- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ИЗО 1 класс (программа Планета Знаний)
Рабочая программа по ИЗО 1 класс (программа Планета Знаний)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карпенко О.В. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к рабочей программе по изобразительному искусству в 1 классе УМК «Планета знаний»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год
-
Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год
-
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1 класс. Учебно- методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа (сборник). М.: АСТ: Астрель, 2011
-
Программа курса «Изобразительное искусство» 1 класс, авторы: Н.М. Сокольникова
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Учебный курс «Изобразительное искусство» изучается через обязательную часть учебного плана. Общий объём часов в 1 классе - 33 (1 ч. в неделю)
Данная программа обеспечивает соответствие общим целям обучения предмету технологии, предусмотренным государственным стандартом образования. Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
- приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
- эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
- ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
- арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
- информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
- сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
- ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
- сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
- сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
- обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
- обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
- обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
- развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
- обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
- обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
- обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
- развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенности курса
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
-
приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
-
овладение способами художественной деятельности,
-
развитие творческой одаренности ребенка.
-
Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности.
Наряду с основной формой организации учебного процесса (уроком) рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литера ирного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (Россия - наша Родина, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основы художественного языка излагаются системно, в доступной и интересной для учащихся форме. Программой предусматривается знакомство с разнообразными художественными материалами и техниками, правилами изобразительной грамоты, а также формирование у детей практических навыков рисования с натуры, по памяти и представлению как специфических средств постижения прекрасного. Теоретические сведения изложены в соответствии с возрастными возможностями учащихся, а также непрофессиональным характером обучения в общеобразовательной школе.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик-художник). Такой подход дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет на первый план вывести деятельное освоение изобразительного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 ч)
Мир изобразительного искусства (19 ч) «Королевство волшебных красок» (9 ч). Картинная галерея. Радужный мост. Основные и составные цвета. Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное королевство. Сине-голубое королевство. Фиолетовое королевство. «В мире сказок» (10 ч). Волк и семеро козлят. Сорока-белобока. Колобок. Петушок-Золотой гребешок. Красная Шапочка. Буратино. Снегурочка.
Мир народного и декоративного искусства (9 ч) «В гостях у народных мастеров» (9 ч). Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрёшки. Городец. Хохлома. Гжель.
Мир дизайна и архитектуры (5 ч) «В сказочной стране Дизайн» (5 ч). Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное королевство. Квадратное королевство. Кубическое королевство.
Основные задачи обучения и развития:
- ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры и др.);
- ознакомление с приёмами живописи гуашью и акварелью;
- освоение простейших приёмов лепки объёмных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);
- изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения): изучение порядка расположения цветов в радуге, цветового круга (12 цветов), основных и составных цветов; составление цветовых оттенков;
- освоение способов передачи пространства на плоскости листа «Игры с пространством»: приём загораживания, уменьшение удалённых объектов;
- ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Сергиев Посад, Полхов-Майдан, Семёнов);
- первоначальное освоение приёмов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрёшек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;
- освоение некоторых декоративных приёмов (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
- знакомство с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом настроения) и лепки (свободная передача формы);
- обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, треугольник, куб, шар) в природе, архитектуре и объектах дизайна;
- обучение умению создавать эскизы, макеты архитектурных сооружений и модели объектов дизайна на основе геометрических форм и тел.
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
-
Рисование цветов, овощей (баклажан, кабачок, стручки гороха, зелёный лук, дыня, репа, морковь, помидор, огурец и др.), ягод, фруктов (слива, апельсин, яблоко, лимон и др.), ветки рябины и др. (гуашь, акварель, мелки и др.), сказочного домика, сказочного петушка.
-
Упражнение на составление различных цветовых оттенков: красный+жёлтый, красный+синий, зелёный+жёлтый, синий+зелёный и др.(гуашь, акварель).
-
Иллюстрирование сказок «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Буратино», «Снегурочка разнообразными художественными материалами (гуашь, акварель, чернила, пастель).
-
Собирание коллекции картинок и открыток с предметами красного, жёлтого, оранжевого, зелёного, синего, голубого, фиолетового цветов.
