Отчёт А Рефлективный отчёт об использовании модуля Программы в планировании серии последовательных уроков

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Костина Татьяна Николаевна Портфолио учителя Отчёт А

Группа №4 3-го уровня

г. Алматы

Отчёт А

Рефлективный отчёт об использовании модуля Программы в планировании серии последовательных уроков


В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель


Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. (volnakz.com) В своём отчёте, прежде чем раскрыть тему, необходимо ввести понятия талантливых, одарённых, способных людей и гениев. Талантливый ребёнок - это ребёнок с высоким уровнем развития специальных способностей. Совокупность таких способностей даёт возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства общественной значимости. Понятие «одаренность» можно определить как состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. С этими понятиями я знакома не только теоретически, но и встречаюсь на практике. Дети - гении в жизни встречаются не так часто, как талантливые и одарённые, так как гениальность - высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества (педагог-психолог МОУ Кесовогорская СОШ Мухина С.Н.). В середине XIX века английский ученый Френсис Гальтон стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек - "продукт гениального рода". Однако уже позже, с появлением и развитием генетики, было доказано, что талант или одарённость, не могут быть унаследованы, так как развиваются в процессе всей жизни (статья "Одаренные дети: особенности психического развития". А.И. Савенков). Реальная практика свидетельствует о том, что умственные, творческие способности людей не равны и проявляются уже в детстве. В современной науке существуют следующие классификации одарённости: (myshared.ru)

  1. По степени сформированности:
- актуальную - потенциальную
  1. По виду деятельности и обеспечивающей её сфере психики:
- социальную (лидерство, инициативность, предприимчивость) - умственную (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты) - академическую (ярко выраженные способности учиться) - трудовую (в области практических умений и навыков) - творческую (нестандартное мышление и видение мира) в создании духовных ценностей и, наконец, - физическую.
  1. По широте проявления в различных видах деятельности:
- общую (активность, критичность, быстрота, внимание) - специальную (музыкальную, художественную, математическую, литературную, конструктивно-техническую и т.п.)
  1. По форме:
- явную - скрытую
  1. По особенностям возраста:
- раннюю - позднюю
Для выявления повышенных способностей ребёнка используются различные методики:
  • Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным тестам, анкетам и опросникам.
  • Косвенные методы представляют наблюдения за деятельностью детей, анализ её результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео- и телепередач.
  • Проективные методы предполагают применение специалистами-психологами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребёнка. (myshared.ru)

Как в практической деятельности можно охарактеризовать одарённых детей?
  • По способности быстро схватывать смысл понятий, принципов, сосредоточиваться на интересующих их материалах, подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения

  • По необычайной познавательной активности

  • По ранним интересом к проблемам мироздания и судьбе

  • По ненасыщенной потребности в деятельности

  • По выраженности интересов и склонностей

  • По увлечению определёнными видами деятельности

  • По творческим достижениям в раннем возрасте

  • По получению удовольствия от своей деятельности. (myshared.ru)


В ходе своей практики эти наблюдения понадобились и пригодились в работе с таковыми детьми. А так же следующие качества присущие личности одарённого и талантливого ребёнка позволили взглянуть на ребёнка с другой стороны и понять его внутренний мир. Эти дети умеют высказывать и отстаивать собственные идеи. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т.д. Однако самостоятельность одаренных детей в большей степени связана с понятием саморегулируемого обучения, которые они легко переносят на новые задачи. По мнению специалистов, мера «автономного самообучения» может выступать своеобразным индикатором наличия выдающихся способностей. Для самообучения необходимо приобретение метакогнитивных навыков, лежащих в основе способности ребенка в той или иной степени управлять собственными познавательными процессами, планировать свою деятельность, систематизировать и оценивать полученные знания. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового. В работе с одарёнными и талантливыми детьми прослеживается взаимосвязь всех модулей Программы. Для таких детей достаточно типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Понятно, что все другие психические сферы - эмоциональная, социальная и физическая - не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. Эту неравномерность в развитии усиливает чрезмерная специализация интересов в виде доминирования интереса, соответствующего их незаурядным способностям. Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями яркой одаренности является особая система ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У подавляющего большинства одаренных детей существует пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов. И для того, чтобы не «убить» это желание деятельности разработаны различные формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Прежде всего, это индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, применение активных форм обучения. Затем, одарённым и талантливым детям требуется углубление обучения, то есть углубленное изучение предметов (математики, физики, иностранных языков), научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, а также факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы, посещение предметных и творческих кружков. Участие в школьных и районных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, викторинах, и создание своего собственного портфолио. Для интеллектуально одаренных учащихся используется программа ускоренного обучения, то есть раннее поступление в школу, колледж, институт, «перепрыгивание» через класс, интеллектуальные школы. Не маловажную роль в обучении одарённых и талантливых детей играет проблематизация обучения, где ребятам предлагается пользоваться оригинальными объяснениями, пересматривать имеющиеся сведения, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и многое другое. На первый взгляд работа с талантливыми и одарёнными детьми кажется очень лёгкой. Дать такому ребёнку ещё одно задание или поручить ему, проверить работу другого учащегося. На самом деле - не всё так просто! Это не просто отдельные задания, которые учитель поручает время от времени, а потом забывает - это огромная работа. До некоторого времени я и сама так считала, но изучая данную Программу, меня особенно заинтересовал этот модуль. Чтобы понять специфику обучения одарённых и талантливых учеников, потребовалось тщательно изучать Программу курсов, дополнительные источники, исследования в этой области, пришла к выводу, что та работа, которую я называла «работой с одарёнными» детьми, вовсе не является таковой. Изучая модуль «Обучение одарённых и талантливых учеников», готовя серию последовательных уроков, я стала представлять весь свой класс, стала продумывать задания для учащихся, затем обратила внимание на задания для учащихся, которые по многим признакам относятся к талантливым. До этого, я считала, что у меня в классе в принципе нет таковых, но после глубокого анализа ситуации и размышлений о классе в целом, оказалось, что их у меня двое. Первая звёздочка - Манакбаев Елмурат. До изучения Программы курсов я не задумывалась о его способностях и о творческих возможностях, он был такой же, как все, единственное отличие - это неадекватное поведение, но это легко можно было объяснить его заболеванием. Даже когда он высказывал свои идеи, оригинальные подходы к разрешению различных заданий, я просто не обращала внимания. Теперь же я познакомилась с Елмуратом заново, и оказалось, что этот ребёнок просто уникален - очень творческая личность, для него не существует каких-либо границ. Такие предметы, как математика, русский и казахский языки, для него не существуют. Его очень привлекает познание мира, литература, трудовое обучение и музыка. Он всегда прочитывает учебник вначале года от корки до корки, затем вначале каждой четверти уточняет перечень тем по данным предметам и тут же высказывает своё мнение по заинтересовавшим его темам. Вторая звёздочка - это Рысбаева Камила. Очень талантливый и разносторонний человек. Проявляет интерес, и стремиться углубить свои знания в разных предметах, таких как: математика, литература, познание мира, музыка - она замечательно играет на фортепиано, поёт, увлекается бисероплетением. В период практики я увидела в ней новую черту. Распределяя ребят по группам, заметила, что в какой группе находится Камила, там работа протекает быстро, каждый занят делом, у группы хорошее настроение и в результате, группа демонстрирует высококачественный продукт. Стала наблюдать за ней, беседовать с самой девочкой, а так же и с теми, с кем она работала в группе. У неё высокие лидерские способности. Очень жаль, что я не заметила способности этих ребят раньше. Многое можно было бы сделать. Но лучше поздно, чем никогда!

