Рабочая программа Устная речь для 1 спец. класса VIII вида

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дерябинская средняя общеобразовательная школа»

Верхотурского района Свердловской области



«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УР Директор школы

_________ Валиева Л.А. _________ Плетнева Л.Ю.

«___»___________2015 г «____»___________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Устная речь

для 1 (специального) коррекционного класса VIII вида




Составитель:

Рагозина Мария Андреевна,

учитель начальных классов















Дерябино, 2015

Пояснительная записка Нормативные документы Рабочая программа курса «Устная речь» составлена на основе: - «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. Москва, Просвещение, 2011; - учебника С.В. Комаровой «Устная речь. 1 класс» М., Просвещение, 2014; - учебного плана МКОУ«Дерябинская СОШ» на 2015-2016 учебный год Место в учебном плане

Место в базисном учебном плане На изучение курса «Устная речь» отводится 241 ч из них в 1 классе 66 ч (33 учебные недели), 2-3 класс по 70 ч (35 учебных недель), 4 класс - 35 ч (35 учебных недель). Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Задачи раздела «Устная речь»:

  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • учить строить устные связные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения.

В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Подраздел «Аудирование» включен в программу 0-4 классов. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе. Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д. В 3-4 классах вводится подраздел «Общение и его значение в жизни». Задача курса - организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека. Реализация содержания данного подраздела осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. В результате ученики осмысливают значимость речи (для понимания друг друга, для передачи информации), преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли, сообщая о той деятельности, которую они выполняют в данный момент или выполняли ранее.

Подраздел «Дикция и выразительность речи». Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности - силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессе коммуникации.

Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания». Этот раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждо- му предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел
«Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику. Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "УСТНАЯ РЕЧЬ" 1 класс Аудирование Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми вазу и поставь в неё цветы» и т. д. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Ша-ша-ша - мама моет малыша. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста. Дикция и выразительность речи Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чи- ттоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений з сопровождении движений. Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов ж слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: «Ты... куда... идёшь... внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке». Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх. Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя). Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я и мои товарищи», «Мойдодыр», «Мир природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Отгадай, что в моём ранце»; «Прогулка в машине», «Весёлый оркестр»; «Терем-теремок», «Репка», «Колобок»; «Мой адрес». Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу и др. (по теме ситуации). Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка .... Дерево высокое, а куст .... И т. Д Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или к товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра. Культура общения Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи), так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнёру). Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны уметь:
  1. й уровень
  • выполнять задания по словесной инструкции;
  • называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
  • внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова; /
  • соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
  • сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.
  1. й уровень
  • выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
  • называть предметы и соотносить их с картинками;
  • употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
  • правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
  • сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учи-; телей, воспитателей, имена ближайших родственников.











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Лексическая тема Количество Часов Экскурсий 1 Школьная жизнь 7
22 Игры и игрушки 16 1 33 Играем в сказку 10
44 Я дома 15
55 Я и мои товарищи 9
6 Мойдодыр 4
77 Мир природы 3 1

Итого 64 2 Всего 66 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 полугодие (32 часа)


Название раздела,

темы урока

Кол-во
часов

Тип урока,

рекоменд. практич. упражнения

Информ. сопровождение

Дата

по плану

по

факту

Школьная жизнь

4



1

1

Давайте познакомимся. Выявление представлений по ситуации

1

Урок актуализ. зн.

Иллюстр., с 6-7



2

2 Давайте познакомимся. Приветствие в школе.

1

Урок изуч нов м-ла и перв закр зн.

с. 8, зеркала



3

3

Давайте познакомимся. Использование выразительных средств речи и помощников речи.

1

Комбинированный урок


Илл по теме, зеркала, с9



4

4 Я на уроке. Выполнение одночленных инструкций

1

Мяч



Я и мои товарищи

3



5

5 Знакомство во дворе. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал. Воспроизведение слоговых комплексов

1

Урок актуализ. зн.