-
Лепка из пластилина лисы и Колобка .
-
Лепка Снегурочки во дворе из снега.
-
Лепка фигурки козлика, волка, сказочной птички (пластилин, солёное тесто или глина).
-
Лепка горшочка для Сороки-Белобоки.
-
Лепка крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки (солёное тесто).
-
Рисование сказочного домика (гуашь).
-
Арт-терапевтическое рисование. Подбор цвета, соответствующего настроению Буратино или другого нарисованного сказочного героя (цветные карандаши или гуашь).
МИР НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА Тема «В гостях у народных мастеров» Беседы о народном искусстве Обзор традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель). Изучение традиционных форм, сочетаний цветов и орнаментов дымковских и филимоновских игрушек. Изучение художественного образа матрёшки. Ознакомление с характерными элементами и цветовым решением росписи загорских (сергиево-посадских), семёновских, полхов-майданских матрёшек. Ознакомление с видами изделий городецких, хохломских и гжельских мастеров. Изучение сюжетов, мотивов и цветового решения росписи этих изделий. Основы художественного языка «АЗБУКА ФОРМ». Особенности создания формы в народном искусстве, обусловленные художественной обработкой материала. «АЗБУКА ЦВЕТА». Характерные цвета традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель). ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Повтор дымковских и филимоновских орнаментов. «КРАСАВИЦА МАТРЁШКА». Роспись матрёшек по образцу (контуров или силуэтов). Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок). Повтор хохломских (капелька, ягодка, листок) и гжельских (бордюр, сетка, цветок, листок, веточка, выполняемые капельками и сплошной заливкой) орнаментов. ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Роспись вырезанных или вылепленных силуэтов дымковских игрушек (собачка, олень, барыня и др.).
- Роспись филимоновских игрушек (контуров или силуэтов).
- Рисование городецких птиц, листьев (гуашь).
- Рисование хохломской птицы (гуашь).
- «Посуда с узорами». Украшение изученными городецкими, хохломскими и гжельскими орнаментами посуды (эскиз или роспись тарелки, чашки, кувшина и др.).
МИР ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ Тема «В сказочной стране "Дизайн"» Беседы о дизайне Знакомство с многообразием форм объектов дизайна. Изучение объектов дизайна и их деталей круглой, шарообразной, треугольной, квадратной и кубической форм. Комбинирование этих форм в объектах дизайна. Основы художественного языка «АЗБУКА ФОРМЫ». Художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе круга, шара, треугольника, квадрата и куба. Единство функции и формы объекта дизайна. «АЗБУКА ЦВЕТА». Выразительные возможности цвета в дизайне. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Рисование круглого угощения (гуашь). Рисование мячиков и шариков (гуашь). Роспись бумажных кубиков разноцветными линиями (гуашь). Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация). Выполнение аппликации «Фантастические звери» из треугольников. «Превращение» в объекты дизайна кругов, треугольников, квадратов, кубов и шаров (дорисовывание, аппликация). Беседы об архитектуре Архитектура как искусство. Дом на основе круга, шара, куба и др. геометрических форм и тел. Основы художественного языка «АЗБУКА ФОРМЫ». Художественные особенности создания формы архитектурных сооружений на основе куба, шара, круга, треугольника, квадрата и др. «АЗБУКА ЦВЕТА». Выразительные возможности цвета в архитектуре. ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Выполнение аппликации «Луноход» из кругов разного размера.
- Составление из геометрических форм фантастических зверей (аппликация).
- Роспись бус из шаров, кругов, квадратов и треугольников основными и составными цветами.
- Изготовление подвесных украшений для дома на основе геометрических форм (цветная бумага).
- Лепка из пластилина бус, сказочного животного «Лошарик».
- Изготовление слонёнка из кружков разного размера.
- Изготовление фигурок животных и птиц из разных геометрических фигур.
- Лепка из пластилина или моделирование из бумаги игральных кубиков разного размера.
- Склеивание и роспись кубиков из картона. Составление из расписанных кубиков объёмно-пространственных или рельефных композиций.