В период практики, когда выявила талантливых учащихся, я старалась помочь

в самореализации их творческой направленности. Как раз в это время, в нашей школе проходила декада начальных классов, и по плану, мой класс должен был поставить экологическую сказку. Мы с ребятами выбрали русскую народную сказку «Репка». Елмурат первым предложил свою кандидатуру на роль дедушки, творчески создал свой образ, но перед самой постановкой, кто-то из ребят посмеялся над его костюмом, мальчик сразу же сник, расстроился и даже отказался участвовать в постановке. Вместе с родителями и «обидчиком» еле успокоили и уговорили участвовать, после этого он с некоторой неловкостью вышел на сцену, потом так вошёл в роль и проиграл её настолько эмоционально и естественно, что из всей сказки образ «дедушки» остался в памяти у всех зрителей. Его поощрили грамотой. Камила взяла на себя ответственность по организации всей работы по постановке сказки. Она раздала всем роли, организовывала репетиции, консультировалась со мной по поводу костюмов, выразительности.

Чтобы организовать работу на уроке для Елмурата и Камилы, я продумывала опережающие задания. Так например на уроке познание мира по теме «Аул» Камиле было дано опережающее задание «Рассказать об особенностях обряда гостеприимства в ауле», а Елмурату подобрать музыкальный фон для демонстрации обряда гостеприимства. Ребята подошли через пятнадцать минут и спросили могут ли они вместе выполнить это задание, на что получили одобрение. Во время же урока ребята показали обряд гостеприимства, Камилла была хозяйкой, ей помогали ещё двое ребят, а Елмурат был гостем - кюйши, он на домбре исполнил замечательный кюй в благодарность хозяевам юрты за гостеприимство.

На уроке по теме: «Фермерское хозяйство» было дано опережающего задание «Очевидно - невероятно в фермерском хозяйстве» . Камила нашла информацию о самой большой ферме в мире, о самых больших и маленьких лошадях, которые вошли в книгу «Рекорды Гиннеса», об овощах-гигантах. Елмурат на этом уроки был консультантом по организации фермерского хозяйства в области банковских и государственных программ, а также предлагал формы сбыта продукции фермерских хозяйств.

На последующих уроках, этим учащимся так же были предложены опережающие задания, они оказывали консультации по выполнению заданий на уроке. На этапе повторение темы прошлого урока задавали вопросы, предлагали ребусы, головоломки; проводили физминутки.

Подводя итоги своего отчёта, хочется сказать, что в школе встречаются одарённые и талантливые дети, но педагог не всегда может самостоятельно дифференцировать способности учащихся из-за недостаточности знаний в этой области, поэтому первое, что необходимо - это развивать навыки наблюдательности, второе - изучать научную литературу, третье - быть открытым к принятию такового ребёнка. Так же следует учитывать индивидуальное своеобразие одаренности. Для организации работы по обучению, и развитию одаренных детей требуется определить, с каким видом одаренности мы име­ем дело (общая или специальная). Затем, в какой форме она проявиться - в явной, скрытой или потенциальной. Далее, необходимо определить какие задачи являются приоритетными: развитие личных способностей; психологическая поддержка и помощь; подбор программ и так далее. Ведь каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для его уровня развития.

Теперь я могу уверенно сказать, что я готова работать с талантливыми и одарёнными детьми, а для этого я должна соответствовать тем высоким требованиям, которые так необходимы в работе с одаренными. Это прежде всего, учиться работать нестандартно, тщательное изучение психологии одаренных и талантливых учащихся, продумывать задания и вопросы высокого порядка, использовать - индивидуальный подход на уроках, элементы дифференцированного обучения, а так же развивать стратегическое и критическое мышление, использовать дискуссионные формы организации обучения

Впереди много работы. Но я уверенна, успех не за горами!

5



© 2010-2022