- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация по окружающему миру
Презентация по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова М.Ю. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Соколова Марина Юрьевна,
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
МОУ СОШ №105
Образовательная программа «Школа России»
Проект урока по «Окружающему миру» 2 класс
Тема урока: «Мой город и мой домашний адрес в нём»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Познакомить учащихся с историческим прошлым и настоящим родного города - Нижнего Новгорода.
Задачи: 1). Обобщить знания и представления учащихся о жизни города (на примере Нижнего Новгорода) и села. Познакомить с историей родного города. 2). Развивать умение проводить сравнительный анализ двух понятий. 3). Способствовать формированию патриотических чувств и нравственных ориентиров.
Оборудование: - учительский ноутбук;
- комплект мини-ноутбуков учащихся с программами Word, Power Point;
- проектор, экран;
- классная доска, указка, мел;
- географическая карта г.Н.Новгорода и Нижегородской области, иллюстрации.
- учебник: Мир вокруг нас. В 2 ч./ Ч. 1/ А.А. Плешаков.- 9-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
Ход урока 1. Организационный момент -Доброе утро, ребята! Сегодняшний урок мы начнем с одной из замечательных песен о нашем с вами родном городе «Нижний Новгород»(1 куплет). -Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне! -А теперь поднимите руки те, у кого бодрое настроение, кто хочет работать с пользой на уроке. Давайте поработаем так, чтобы передать заряд бодрости друг другу. 2. Актуализация опорных знаний и практических умений, обобщение ранее изученного материала - Мы закончили изучение раздела «Природа» и приступили к изучению раздела «Жизнь города и села» (запись на доске). В данном разделе мы будем говорить о человеке. Человек - это часть природы, но часть мыслящая, созидающая. Люди живут в городах и сёлах. Сейчас мы обобщим наши представления о жизни города и села.
Работа на ноутбуках (вопросник в программе Power Point) - Работаем на индивидуальных ноутбуках, ученики 1 варианта отвечают на вопросы по теме «Город», а 2 варианта - по теме «Село» (см. «Приложение 1», «Приложение 2»). Время на выполнение 5 минут. Общая таблица заполняется постепенно после ответов учеников (на общем экране см. «Приложение 3»). №
Город
Село 1
Дома
Каменные, высотные.
Деревянные, 1-3 этажные. 2
Дороги
Асфальтированные, выложены брусчаткой.
Просёлочные, необработанные. 3
Работа людей
На заводах, фабриках, учреждениях.
В сельском хозяйстве 4
Транспорт
Различные виды
Мало видов, в основном, с использованием лошадей 5
Отдых людей
Разнообразен (очаги культуры и отдыха).
Мало разнообразен, общение с природой. 6
Природа
Мало; загрязнённость.
Разнообразна; польза.
Выводы
Город - крупный населённый пункт, а село - небольшой населённый пункт.
3. Этап постановки цели урока. На доске запись «Мой город и домашний адрес в нём». - Сегодня мы будем говорить о нашей малой родине.
4. Этап изучения нового материала
Работа на ноутбуках (презентация в программе Power Point см. «Приложение 4»и «Материал по краеведению»)
1 слайд: Нижний Новгород.
- Мы живём в крупном промышленном пункте, большом городе - мегаполисе. Как называется наш город? (Это Нижний Новгород)
- Что вы знаете о Н. Новгороде? (Ответы детей.)
- Это экономический, промышленный и культурный центр. До 1932 г. город носил данное имя, потом до 1991г. назывался г. Горьким и с 1991 г. - снова получил первозданное название.
- Вы любите свой город? За что? (Ответы детей).
- Я люблю. Это моя родина, я здесь родилась. Наш город очень красив и индивидуален.
2 слайд: История города.
- «Этот царственно поставленный над всем Востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его невообразимые дали…» Так сказал Илья Репин, художник о Н. Новгороде.
- Год основания -1221. Сейчас Н.Новгороду 788 лет. Возник от на слиянии 2 рек: Волги и Оки и был заложен ниже города Новгорода (отсюда и его название). Стоит город на Дятловых горах.
- Заложил Н.Н. благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович из рода князя Юрия Долгорукого (Большое гнездо).
- Сначала город был деревянный и площадью с нынешний Кремль. Деревянный Кремль горел и не раз. Потом отстроили каменный Кремль и сейчас ему уже более 500 лет. В Кремле 13 башен: 5 квадратных и 8 круглых; 2 башни реставрируются.
Старинный Н.Новогород - город-ратник, крепость от врагов(татар-монголов, мордвы и др.) на пути к Москве, нашей столице. Это и город-купец, т.к. он стоит на пресечении торговых путей, и издавна славился своей знаменитой ярмаркой. Это и город-ремесленник и город-земледелец.