- Выполнение аппликации «Фантастические существа» из геометрических фигур.
- Лепка посуды для каждого королевства страны «Дизайн» (солёное тесто, пластилин).
- Украшение рамочек (круглых, квадратных, прямоугольных) для картинок или фотографий разнообразными материалами (ракушка, засушенные растения, бусинки, пуговицы, верёвки и др.).
- Конструирование из детских кубиков города с башнями, домами, мостами и др. постройками (коллективная работа).
- Составление коллекции картинок с предметами круглой, треугольной, квадратной формы и предметами в форме шара и куба.
Результаты освоения учебного курса «Изобразительное искусство»:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы: • осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
• представления о роли искусства в жизни человека; • восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры; • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры; • понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру; • основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Учащиеся получат возможность для формирования: • устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; • понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром; • понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры; • потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; • эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских); • восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры; • художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; • способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; • понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся: • различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура; • называть ведущие художественные музеи России и мира; ^ различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе; • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография идр.); • выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках; • изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений; передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени; • использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека; • изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы; • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр; • определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Пол-хов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.); • изготавливать изделия в традициях художественных промыслов; • выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты; • выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Учащиеся получат возможность научиться: • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений; • узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; • использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе; • использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности; • передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции; • моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;
• выполнять ассоциативные рисунки и лепку; • различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления; • использовать стилизацию форм для создания орнамента; • создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint). • оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества
и др.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся: • самостоятельно выполнять художественно-творческую работу; • планировать свои действия при создании художественно-творческой работы; • следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия; • руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы; • определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться: • ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы; • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач; • осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности; • вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ; • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.
Познавательные
Учащиеся научатся: • находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах; • устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
• различать многообразие форм предметного мира; • сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам; • группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
• выполнять несложные модели дизайнерских объектов; • выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;
• конструировать по свободному замыслу.
Учащиеся получат возможность научиться: • осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопе-дическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; • анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа; • моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов; • сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов; • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности; • понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником; • узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Коммуникативные
Учащиеся научатся: • высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе; • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
^ договариваться и приходить к общему решению; • владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; • владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.
Учащиеся получат возможность научиться: • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе; • аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.
Планируемые результаты к концу 1 класса. ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: • положительное отношение к урокам изобразительного искусства. Учащиеся получат возможность для формирования: • познавательной мотивации к изобразительному искусству; • осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России; • внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; • эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: • называть расположение цветов радуги; • различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; • составлять дополнительные цвета из основных цветов; • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну; • использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш); • элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа). Учащиеся получат возможность научиться: • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами; • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; • выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.); • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; • выполнять работу по заданной инструкции; • использовать изученные приёмы работы красками; • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; • вносить коррективы в свою работу; Учащиеся получат возможность научиться: • понимать цель выполняемых действий, • адекватно оценивать правильность выполнения задания; • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; • решать творческую задачу, используя известные средства; • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные Учащиеся научатся: • «читать» условные знаки, данные в учебнике; • находить нужную информацию в словарях учебника; • вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; • различать цвета и их оттенки, • соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; • различать формы в объектах дизайна и архитектуры; • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; • характеризовать персонажей произведения искусства; • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; • конструировать объекты дизайна. Коммуникативные Учащиеся научатся: • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; • комментировать последовательность действий; • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; • участвовать в коллективном обсуждении; • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. Учащиеся получат возможность научиться: • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учебно - тематический план ( 33ч.)
-
№ п\п
Название раздела
Количество часов
Сроки прохождения
1.
Мир изобразительного искусства
19 ч.
Королевство волшебных красок9 ч.
В мире сказок
10 ч.
2.
Мир народного и декоративного искусства (9 ч)
9 ч.
3. Мир дизайна и архитектуры
5 ч.