Граф схемы, с 12-13



6

6 Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации.

1

Комбинированный урок

ДИ , с.14-15



7

7 Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации

1

ДИ, графич схемы, с 16-17



Играем в сказку

6



8

8 Репка. Слушание сказки в устном изложении учителя

1

Комбинированный урок

Презентация, герои сказки



9

9 Репка. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

Атрибуты



10

10 Репка. Выражение лица. Ролевая игра.

1

Атрибуты, зеркала



11

11 Теремок. Слушание сказки в устном изложении учителя

1

Герои сказки, с 20-21



12

12 Теремок. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

Атрибуты, зеркала, с 22-23



13

13 Теремок. Ролевая игра.

1

атрибуты



Я дома.

3



14

14 Знакомство в гостях. Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал

1

Урок актуализ. зн.

Предм карт, с 26-27



15

15 Знакомство в гостях. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по новой ситуации.

1

Комбинированный урок

С. 28-29, игрушки



16

16 Знакомство в гостях. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.

1

С 30-31, графич схемы



Мир природы

3+1



17

17 Овощи и фрукты. Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. (Овощи)

1

Комбинированный урок

Загадки, овощи, граф схемы



18

18 Овощи и фрукты. Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. (Фрукты)

1

Загадки, фрукты, граф схемы



19

19 Овощи и фрукты. Сравнение двух предметов по заданному признаку.

1

Нат объекты, графич схемы



20

20 Овощи и фрукты. Составление предложений по вопросам с включением отработанной лексики. Экскурсия

1

Графич схемы



Школьная жизнь

3



21

21 Готовимся к празднику. Разучивание стихотворения.

1

Урок изуч нов м-ла и перв закр зн.

Игрушки, стих, с 46-47



22

22 Готовимся к празднику. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации.

1

Комбинированный урок

ФМ, с 48



23

23 Готовимся к празднику. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.

1

Сюж карт, с 49



Игры и игрушки 5

24

24 Покупка школьных принадлежностей. Характеристика предметов. Выражение просьбы.

1

Комбинированный урок

С 34-35, шк принадл



25

25

Покупка школьных принадлежностей. Сравнение двух предметов.

1

с 36-37, предм карт



26

26 Покупка школьных принадлежностей. Ролевая игра.

1

Атрибуты для игры



27

27 Отгадай, что в моем ранце? Составление предложений по вопросам с включением в ответы отработанной лексики.

1

Школьные принадл



28

28 Отгадай, что в моем ранце? Коллективное составление рассказа с использованием рисунка на доске.

1

Урок компл прим зн

Сюж карт.



Игры и игрушки

3+1



29

29

Новогодние чудеса. Выбор из двух картинок соответствующей предложению.

1

Комбинированный урок

С 52, иллюстр



30

30

Новогодние чудеса. Использование силы голоса в упражнениях.

1

С 53, игрушки



31

31 Новогодние чудеса. Разучивание стихотворения. Воспроизведение его в ролевой игре.

1

Стих



32

32




2 полугодие (34 часа)


Название раздела,

темы урока

Кол-во
часов

Тип урока,

рекоменд. практич. упражнения

Информ. сопровождение

Дата

по плану

по

факту

33

1 Новогодние чудеса. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации. Экскурсия

1

Комбинированный урок

С. 54-55, сюж карт



Я и мои товарищи

6



34

2

Зимняя прогулка. Выражение просьбы. Ролевая игра.

1

Комбинированный урок

Кукла, с 58-59



35

3

Зимняя прогулка. Выбор из двух картинок соответствующей предложению.

1

С 60-61, иллюстр, графич схемы



36

4 Зимняя прогулка. Коллективное составление рассказа с использованием картинно-символического плана

1

С 62-63, картинный план



37

5 Зимняя прогулка. Произнесение стихотворения в сопровождении движений.

