовало два стиля вазописи: чёрнофигурный и краснофигурный. Теперь я могу ……… различать формы и названия древнегреческих ваз. Я научился (лась)…. изображать древнегреческие узоры. Отразите свое настроение о нашем уроке на смайликах, которые лежат на ваших столах. В течении урока, вы узнали о Вазописи в Древней Греции. Я думаю, что вы будите вспоминать этот урок с особой радостью, а прекрасная Эллада останется для вас настоящей сокровищницей искусства.
  1. Домашнее задание.

Учебник стр. 120-121

10


© 2010-2022