Итого
33 ч
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. - М.: АСТ, Астрель.2014
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь - М.: АСТ, Астрель.2014
Для учителя:
Н.М. Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М.: АСТ, Астрель
Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство"
33 часа ( 1 час в неделю)
№
п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Обеспечение урока
Виды деятельности обучающихся
Контроль
Планируемые результаты
Предметные
Метопредметные
Личностные
1
Королевство волшебных красок. 9 ч.
Урок - путешествие
Радужный мост.
Цветовые оттенки. С.22-24.
УОНЗ
Материалы, инструменты. Спектр, цветовой круг, основные и составные цвета
Композиционное решение рисунка
Фронтально-индивидуальная работа
Текущий Создание рисунка (СР)
Названия семи цветов спектра.
Уметь: Правильно сидеть за партой. Верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку.
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.
Пользоваться языком изобразительного искусства
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
2
Урок - сказка.
Радужный мост.
Рисование радуги. С.25-27.
УЗНЗВУ
Материалы, инструменты. Спектр, цветовой круг, основные и составные цвета
Композиционное решение рисунка
Фронтально-индивидуальная работа
Текущий Создание рисунка
Знать: Названия семи цветов спектра.
Уметь: Правильно сидеть за партой. Верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку.
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.
Использовать различные спо-собы поиска, обработки, ана-лиза и интер-претации ин-формации в соответствии с учебной задачей.
Развивать самостоятель-ность в поиске решения различных изобразительных задач
3
Урок - игра. Красное королевство.
Рисование красных ягод (земляники и малины) по выбору. С.28-31.
УОНЗ
Последовательность рисования ягод, цветов.
Композиционное решение рисунка
Фронтально-индивидуальная работа
Творческий отчет
«Красная коллекция»
Знать: Приемы: вливание цвета в цвет, наложения цветов.
Уметь: Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага)
Пользоваться словарями и справочной литературой для школьников; развивать ассоциативное мышление.
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
4
Урок - сказка. Оранжевое королевство.
Рисование цветков ноготков. Рисование апельсина. С.32-35.
УОНЗ
Последовательность рисования
ноготков, апельсина, ветки рябины.
Композиционное решение рисунка
Индивидуальная работа
Текущий СР
Знать: Элементарные правила смешивания основных цветов. Приемы: прима-кивание, раздельный мазок, смешение цветов.
Уметь: Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага)
Использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей.
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения
5
Урок - экскурсия Жёлтое королевство.
Рисование жёлтых фруктов и овощей (лимон, дыня, банан, репа) по выбору. С.36-39.
УОНЗ
Последовательность рисования лимона, цыпленка, одуванчика.
Презентация
Передача настроения в творческой
работе.
Работа в парах.
Текущий СР
Знать: Оттенки желтого цвета.
Прием набрызга краски.
Уметь: Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета
Получать представления о некоторых специфических формах худо-жественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а так-же декоративного искусства и дизайна.
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения
6
Урок - путешествие. Зелёное королевство.
Рисование зелёных фруктов: груши или яблока (по выбору). С.40-43.
УОНЗ
Последовательность рисования груши, яблока.
Картины художников этого жанра
Композиционное решение рисунка.
Индивидуальная работа
Текущий (рисование с натуры)
Знать: Жанр «натюрморт».А.Я. Головин
И.Э.Грабарь
Уметь: Правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность
Получать представления о некоторых специфических формах худо-жественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей.
Отработка навыков самостоятельной работы.
7
Урок - игра. Сине-голубое королевство.
Рисование синего моря с рыбками. С.44-47.
УОНЗ
Последовательность рисования простых по форме цветов (незабудки, васильки)
Художники -пейзажисты
Композиционное решение рисунка
Фронтально-индивидуальная работа
Готовый рисунок
Знать: Оттенки голубого и синего цвета. И.И.Шишкин В.И.Поленов
Знать приемы свободной кистевой росписи.
Уметь: Выполнить композиционное решение рисунка
Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
8
Урок - сказка. Фиолетовое королевство.
Рисование фиолетовых цветов: астры и колокольчики. С.48-51.
УОНЗ
Последовательность рисования баклажана, сливы. Натюрморт.
