Урок в 4 классе на тему использование технологии развития критического мышления

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

Драгомировская средняя школа















«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»













Учитель начальных классов:

Смертина Александра Владимировна






Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Работая с детьми младшего школьного возраста, педагоги находятся в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление - значит развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Критическое мышление - способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Ученик, умеющий критически мыслить, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур; аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника; рассматривать проблемы с разных точек зрения; находить несколько вариантов решения какой-либо проблемы; активно воспринимать информацию. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. (5 мин) 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). (25) 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. (10 мин) На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые я использую на своих уроках. Примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»: Урок «Познание мира» 3класс, «Почва» Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.(заполняется в конце урока) Вопросы:

- … ветер может разрушить горы?


- … опавшие осенью листья вредят почве?


- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

- … растения участвуют в образовании почвы?


- … почва - наша кормилица?



Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Почва - это … - … земля - … растительная земля - … вещество - … суша, а не вода - … место обитания, дом животных Приём «Корзина идей». Познание мира. 4 класс, «Что такое погода и климат?» - В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода? Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Погода - это … … температура воздуха … осадки и ветер … изменения на улице … облачность … светит солнце или нет
Дерево предсказаний Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения. «Кластер» Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Выделяем центр - это тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Например, центр - название текста, Смысловые единицы - деление текста на части, озаглавливание частей, нахождение ключевых слов или фраз Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально - в парах - группах. Главными задачами второго этапа осмысление является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе - установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания. На стадии «Осмысление» использую такие приёмы. Приём «Инсерт» «Чтение с пометами» Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! - этим я удивлен; * - это было интересно. Этот приём используется при работе с текстами про животных и с научно-познавательными текстами Вот пример «Инсерта» «Про кошек и собак». Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству кошачьих. Всего известно 37 видов кошачьих. С кошкой связано много примет. Все знают, что если кошка ложится поближе к теплу - быть холодам, пол или стенку скребет - к непогоде, умывается - жди гостей, ну а уж если черная кошка дорогу перейдет - неприятностей не миновать. Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят дорогу домой.

v

+


*
После обязательно учитель должен проверить понимание данного материала. - Что было для вас знакомым из прочитанного? - Что нового вы узнали для себя из этого текста? - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным? С детьми младшего школьного возраста этот приём можно использовать чуть иначе. Тема «Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш ]. -Я вам буду читать предложения, если вы это знаете, ставите «+», если не знаете - «- », если сомневаетесь - «?». А) Эта буква называется буква «ша». Б) Эта буква обозначает глухой согласный звук. В) Эта буква обозначает только один твёрдый звук. Г) Эта буква не дружит с буквой «ы» и никогда не стоит рядом с ней. «Уголки» При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения. «Работа с вопросником». Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. На уроках придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как:

  • «Написание творческих работ»
  • Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.


  • «Создание викторины»
Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего - «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы. «Синквейн» Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2.Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3.Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4.Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5.Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Почва Живая, плодородная, Разрушается, впитывает, выращивает Приносит огромную пользу людям Земля.
Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи - но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста Познание мира, «Полезные ископаемые»
  • Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
  • Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.
  • Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.
  • Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
  • Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.
  • Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.
  • Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Приём «РАФТ»
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема «Что сказала бы мама».
  • Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.
  • Р - роль (любой человек нашей планеты)
  • А - аудитория (кому вы будете писать )
  • Ф - форма - рассказ
  • Т - тема «Как Ваня спас Васятку от пчёл»
Ребятам дается задание. Каждый выбирает свое. 1- написать письмо в редакцию от Васятки о подвиге Вани. 2 - написать письмо от Вани бабушке о его поступке. Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их. Итак, в данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Учащиеся не слушают пассивно, а становятся главными действующими лицами учебного процесса. Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: приходится тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

А закончить своё выступление я бы хотела стихотворением: Трепетно, нежно, заботливо, ласково, С каждым ребёнком с открытой душой, Всё, что умеем, знаем и можем, Просто отдали и в сердце большом Место найдётся для каждого школьника. Каждого нужно увидеть, раскрыть, Всем нам желаю всего наилучшего, Чтобы всегда нам хотелось учить.

© 2010-2022