- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Устная речь для 1 спец. класса VIII вида
Рабочая программа Устная речь для 1 спец. класса VIII вида
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рагозина М.А. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дерябинская средняя общеобразовательная школа»
Верхотурского района Свердловской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УР Директор школы
_________ Валиева Л.А. _________ Плетнева Л.Ю.
«___»___________2015 г «____»___________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Устная речь
для 1 (специального) коррекционного класса VIII вида
Составитель:
Рагозина Мария Андреевна,
учитель начальных классов
Дерябино, 2015
Пояснительная записка Нормативные документы Рабочая программа курса «Устная речь» составлена на основе: - «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. Москва, Просвещение, 2011; - учебника С.В. Комаровой «Устная речь. 1 класс» М., Просвещение, 2014; - учебного плана МКОУ«Дерябинская СОШ» на 2015-2016 учебный год Место в учебном плане
Место в базисном учебном плане На изучение курса «Устная речь» отводится 241 ч из них в 1 классе 66 ч (33 учебные недели), 2-3 класс по 70 ч (35 учебных недель), 4 класс - 35 ч (35 учебных недель). Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Задачи раздела «Устная речь»:
- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- учить строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Подраздел «Аудирование» включен в программу 0-4 классов. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе. Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д. В 3-4 классах вводится подраздел «Общение и его значение в жизни». Задача курса - организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека. Реализация содержания данного подраздела осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. В результате ученики осмысливают значимость речи (для понимания друг друга, для передачи информации), преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли, сообщая о той деятельности, которую они выполняют в данный момент или выполняли ранее.
Подраздел «Дикция и выразительность речи». Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности - силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессе коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания». Этот раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждо- му предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел
«Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику. Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "УСТНАЯ РЕЧЬ" 1 класс Аудирование Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми вазу и поставь в неё цветы» и т. д. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Ша-ша-ша - мама моет малыша. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста. Дикция и выразительность речи Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чи- ттоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений з сопровождении движений. Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов ж слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: «Ты... куда... идёшь... внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке». Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх. Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя). Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я и мои товарищи», «Мойдодыр», «Мир природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Отгадай, что в моём ранце»; «Прогулка в машине», «Весёлый оркестр»; «Терем-теремок», «Репка», «Колобок»; «Мой адрес». Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу и др. (по теме ситуации). Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка .... Дерево высокое, а куст .... И т. Д Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или к товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра. Культура общения Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи), так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнёру). Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны уметь:
- й уровень
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова; /
- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.
- й уровень
- выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
- называть предметы и соотносить их с картинками;
- употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учи-; телей, воспитателей, имена ближайших родственников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Лексическая тема Количество Часов Экскурсий 1 Школьная жизнь 7
22 Игры и игрушки 16 1 33 Играем в сказку 10
44 Я дома 15
55 Я и мои товарищи 9
6 Мойдодыр 4
77 Мир природы 3 1
Итого 64 2 Всего 66 ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 полугодие (32 часа)
№
Название раздела,
темы урока
Кол-во
часов
Тип урока,
рекоменд. практич. упражнения
Информ. сопровождение
Дата
по плану
по
факту
Школьная жизнь
4
1
1
Давайте познакомимся. Выявление представлений по ситуации
1
Урок актуализ. зн.
Иллюстр., с 6-7
2
2 Давайте познакомимся. Приветствие в школе.
1
Урок изуч нов м-ла и перв закр зн.
с. 8, зеркала
3
3
Давайте познакомимся. Использование выразительных средств речи и помощников речи.
1
Комбинированный урок
Илл по теме, зеркала, с9
4
4 Я на уроке. Выполнение одночленных инструкций
1
Мяч
Я и мои товарищи
3
5
5 Знакомство во дворе. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал. Воспроизведение слоговых комплексов
1
Урок актуализ. зн.
Граф схемы, с 12-13
6
6 Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации.