Композиционное решение рисунка
Работа в парах.
Текущий
Рисунок с натуры
Знать: Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
Уметь: Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства
Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать выска-зывания по поводу художественного произведения
9
Урок - проект Разноцветная страна. Твои творческие достижения.
Рисование фантастических картин. С. 52-53
УПОКЗ
Творческий проект по теме «Изобразительное искусство»
Индивидуальная работа
Итоговый
Творческий проект по теме «Изобразительное искусство»
Знать: Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
Уметь: Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства
Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
10
В мире сказок. 10ч.
Урок - сказка. Волк и семеро козлят.
Лепка фигурки волка. С.60-62.
УОНЗ
Последовательность лепки волка, козленка Приемы лепки.
Ознакомление с творчеством художников - аниматоров.
Работа в парах
Выставка
«Школа лепки» Текущий СР
Знать: Особенности изображения животных в лепке. Ю.Васнецов Е. Рачев
Уметь: Создавать объемные изображения из пластилина
Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
11
Урок - конкурс. Волк и семеро козлят.
Рисование образа «Злой волк». С.63-65.
УЗНЗВУ
Иллюстрации к сказке.
Композиционное решение рисунка.
Фронтально-индивидуальная работа
Текущий
Знать: Особенности изображения животных в лепке. Ю.Васнецов Е. Рачев
Уметь: Создавать объемные изображения из пластилина
Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы
Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
12-
Урок - творчество. Сорока-Белобока.
Рисование Сороки-Белобоки. С.66-69.
УОНЗ
Последовательность рисования сороки, сказочного домика.
Композиционное решение рисунка
Фронтально-индивидуальная работа
Текущий
СР
Знать: Основы ИЗО: рисунок, цвет, композиция.
Смешанную технику для выполнения иллюстраций
Уметь: Применять основные средства художественной выразительности (по памяти и воображению).
Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка
Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
13
Урок - игра Сорока-Белобока.
Рисование Сороки-Белобоки. Лепка сказочной птицы. С.66-69.
УЗНЗВУ
Иллюстрации к сказке.
Групповая работа
Знать: Основы ИЗО: рисунок, цвет, композиция.
Смешанную технику для выполнения иллюстраций
Уметь:
Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка
Формировать представление о роли фантазии в искусстве.
Учиться согласованно работать в группе.
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
14
Урок - путешествие. Колобок.
Иллюстрирование сказки «Колобок». С.70-73.
УОНЗ
Сказки в произведениях В.Васнецова, Н.Кочергина, Е.Рачева, А.Савченко
Выставка «Рисуем сказку»
Индивидуальная работа.
Текущий
Выставка «Рисуем сказку»
Знать: Особенности и выразительные средства изображения сказочных мотивов в иллюстрациях
Уметь: Отрабатывать графические навыки, навыки композиционного решения рисунка.
Формировать представление о роли фантазии в искусстве.
Формирование духовных и эстетических потребностей.
15
Урок - конкурс. Колобок.
Иллюстрирование сказки «Колобок». С.70-73.
УЗНЗВУ
Р.н.с. "Колобок".
Иллюстрации к сказке.
Выставка «Рисуем сказку»
Работа в парах.
Текущий
Знать: Особенности и выразительные средства изображения сказочных мотивов в иллюстрациях
Уметь: Отрабатывать графические навыки, навыки композиционного решения рисунка.
Формировать представление об образных особенностях работы над изображением в объеме.
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
16
Урок - путешествие.
Петушок - золотой гребешок.
Изображение петушка. С.74-77.
УОНЗ
Сказки в произведениях В.Васнецова, Н.Кочергина, Е.Рачева, А.Савченко
Выставка «Рисуем сказку»
Фронтально-индивидуальная работа
Текущий
Выставка «Рисуем сказку»
Знать: Особенности и выразительные средства изображения сказочных мотивов в иллюстрациях
Уметь: Отрабатывать графические навыки, навыки композиционного решения рисунка.
Формировать представление об образных особенностях работы над изображением в объеме.
Воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других людей
17
Урок - игра. Красная Шапочка.
Лепка из солёного теста крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки. С.78-79.
