- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Тема «Роль глаголов в речи»
Урок русского языка Тема «Роль глаголов в речи»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тиш С.Г. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема «Роль глаголов в речи»
Цели:
-
актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке;
-
развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-осознание красоты и ценности родного языка;
-развитие мотивации к получению новых знаний;
-понимание значимости позитивного стиля общения и развитие навыков сотрудничества;
-развитие самостоятельности и ответственности;
Метапредметные результаты:
-умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, находить средства для её осуществления;
-освоение начальных форм самонаблюдения и самооценивания;
Предметные результаты:
- умение находить глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков и роли в предложении;
- умение правильно употреблять глаголы в речи;
-
Этап мотивации(самоопределения) к деятельности
Сядьте удобнее. Посмотрите внимательно на это облачное небо. (Слайд 2) Выберите себе маленькое облачко, на котором будете путешествовать. Наши облака медленно поднимаются в синее небо и перенесут нас в волшебную страну «Грамматика».
-
Этап актуализации и пробного учебного действия;
Проектная работа. Сказка о глаголе.
Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.- И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Проектная РАБОТА ПО СЛОВАРЮ
Глагол - греческого происхождения, означающее «речь». Из словаря В.И. Даля: «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.» Подберите однокоренные слова к слову «глагол» Глагол - глаголить, разглагольствовать. Кто из вас может объяснить лексическое значение этих слов? Посмотрим из словаря Ожегова. Глаголить - говорить Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.
В древности были ещё слова с тем же корнем например Глаголица -одна из древнеславянских азбук. Что же оно обозначает глагол?
Тема нашего путешествия Роль глагола в речи. (Слайд 4) Опираясь на тему, попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего путешествия, т.е. что мы должны будем знать к концу путешествия. Да, цель нашего путешествия, узнать:
- Какое значение в речи имеет глагол?
-
На какие вопросы отвечают?
-
Что обозначают?
-
Чем являются в предложении?
-
Какую роль играют в речи?
Если мы отправились в путешествие. Значит кто мы? Путешественники. И как все путешественники мы будем вести «Дневник путешествия», которыми будут ваши рабочие тетради. Откройте «Дневник путешествия», - Запишите число, классная работа. - Минутка чистописания га ги го гл глаголица разглагольствовать - (Слайд5 ) Составить предложение из слов и записать: на ,льёт, землю, лучи, тёплые, солнце.( подчеркнуть грамматическую основу)
Словарь : учитель показывает карточки со словарными словами, а учащиеся записывают только орфограммы.
-
Этап локализации индивидуальных затруднений;
Работа с учебником. Упр. 139 (с. 68)
- Прочитайте стихотворение.
- О каком времени говорится в стихотворении?
- Найдите в тексте глаголы.
- По каким признакам вы их нашли?
- На какие две группы их можно разделить? ( наст. и прош. вр.)
(2 уч-ся работают у доски)
- Запишите глаголы в тетрадь.
-
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
Задание: Один ученик у доски выполняет действия, которые называет учитель.
Мальчик: хлопает (показывает)
топает (показывает)
поднимает руку (показывает)
кивает головой (показывает)
мечтает
злится
Вывод: Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др.
Упр. 140(с.68)
- Прочитайте задание.
- Вспомните и назовите, что обозначает глагол? (действие предмета)
- Все ли эти слова называют действия? (нет, называют состояние)
- К какой же части речи их можно отнести? (глагол)
-Почему? (вопрос)
- Назовите глаголы, относящиеся к каждой тематической группе.
Значит глаголы обозначают не только действие предмета, но и что? ( его состояние.)
-
Физкультминутка.
Из-за парты я встаю,
Головою поверчу,
Ногами потопаю,
Руками похлопаю,
До облака дотянусь
И на место опущусь.
Предлагаю и вам, трудолюбивые ученики, помочь Глаголу. Что надо делать? Да ничего особенного. Сыграем в игру, которая называется ремонт. Условия такие. Водящий читает список слов. Большая часть из них - глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встречаются и существительные. Так вот, когда водящий называет глагол, вы должны показать действие, а если он называет существительные, хлопать в ладоши. Ошибся - выходи из игры. Победил тот, кто остался. Итак, приготовились!
Глагол при ремонте ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, НОСИЛ, ЛЕПИЛ, ЗАПЛАТИЛ, УГОДИЛ, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК.
-
Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Упр. 143 (с.69)
- Прочитайте предложения. Что интересного заметили ? ( В предложении есть слова, которые пишутся одинаково, но имеют различные лексические значения.)
- Выполните письменные задания.
-
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная работа. ( 3 ученика)
В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый из вас возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их
Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол
Беседа - …
Завтрак - …
Работа - …
Рассказ - …
Чувство - …
3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
1)Труд человека кормит, а лень портит.
2) Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.
3) Что в других не любишь, того и сам не делай.
Работа в группах. Образуйте группы.
На парте лежит листок с текстом. (Слайд 6)
Весна.
Пришла весна. Ещё вчера ребята лепили снеговика, а сегодня журчат ручьи.
Скоро зазеленеет травка. Всё вокруг радуется приходу весны!
- Прочитайте внимательно текст.
- Что удивило?
- Полностью понятен смысл текста?