И это всё наш с вами родной город - Нижний Новгород.
3 слайд: Символика города.
- Кто видел ранее изображение герба Н.Новгорода? Что нарисовано? (Ответы детей)
Герб - на серебряном щите идущий олень, внизу - лавровый венок с красной лентой. Олень - символ благородности, чистоты, мудрости. Но сначала на гербе был изображён лось. И к этому есть несколько легенд. По одной из них, лосей было много в лесах и этим славилась Нижегородчина. По другой - лоси спасли город от врагов(кратко рассказать). Лось на гербе был заменён на оленя, т.к. он более эстетичен в изображении.
Флаг - на белом фоне идущий олень (копирует герб).
4 слайд: Великие нижегородцы.
- Как вы думаете, кто приносит, создаёт славу городу? (Ответы детей)
- Да, это люди. Вот только несколько представителей великих Нижегородцев. Это князь Георгий Всеволодович - основатель Н. Новгорода. Ему поставлен памятник в Кремле у Михайло - Архангельского собора.
- Это Александр Невский - великий русский полководец. Мы посвятили ему 1 урок 1 сентября. Кто может рассказать о нём? (Ответы детей). Он похоронен в г. Городец Нижегородской области.
- Это горожанин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Они возглавили народное ополчение от польско-литовских захватчиков. Их памятник стоит и в Москве у собора В. Блаженного на Красной площади, и в Н.Новгороде у нашего Кремля. В честь них названа центральная площадь нашего города.
- Это и Иван Кулибин - механик, изобретатель-самоучка. Памятник ему находится в парке имени Кулибина.
- Это Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) - известный всему миру писатель. Его памятник - на пл. Горького.
- Это Валерий Павлович Чкалов - лётчик-испытатель, который без посадки перелетел Северный полюс. Памятник - на пл. Минина и Пожарского и многие другие. Кого вы можете привести в пример? (Ответы детей)
5 слайд: Мы на карте.
Карта Н. Новгорода.
- Город стоит на слиянии 2 рек: Волги и Оки. Площадь более 400 кв.м. Восемь районов (назвать). В каком районе мы живём? Да, мы автозаводцы. Наш район получил название из-за ГАЗ.
- Вспомните название улиц Автозаводского р-на; улица, где расположена наша школа, ваши дома. (Ответы детей)
Нижегородская область.
- Площадь велика и сравнима с площадью целой страны Франции. В нашей области много районных центров (назвать несколько городов).
6 слайд: Вчера и сегодня Н.Новгорода.
Вчера.
- Это памятники истории и архитектуры: старинный Кремль, здание банка, Рождественская церковь, музей деревянного зодчества, старые дома и улочки верхней части города, театры, экспонаты музеев.
Сегодня.
- Это культурный центр города: опять же Кремль, пл. Минина и Пожарского. Это современные дома, кинотеатры, планетарий, Чкаловская лестница (560 ступенек), метромост, фонтаны и многое другое.
И это всё входит в понятие наша малая родина - НИЖНИЙ НОВГОРОД! Который мы любим, в котором нам жить, расти, созидать, найти своё достойное место.
- Что вам особенно запомнилось из увиденного? О чём бы вы хотели узнать больше? (Ответы детей)
5. ФИЗМИНУТКА
6. Этап закрепления нового материала
Запись полного домашнего адреса
Работа на ноутбуках (в программе Word)
- Вспомните свой домашний адрес. Что входит в это понятие? Назови улицу, где находится твой дом (ответы детей). В честь кого или чего названы наши улицы? (Привести несколько примеров)
- Запишите в программе Word (см. «Приложение 5»)свой домашний адрес по образцу:
Город.....
Район....
Улица, проспект………. Дом №….. Квартира №…. На выполнение работы 5-7 минут - Я могу рассказать о свое улице (краткий рассказ). - А вы, знаете, почему ваша улица так названа? -Что ещё вы можете рассказать о нашем городе?
7 . Обобщение и систематизация знаний - Поднимите руку, кому было интересно сегодня? - Что было особенно интересно? - За что мы любим свой город и гордимся им?
Работа на ноутбуках (в программе Word) - Подведём итоги, что нового вы сегодня узнали или, что вспомнили из того, что уже знали? - Выберете в программе Word (см. «Приложение 6») один из трёх вариантов вопросов: 1 вариант повышенной сложности, 2 вариант средней сложности и 3 вариант не сложный. Время на выполнение - 5-7 минут. 8. Домашнее задание - Узнайте и кратко запишите историю названия своей улицы. На следующем уроку проведём конкурс на самого лучшего «Знайку» о Нижнем Новгороде. Спасибо за урок!