УОНЗ
Последовательность лепки корзины и угощения.
Композиционное решение рисунка.
Групповая работа.
Текущий СР
Знать: Знать о деятельности художника, скульптора
Уметь: Сравнивать различные виды и жанры ИЗО
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Учиться согласованно работать в группе.
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
18
Урок- сказка. Буратино.
Иллюстрация к сказке «Буратино».
С.80-83.
УОНЗ
Иллюстрации к сказке
Оформление работы в цвете по собственному замыслу и представлению.
Индивидуальная работа.
Текущий СР
Знать: Знать о деятельности художника, скульптора
Уметь: Сравнивать различные виды и жанры ИЗО
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса.
Формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.
19
Урок - проект. Снегурочка.
Лепка Снегурочки из пластилина.
С.84-85.
УПОКЗ
Произведения выдающихся русских художников: Саврасова, Серова, Репина
Творческий проект «Сказочные герои».
Составление рассказа - описания.
Индивидуальная работа.
Итоговый
Творческий проект «Сказочные герои»
Знать: Знать о деятельности художника, скульптора
Уметь: Сравнивать различные виды и жанры ИЗО
Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения
20
Мир народного и декоративного искусства. 9ч.
Дымковские игрушки. Р.К. Народное и декоративно-прикладное искусство земли Новгородской. Повтор дымковских орнаментов. С.94-95.
УОНЗ
Последовательность выполнения печаток - тычков.
Презентация
Выполнение орнаментов.
Фронтально-индивидуальная работа
Текущий СР
Знать: Известные центры народных художественных ремесел России. Отличительные признаки изделий народных промыслов.
Понятие «декоративно - прикладное искусство»
Уметь: Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. Вырезать из бумаги силуэты дымковских игрушек и украшать их орнаментами.
Передавать
настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента
Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей
21
Урок -игра. Дымковские игрушки.
Роспись дымковской «Барыни-сударыни». С.96-97.
УЗНЗВУ
Выполнение орнаментов. Последовательность выполнения пеаток - тычков.
Выполнение орнаментов.
Фронтально-индивидуальная работа
Текущий
СР
Передавать настроение в творческой работе с помощью тона. орнамента
Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
22
Филимоновские игрушки.
Повтор филимоновского орнамента. С.98-99.
УОНЗ
Последовательность выполнения филимоновских орнаментов.
Презентация
Работа в тетради. Построить композицию рисунка. Карандашный набросок.
Работа в паре.
Текущий СР
Знать: Характерный узор филимоновской игрушки.
Последовательность выполнения филимоновских орнаментов.
Уметь: Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок
Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка
Получать представления о некоторых специфических формах худо-жественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей
23
Филимоновские игрушки.
Роспись филимоновскими узорами игрушек. С.100-101.
УЗНЗВУ
Последовательность выполнения филимоновских орнаментов.
Роспись игрушки.
Индивидуальная работа.
Текущий СР
Пользоваться языком изобразительного искусства
Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
24
Урок -исследования. Матрёшки.
Рисование полхов-майданских цветов, ягод, листьев. С.102-103.
УОНЗ
Полхов - Майданс-кая и Семеновская матрешка (сравнение). Последовательность выполнения росписи
Роспись деревянных заготовок по замыслу.
Групповая работа.
Текущий
Знать: Полхов - Майданская и Семеновская матрешка (сравнение). Последовательность выполнения росписи. Роспись деревянных заготовок по замыслу.
Уметь: Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок
Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка
Пользоваться языком изобразительного искусства
Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
25
Матрёшки.
Роспись загорских матрёшек. С.104-105.
УЗНЗВУ
Последовательность выполнения росписи.
Роспись деревянных заготовок по замыслу.
Фронтально-индивидуальная работа
Текущий СР
Полхов - Майданская и Семеновская матрешка (сравнение).
Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
26
Городец.
Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок). С.106-109.
УОНЗ
Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Последовательность выполнения городецкой росписи.
Построить композицию рисунка. Заливка контура цветом
Работа с цветом
Детали рисунка.
Индивидуальная работа.