- Вы согласитесь, что в тексте нет действий, он неживой?
«Оживите картину, добавив в каждое предложение действие.
- Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)
-
Этап включения в систему знаний и повторения.
(Слайд 7)
А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов "Кто что делает?"
Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..
- Какие знания подтвердили?
- Что нового узнали о слове глагол?
- Как расширилось ваше представление о глаголе, как части речи?
-О чём задумались?
-
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Оцените свою работу на уроке.
- Я знаю…
- Я научился…
- Мне понравилось…
У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.
На уроке я работал
активно/пассивно
Своей работой на уроке я
доволен/не доволен
Урок для меня показался
коротким/длинным
За урок я
устал/не устал
Моё настроение стало
лучше/хуже
Материал урока был
понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется
лёгким/трудным
интересным/ неинтересным
Весна.
___________ весна. Ещё вчера ребята ___________ снеговика, а сегодня
____________ ручьи.
Скоро ____________ травка. Всё вокруг _____________приходу весны!
Весна.
___________ весна. Ещё вчера ребята ___________ снеговика, а сегодня
____________ ручьи.
Скоро ____________ травка. Всё вокруг _____________приходу весны!
Весна.
___________ весна. Ещё вчера ребята ___________ снеговика, а сегодня
____________ ручьи.
Скоро ____________ травка. Всё вокруг _____________приходу весны!
Весна.
___________ весна. Ещё вчера ребята ___________ снеговика, а сегодня
____________ ручьи.
Скоро ____________ травка. Всё вокруг _____________приходу весны!
____________________________________
1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их
Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
________________________________
2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол
Беседа - ____________________
Завтрак - ___________________
Работа - ____________________
Рассказ - ____________________
Чувство - ____________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
______________________________________
3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
1)Труд человека ___________, а лень ___________.
2) Кто хочет от жизни толку ____________, тот должен много __________________.
3) Что в других_______________, того и сам __________________.
Слова для справок: трудиться, не любишь, кормит, добиться, портит, не дела
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их
Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.
Глагол при ремонте ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, НОСИЛ, ЛЕПИЛ, ЗАПЛАТИЛ, УГОДИЛ, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК.
Проектная РАБОТА ПО СЛОВАРЮ
Глагол - греческого происхождения, означающее «речь». Так, В. Ф. Андреев в статье «Знаменательные и служебные слова в русской речи» писал: «Речение «глагол» (verbum) показывает, что он есть главное слово в речи или предложении, то есть как бы он преимущественно сказывает или говорит мысль предложения. Название "глагол" употребляется, очевидно, в соответствии термину сказуемое. Из словаря В.И. Даля: «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.» Подберите однокоренные слова к слову «глагол» Глагол - глаголить, разглагольствовать. Кто из вас может объяснить лексическое значение этих слов? Посмотрим из словаря Ожегова. Глаголить - говорить Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.
В древности были ещё слова с тем же корнем например Глаголица -одна из древнеславянских азбук. Что же оно обозначает глагол?
На уроке я работал
активно/пассивно
Своей работой на уроке я
доволен/не доволен
Урок для меня показался
коротким/длинным
За урок я
устал/не устал
Моё настроение стало
лучше/хуже
Материал урока был
понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется
лёгким/трудным
интересным/ неинтересным
На уроке я работал
активно/пассивно
Своей работой на уроке я
доволен/не доволен
Урок для меня показался
коротким/длинным
За урок я
устал/не устал
Моё настроение стало
лучше/хуже
Материал урока был
понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется
лёгким/трудным
интересным/ неинтересным
На уроке я работал
активно/пассивно
Своей работой на уроке я
доволен/не доволен
Урок для меня показался
коротким/длинным
За урок я
устал/не устал
Моё настроение стало
лучше/хуже
Материал урока был
понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется
лёгким/трудным
интересным/ неинтересным
На уроке я работал
активно/пассивно
Своей работой на уроке я
доволен/не доволен
Урок для меня показался
коротким/длинным
За урок я
устал/не устал
Моё настроение стало
лучше/хуже
Материал урока был
понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется
лёгким/трудным
интересным/ неинтересным
На уроке я работал
активно/пассивно
Своей работой на уроке я
доволен/не доволен
Урок для меня показался
коротким/длинным
За урок я
устал/не устал
Моё настроение стало
лучше/хуже
Материал урока был
понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется
лёгким/трудным
интересным/ неинтересным
На уроке я работал
активно/пассивно
Своей работой на уроке я
доволен/не доволен
Урок для меня показался
коротким/длинным
За урок я
устал/не устал
Моё настроение стало
лучше/хуже
Материал урока был
понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется
лёгким/трудным
интересным/ неинтересным
На уроке я работал
активно/пассивно
Своей работой на уроке я
доволен/не доволен
Урок для меня показался
коротким/длинным
За урок я
устал/не устал
Моё настроение стало
лучше/хуже
Материал урока был
понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется
лёгким/трудным
интересным/ неинтересным
На уроке я работал
активно/пассивно
Своей работой на уроке я
доволен/не доволен
Урок для меня показался
коротким/длинным
За урок я
устал/не устал
Моё настроение стало
лучше/хуже
Материал урока был
понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется
лёгким/трудным
интересным/ неинтересным