1
Комбинированный урок
ДИ , с.14-15
7
7 Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации
1
ДИ, графич схемы, с 16-17
Играем в сказку
6
8
8 Репка. Слушание сказки в устном изложении учителя
1
Комбинированный урок
Презентация, герои сказки
9
9 Репка. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.
1
Атрибуты
10
10 Репка. Выражение лица. Ролевая игра.
1
Атрибуты, зеркала
11
11 Теремок. Слушание сказки в устном изложении учителя
1
Герои сказки, с 20-21
12
12 Теремок. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.
1
Атрибуты, зеркала, с 22-23
13
13 Теремок. Ролевая игра.
1
атрибуты
Я дома.
3
14
14 Знакомство в гостях. Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал
1
Урок актуализ. зн.
Предм карт, с 26-27
15
15 Знакомство в гостях. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по новой ситуации.
1
Комбинированный урок
С. 28-29, игрушки
16
16 Знакомство в гостях. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.
1
С 30-31, графич схемы
Мир природы
3+1
17
17 Овощи и фрукты. Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. (Овощи)
1
Комбинированный урок
Загадки, овощи, граф схемы
18
18 Овощи и фрукты. Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. (Фрукты)
1
Загадки, фрукты, граф схемы
19
19 Овощи и фрукты. Сравнение двух предметов по заданному признаку.
1
Нат объекты, графич схемы
20
20 Овощи и фрукты. Составление предложений по вопросам с включением отработанной лексики. Экскурсия
1
Графич схемы
Школьная жизнь
3
21
21 Готовимся к празднику. Разучивание стихотворения.
1
Урок изуч нов м-ла и перв закр зн.
Игрушки, стих, с 46-47
22
22 Готовимся к празднику. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации.
1
Комбинированный урок
ФМ, с 48
23
23 Готовимся к празднику. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.
1
Сюж карт, с 49
Игры и игрушки 5
24
24 Покупка школьных принадлежностей. Характеристика предметов. Выражение просьбы.
1
Комбинированный урок
С 34-35, шк принадл
25
25
Покупка школьных принадлежностей. Сравнение двух предметов.
1
с 36-37, предм карт
26
26 Покупка школьных принадлежностей. Ролевая игра.
1
Атрибуты для игры
27
27 Отгадай, что в моем ранце? Составление предложений по вопросам с включением в ответы отработанной лексики.
1
Школьные принадл
28
28 Отгадай, что в моем ранце? Коллективное составление рассказа с использованием рисунка на доске.
1
Урок компл прим зн
Сюж карт.
Игры и игрушки
3+1
29
29
Новогодние чудеса. Выбор из двух картинок соответствующей предложению.
1
Комбинированный урок
С 52, иллюстр
30
30
Новогодние чудеса. Использование силы голоса в упражнениях.
1
С 53, игрушки
31
31 Новогодние чудеса. Разучивание стихотворения. Воспроизведение его в ролевой игре.
1
Стих
32
32
2 полугодие (34 часа)
№
Название раздела,
темы урока
Кол-во
часов
Тип урока,
рекоменд. практич. упражнения
Информ. сопровождение
Дата
по плану
по
факту
33
1 Новогодние чудеса. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации. Экскурсия
1
Комбинированный урок
С. 54-55, сюж карт
Я и мои товарищи
6
34
2
Зимняя прогулка. Выражение просьбы. Ролевая игра.
1
Комбинированный урок
Кукла, с 58-59
35
3
Зимняя прогулка. Выбор из двух картинок соответствующей предложению.
1
С 60-61, иллюстр, графич схемы
36
4 Зимняя прогулка. Коллективное составление рассказа с использованием картинно-символического плана
1
С 62-63, картинный план
37
5 Зимняя прогулка. Произнесение стихотворения в сопровождении движений.