Текущий СР
Знать: Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Последовательность выполнения городецкой росписи.
Уметь: Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок
Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка
Получать представления о некоторых специфических формах худо-жественной деятельности, базирующихся на ИКТ (циф-ровая фотогра-фия, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
Отработка навыков самостоятельной работы.
27
Хохлома.
Выполнение росписи «Ягодки» и «Травка». С.110-113.
УОНЗ
Цветовая гамма. Последовательность выполнения хохломской росписи ягодка, травка; сказочная птица.
Карандашный набросок. Заливка контура цветом
Работа с цветом.
Фронтально-индивидуальная работа
Текущий СР
Знать: Особенности изделий Хохломы. Цветовая гамма. Последовательность выполнения хохломской росписи.
Уметь: Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок
Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка
Получать представления о некоторых специфических формах худо-жественной деятельности, базирующихся на ИКТ (циф-ровая фотогра-фия, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения
28
Урок - проект. Гжель.
Роспись посуды гжельскими узорами. С.114-117.
УПОКЗ
Цветовая гамма. Виды изделий. Последовательность выполнения гжельских орнаментов.
Творческий проект «Народное искусство»
Роспись силуэта сахарницы.
Индивидуальная работа
Итоговый
Творческий проект «Народное искусство»
Знать: Особенности гжельских орнаментов. Цветовая гамма. Виды изделий. Роспись силуэта сахарницы.
Уметь: Выполнять роспись сахарницы гжельскими орнаментами.
Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы
Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
29
Мир дизайна и архитектуры. 5ч.
Круглое королевство.
Тематический рисунок в круге.
Аппликация «Луноход» из кругов разного размера. С.126-127, 135.
УОНЗ
Объекты дизайна круглой формы.
Апплика-ция «Луно-ход» из кругов разного размера.
Индивидуальная работа.
Коллекция картинок
Участие в беседе
Знать: О форме предметов; значение слова «дизайн»
Уметь: Выполнять простейшие композиции - аппликации
Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей Подбирать информацию из различных источников.
Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
30
Шаровое королевство.
Рисование мячиков и шариков в подарок королю Шару. С.128-129.
УОНЗ
Коллекция картинок.
Выделение предметов в форме шара на картинах, в ближнем окружении.
Выделение предметов в форме шара на картинах, в ближнем окружении.
Индивидуальная работа.
Викторина
Знать: Приёмы лепки и соединения деталей.
Уметь: Рассказать, устно описать изображение на картине или иллюстрации: предметы, явления, действия
Подбирать информацию из различных источников.
Выразить свое отношение к изображенному
31
Урок - путешествие. Треугольное королевство.
Рисование треугольников и превращение их в сказочные предметы. С.130-131.
УОНЗ
предметы.
Картины Кандинс-кого.
«Виртуальный Эрмитаж»
Индивидуальная работа.
Текущий СР
Знать: Музеи изобразительного искусства России, мира.
Уметь: Узнавать отдельные произведения
Подбирать информацию из различных источников.
Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
32
Квадратное королевство.
Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация). С.132-134.
УОНЗ
Иллюстрации. Декор из квадратов.. Презентация.
Украшение квадратной подушки. Рисование кистью элементов геометрии-
ческого узора.
Индивидуальная работа.
Текущий
Знать: Музеи изобразительного искусства России, мира
Уметь: Выполнить композиционное решение рисунка.
Узнавать отдельные произведения выдающихся художников
Подбирать информацию из различных источников.
Анализировать объекты дизайна или их части, которые имеют форму куба.
Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
33
Урок - проект. Кубическое королевство.
Роспись бумажных кубиков. С.136-137.
УПОКЗ
Кубы и кубики. Сколько у куба квадратных сторон?
Творческий проект «Дизайн в нашей жизни.
Индивидуальная работа.
Итоговый
Творческий проект «Дизайн в нашей жизни»
Знать: Приемы свободной кистевой росписи.
Ведущие художественные музеи России - Третьяковская галерея.
Уметь: Выполнить композиционное решение рисунка
Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы
Воспитывать готовность к отстаиванию своего эстетического идеала.