- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок в 4 классе на тему использование технологии развития критического мышления
Урок в 4 классе на тему использование технологии развития критического мышления
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смертина А.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
Драгомировская средняя школа
«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»
Учитель начальных классов:
Смертина Александра Владимировна
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Работая с детьми младшего школьного возраста, педагоги находятся в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление - значит развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Критическое мышление - способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Ученик, умеющий критически мыслить, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур; аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника; рассматривать проблемы с разных точек зрения; находить несколько вариантов решения какой-либо проблемы; активно воспринимать информацию. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. (5 мин) 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). (25) 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. (10 мин) На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые я использую на своих уроках. Примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»: Урок «Познание мира» 3класс, «Почва» Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.(заполняется в конце урока) Вопросы:
- - … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва - наша кормилица?
Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Почва - это … - … земля - … растительная земля - … вещество - … суша, а не вода - … место обитания, дом животных Приём «Корзина идей». Познание мира. 4 класс, «Что такое погода и климат?» - В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода? Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Погода - это … … температура воздуха … осадки и ветер … изменения на улице … облачность … светит солнце или нет
Дерево предсказаний Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения. «Кластер» Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Выделяем центр - это тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Например, центр - название текста, Смысловые единицы - деление текста на части, озаглавливание частей, нахождение ключевых слов или фраз Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально - в парах - группах. Главными задачами второго этапа осмысление является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе - установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания. На стадии «Осмысление» использую такие приёмы. Приём «Инсерт» «Чтение с пометами» Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! - этим я удивлен; * - это было интересно. Этот приём используется при работе с текстами про животных и с научно-познавательными текстами Вот пример «Инсерта» «Про кошек и собак». Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству кошачьих. Всего известно 37 видов кошачьих. С кошкой связано много примет. Все знают, что если кошка ложится поближе к теплу - быть холодам, пол или стенку скребет - к непогоде, умывается - жди гостей, ну а уж если черная кошка дорогу перейдет - неприятностей не миновать. Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят дорогу домой.
v
+
*
После обязательно учитель должен проверить понимание данного материала. - Что было для вас знакомым из прочитанного? - Что нового вы узнали для себя из этого текста? - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным? С детьми младшего школьного возраста этот приём можно использовать чуть иначе. Тема «Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш ]. -Я вам буду читать предложения, если вы это знаете, ставите «+», если не знаете - «- », если сомневаетесь - «?». А) Эта буква называется буква «ша». Б) Эта буква обозначает глухой согласный звук. В) Эта буква обозначает только один твёрдый звук. Г) Эта буква не дружит с буквой «ы» и никогда не стоит рядом с ней. «Уголки» При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения. «Работа с вопросником». Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. На уроках придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как:
- «Написание творческих работ»
- Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
- «Создание викторины»
Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи - но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста Познание мира, «Полезные ископаемые»
- Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
- Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.
- Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.
- Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
- Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.
- Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.
- Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема «Что сказала бы мама».
- Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.
- Р - роль (любой человек нашей планеты)
- А - аудитория (кому вы будете писать )
- Ф - форма - рассказ
- Т - тема «Как Ваня спас Васятку от пчёл»