Урок по русскому языку «Знакомство с понятием «Сложные слова»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зубкова Е.А. Учитель начальных классов. МБОУ «Самусьский лицей имени академика В.В.Пекарского» пос.Самусь, ЗАТО Северск Томской области


РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс

Тема: Знакомство с понятием «Сложные слова»

Цель методическая:

  1. Актуализация имеющихся знаний о словах и о процессе словообразования.

  2. Ввести новое понятие «Сложные слова»

  3. Отработка ЗУНов.

Цель психологическая (развития личности):

  1. Нравственная сфера (ценности, интерес, мотивация, коммуникативные навыки)

  2. Творческое мышление (активное, творческое, гибкое мышление, внутренняя мотивация)

  3. Интеллектуальное развитие (апперациональный компонент)

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

.Пальчиковая разминка.

Словарная работа + чистописание

Ананас ( -ик -ищ -ов суффиксы)

(подлежащее, сказуемое, определение,дополнение)

(обстоятельство места, подлежащее, сказуемое, определении, дополнение)

-Какое слово записано?

-Покажите графически какая в нем орфограмма?

-Запишите его.

-Образуйте от этого слова при помощи суффиксов

-ик -ищ -ов новые слова. Запишите.

-Какие слова у вас получились?

-С данным словом составьте предложение по схеме.

Запись числа.

Орфографическая пятиминутка.

Молодая, здравствуй, жужжит, зеленеет, робкий, лестница, резкий, масса, похолодало, жжет, ледокол.

- Выберите и запишите слова с безударными гласными в корне, проверяемой ударением.

- Разберите по составу.

- Чем отличается слово ледокол от других слов?

- Как можно назвать это слово?

- Из чего оно состоит?

- Какова роль гласной? Где она стоит?

(она соединяет два корня, поэтому называется соединительной гласной)

- О чем мы сегодня будем говорить?

- Какая будет тема сегодняшнего урока?

- Какую цель перед собой мы поставим?

  • научиться находить сложные слова

  • научиться правильно их писать

Учитель: Сложными словами называются слова, состоящие из двух корней, которые соединяются при помощи гласной О.

- А могут ли другие гласные быть соединительными? Это мы узнаем сегодня на уроке.

2. Первичное закрепление.

  • листья падать

пыль сосать

муха морить

сталь варить

- На доске записаны слова. Прочитайте первый столбик. К какой части речи относятся эти слова?

Прочитайте второй столбик. К какой части речи относятся эти слова?

- Из слов каждой строчки образуйте сложные слова, объясните графически.

- Какая еще гласная может соединять корни? Почему? На этот вопрос мы ответим на следующем уроке.

3. Физминутка - покажите движениями: о чем я говорю и назовите.

  • как называется человек, который рубит лес

  • как называется мышь, которая роет землю

  • назовите: сказочные сапоги, которые быстро бегают

2. Первичное закрепление (продолжение)

- Открываем учебник стр. 88 упр. 124

- Прочитайте слова. Какие они? Почему?

- Запишите и объясните графически, что они сложные.

Первое слово разбираем у доски:

Садовод (садик, разводить) и т.д.; звездопад, пароход, волнорез, носорог, седобородый.

4. Применение новых знаний. Самостоятельная работа. Правило стр. 90, стр. 90 упр. 126

- Ребята, в словах пропущена гласная, как она называется?

- Что вам нужно сделать?

(проверка: сигнальными карточками)

5. Домашнее задание: сочинить сказку про сложные слова.

6. Итог урока.

- О каких словах вы сегодня узнали на уроке?

- Какие слова называются сложными?

- А наши давние друзья на этот вопрос ответили так:

Незнайка сказал: «Все непонятные слова называются сложными».

Буратино возразил: «Все длинные слова называются сложными».

А Всезнайка считает, что это слова состоящие из двух корней, которые соединяет соединительная гласная О или Е.

- Кто прав? Почему?

- В подтверждение того, что сложные слова состоят из двух корней: прочитай, найди сложные слова и подчеркни их.

- Почему эти слова записаны с большой буквы?

- В каком году первый раз упоминается город Москва? (1147г.)

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Научились находить сложные слова?

- Научились их правильно писать?

- Данную работу мы продолжим на следующем уроке.

- Кто считает, что работал сегодня на «5», на «4».

Пальчиковая физминутка, актуализация знаний проходит на уровне знаний, перенос теоретических знаний на практические.


(цветовая гамма, табло, доска)

Мониторинг - цветовая гамма помогает увидеть каждого; развитие орфографической зоркости.

Работа над развитием апперационального компонента (сравнение, обобщение, анализ…)

Развитие психических процессов (внимания …)


Схема сложного слова с соединительной гласной О.

Доска.

Выходят на уровень понимания и начинают применять эти новые знания.




Мониторинг: проверка в парах и оценивание.

О, Е, светофоры.

Г…., Я….., С…, Д….- индивидуальное задание.

Применение полученных знаний проходит на разном уровне сложности.

Домашнее задание творческого характера.

Незнайка, Буратино, Всезнайка.

Листочки 5.

В течение всего урока использовались разные виды отслеживания узнавания, понимания и применения изученного материала.

Самоанализ, рефлексия.


© 2010-2022