1

стих



38

6 Прогулка в машине. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с ситуацией

1

Комбинированный урок

ДИ, машина



39

7 Прогулка в машине. Разучивание мини-диалога. Воспроизведение в ролевой игре

1

Атрибуты для игры



Играем в сказку

4



40

8 Колобок. Слушание сказки в устном изложении учителя

1

Комбинированный урок

Герои сказки



41

9 Колобок. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевой ситуации.

1

Зеркала,

герои сказки



42

10 Колобок. Рассматривание атрибутов. Распределение ролей.

1

атрибуты



43

11

Колобок. Выражение лица. Ролевая игра.

1

Урок компл прим зн

Атрибуты



Игры и игрушки.

4



44

12 В магазине игрушек. Сравнение двух предметов по заданному признаку.

1

Комбинированный урок

Игрушки, графич схемы, с 40-41



45

13 В магазине игрушек. Называние предметов и действий с ними.

1

С 42-43, игрушки



46

14

В магазине игрушек. Ролевая игра.

1

Атрибуты для игры



47

15 В магазине игрушек. Коллективное составление рассказа с использованием картинно-символического плана.

1

Урок компл прим зн

Сюж картинки



Я дома

12



48

16 Помощники. Слушание стихотворения А.Барто «Помощница», выбор картинок.

1

Комбинированный урок


С 66-67, книга



49

17 Помощники. Выражение просьбы и желания.

1

С 68-69, графич схемы



50

18

Помощники. Использование выразительных средств и помощников речи.

1

С 70-71, зеркала



51

19 Спокойной ночи. Слушание отрывка из «Сказки о глупом мышонке», выкладывание картинок.

1

Книга, с 74-75



52

20 Спокойной ночи. Рассматривание атрибутов, распределение ролей. Ролевая игра.

1

С 76-77, атрибуты



53

21 Спокойной ночи. Разучивание колыбельной, воспроизведение ее в ролевой игре.

1

С78-79, клыбкльная



54

22 Спокойной ночи. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.

1

Урок компл прим зн

Сюж карт



55

23 Доброе утро! Различение громкой и тихой речи в игре.

1

Комбинированный урок

С 82-83,



56

24

Доброе утро! Разучивание мини-диалога, воспроизведение его в ролевой игре.

1

С 84-85, ФМ



57

25 Доброе утро! Практическое использование восклицательной и вопросительной интонации в речевых ситуациях.

1

Урок компл прим зн

ДИ



58

26 Мой адрес. Выявление представлений по теме с помощью вопросов.

1

Комбинированный урок


Предм карт



59

27 Мой адрес. Сравнение двух предметов и их изображение по заданному признаку.

1

Предм карт



Мойдодыр

4



60

28

Слушание сказки «Мойдодыр». Выбор картинок по мере изложения.

1

Комбинированный урок

Книга, иллюстр



61

29 Называние предметов (по теме) и действий с ними, характеристика предметов.

1

Предметы гигиены



62

30 Разучивание стихотворения. Выражение лица. Соотнесение выражения лица с символическим рисунком.

1

Стих



63

31 Мое утро. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.

1

Урок компл прим зн

Сюж карт



Игры и игрушки.

3



64

32 Веселый оркестр. Называние предметов и действий с ними.

1

Урок актуализ. зн.

Иллюстр по теме



65

33 Веселый оркестр. Выражение просьбы.

1

Комбинированный урок

Атрибуты для игры



66

34 Веселый оркестр. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.

1

Урок компл прим зн

Граф схемы, сюж карт




РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Литература основная и дополнительная

С.В. Комарова. Устная речь: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва. «Просвещение» , 2014г.-95 с.

Дидактические материалы

  1. Демонстрационные материалы (иллюстрации ).

  2. Книги с изучаемыми произведениями.

  3. Атрибуты игр и постановок

Перечень учебно-методической литературы
  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. - М., Просвещение, 2013.
  2. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. : Просвещение, 2011.
Список литературы Основная литература:
  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. - М., Просвещение, 2013.
  • Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2015.
  • Дополнительная литература
  1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
  2. Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
  4. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос, 2002.






6


© 2010-2022