1
стих
38
6 Прогулка в машине. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с ситуацией
1
Комбинированный урок
ДИ, машина
39
7 Прогулка в машине. Разучивание мини-диалога. Воспроизведение в ролевой игре
1
Атрибуты для игры
Играем в сказку
4
40
8 Колобок. Слушание сказки в устном изложении учителя
1
Комбинированный урок
Герои сказки
41
9 Колобок. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевой ситуации.
1
Зеркала,
герои сказки
42
10 Колобок. Рассматривание атрибутов. Распределение ролей.
1
атрибуты
43
11
Колобок. Выражение лица. Ролевая игра.
1
Урок компл прим зн
Атрибуты
Игры и игрушки.
4
44
12 В магазине игрушек. Сравнение двух предметов по заданному признаку.
1
Комбинированный урок
Игрушки, графич схемы, с 40-41
45
13 В магазине игрушек. Называние предметов и действий с ними.
1
С 42-43, игрушки
46
14
В магазине игрушек. Ролевая игра.
1
Атрибуты для игры
47
15 В магазине игрушек. Коллективное составление рассказа с использованием картинно-символического плана.
1
Урок компл прим зн
Сюж картинки
Я дома
12
48
16 Помощники. Слушание стихотворения А.Барто «Помощница», выбор картинок.
1
Комбинированный урок
С 66-67, книга
49
17 Помощники. Выражение просьбы и желания.
1
С 68-69, графич схемы
50
18
Помощники. Использование выразительных средств и помощников речи.
1
С 70-71, зеркала
51
19 Спокойной ночи. Слушание отрывка из «Сказки о глупом мышонке», выкладывание картинок.
1
Книга, с 74-75
52
20 Спокойной ночи. Рассматривание атрибутов, распределение ролей. Ролевая игра.
1
С 76-77, атрибуты
53
21 Спокойной ночи. Разучивание колыбельной, воспроизведение ее в ролевой игре.
1
С78-79, клыбкльная
54
22 Спокойной ночи. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.
1
Урок компл прим зн
Сюж карт
55
23 Доброе утро! Различение громкой и тихой речи в игре.
1
Комбинированный урок
С 82-83,
56
24
Доброе утро! Разучивание мини-диалога, воспроизведение его в ролевой игре.
1
С 84-85, ФМ
57
25 Доброе утро! Практическое использование восклицательной и вопросительной интонации в речевых ситуациях.
1
Урок компл прим зн
ДИ
58
26 Мой адрес. Выявление представлений по теме с помощью вопросов.
1
Комбинированный урок
Предм карт
59
27 Мой адрес. Сравнение двух предметов и их изображение по заданному признаку.
1
Предм карт
Мойдодыр
4
60
28
Слушание сказки «Мойдодыр». Выбор картинок по мере изложения.
1
Комбинированный урок
Книга, иллюстр
61
29 Называние предметов (по теме) и действий с ними, характеристика предметов.
1
Предметы гигиены
62
30 Разучивание стихотворения. Выражение лица. Соотнесение выражения лица с символическим рисунком.
1
Стих
63
31 Мое утро. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.
1
Урок компл прим зн
Сюж карт
Игры и игрушки.
3
64
32 Веселый оркестр. Называние предметов и действий с ними.
1
Урок актуализ. зн.
Иллюстр по теме
65
33 Веселый оркестр. Выражение просьбы.
1
Комбинированный урок
Атрибуты для игры
66
34 Веселый оркестр. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.
1
Урок компл прим зн
Граф схемы, сюж карт
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Литература основная и дополнительная
С.В. Комарова. Устная речь: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва. «Просвещение» , 2014г.-95 с.
Дидактические материалы
-
Демонстрационные материалы (иллюстрации ).
-
Книги с изучаемыми произведениями.
-
Атрибуты игр и постановок
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. - М., Просвещение, 2013.
- Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. : Просвещение, 2011.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. - М., Просвещение, 2013.
- Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2015.
- Дополнительная литература
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
- Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
- Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос, 2002.
6